Музей и социальный маркетинг

Из огромного ассортимента маркетинговых технологий каждый музей должен выбрать действенные инструменты влияния на общественное сознание с целью повышения своей социальной значимости, укрепления репутации и продвижения своей деятельности, направленной на решение острых социальных проблем. Целью некоммерческого музейного маркетинга является создание яркого, привлекательного образа музея как сокровищницы подлинных предметов искусства, истории, науки и техники.

В условиях рыночной экономики и ограниченного бюджетного финансирования всем музеям предстоит:

· постоянно изучать музейную аудиторию и представлять комплекс музейных предложений (экспозиций, программ, сервисов), ориентированных на целевые группы посетителей;

· овладеть такими эффективными инструментами социального маркетинга как спонсоринг и фандрайзинг.

Удовлетворенность посетителя – одна из важнейших целей деятельности музеев.

В задачи музейного маркетинга входит обеспечение роста доходов от посещаемости, участия посетителей в музейных программах, продажи сувенирной продукции, а также создание условий для комфортного пребывания посетителей в музее. Одним из важных направлений деятельности станет изучение рынка интеллектуальных и культурных услуг с целью повышения конкурентоспособности музея. Все эти факторы обуславливают необходимость постоянного совершенствования музейного продукта как комплекса услуг, предоставляемых музеем обществу.

Важной составной частью маркетинговой деятельности музея должно стать продвижение музейного продукта с помощью современных коммуникативных технологий. Это прямая реклама, PR-мероприятия, работа в социальных сетях, печатных и электронных СМИ, а также участие в выставках и ярмарках; прямые коммуникации с потенциальными меценатами, спонсорами и инвесторами для привлечения ресурсов. Деятельность по продвижению музейного продукта должна найти отражение в субсидиях по государственному заданию. Учитывая высокие нагрузки на персонал музея и низкую заработную плату сотрудников, следует создать разработать поощрений или вернуться к государственным компенсациям музеям за бесплатное посещение школьников, студентов, инвалидов, которые пойдут на улучшение качества обслуживание и материальное поощрение сотрудников.

Освоение музеем комплекса социального маркетинга позволит ему найти способы оптимального взаимодействия с целевой аудиторией, местным населением, государственными органами, партнерами, спонсорами, грантодателями, инвесторами, международными организациями, а также с собственными сотрудниками.

Музей и культурные индустрии

Реализация в музеях культурно-развивающих проектов, разработка и реализация линейки отражающих специфику музея сувениров, издание музейных каталогов и иной полиграфической продукции, организация связанных с тематикой музея культурных событий, фестивалей, конкурсных программ, концертов, других массовых мероприятий будет способствовать практическому осуществлению идеи о многоканальном финансировании. Поддержка в музейном деле названных и других видов деятельности, относящихся к творческим индустриям, должна упрочить взаимодействие культуры и экономики.

В данном контексте является целесообразным внесение поправок в действующее законодательство в части формирования правового института творческих индустрий как отдельного типа малого и среднего бизнеса, требующего государственной поддержки.

Создание экспертного совета по творческому предпринимательству в рамках одной из крупнейших общественных организаций музеев отвечает вызовам времени и поможет избежать ошибок при тиражировании продукции заведомо невысокого уровня. Кроме того, этот общественный совет будет содействовать органам власти и субъектам культурного рынка в экспертизе проектов в целях развития и консолидации экспертного сообщества в области культурного производства, творческих индустрий и развития территорий с участием музеев.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Наши рекомендации