Учет, хранение, комплектование и использование музейных коллекций

Музейные предметы и музейные коллекции являются основой знаний, компетенций, социальной интеграции и ценности музеев для общества. Музейный фонд Российской Федерации – это совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных Федеральным законом.

Приведенные факты обнаруживают одну из важнейших проблем музейной сферы – острую необходимость создания нормативных условий хранения музейных ценностей, то есть внедрение превентивной консервации. В настоящее время это главнаязадача в области обеспечения сохранности Музейного Фонда Российской Федерации. Достижение условий нормативного хранения музейных предметов и коллекций означает:

· физическую охрану музейных зданий, фондовых предметов и коллекций (наличие охранной сигнализации, видеонаблюдения, постов охраны);

· противопожарную охрану фондохранилищ, экспозиционно-выставочных и реставрационных помещений, включая системы противопожарной и тревожной сигнализации;

· соблюдение режимов хранения (температурно-влажностного, светового и биологического);

· внедрение учетно-идентификационной и охранной маркировки музейных предметов.

В полном объеме все необходимые требования к хранению музейных предметов соблюдаются только в нескольких десятках крупных музеев. В период до 2030 года каждому из музеев необходимо иметь индивидуальное решение проблем обеспечения нормативного хранения и мониторинга состояния музейных ценностей. Проблема нагрузки на музейного хранителя и контроля за качеством его работы должна быть решена путем разработки нормативов хранения, которые призваны определить оптимальное количество разных типов музейных предметов, которые должно приходится на одного хранителя, а также нормативов хранения предметов на единицу площади.

Для обеспечения сохранности государственной и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации необходимо создание и практическое развертывание системы превентивной консервации музейных ценностей, что позволит остановить бесконечное расширение перечня музейных предметов, требующих реставрации. Наряду с этим необходимо плановое материально-техническое и кадровое укрепление действующих реставрационных организаций, а также поиск организационных форм для модернизации действующей реставрационной отрасли, поддержка и укрепление реставрационных подразделений музеев.

Для осуществления основополагающей музейной функции «связи времен» музеи всех уровней должны осуществлять научное комплектование фондовых собраний. Это одна из важнейших задач современного музея. Для эффективного использования средств, выделяемых на комплектование, каждому музею необходимо иметь Концепцию (программу) научного комплектования фондов, которая должна быть составной частью Программы комплексного развития музея. Деятельность по стратегическому планированию должна занять важное место в научно-фондовой работе музеев.

К числу приоритетных направлений научно-фондовой деятельности музеев на период до 2030 года относится завершение формирования и последующее развитие Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. Завершение формирования музейной базовой информационной системы ФГИС «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации» предполагает активное участие музеев в ее создании. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации по сравнению с уже действующими основными учетными документами будет содержать наиболее полные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

В связи с этим следует активизировать формирование электронных каталогов музейных предметов и коллекций.Электронный каталог Музейного фонда Российской Федерации обеспечивает:

· возможность дистанционного знакомства с музейными коллекциями, что особенно актуально для жителей удаленных населенных пунктов и людей с ограниченными возможностями;

· создание условий для широкого использования потенциала музеев в образовательной деятельности;

· подготовку электронных и печатных каталогов, ориентированных на людей, планирующих туристические поездки в тот или иной регион (как для внутреннего, так и для въездного туризма);

· создание условий для более активного научного изучения музейных коллекций, их включения в культурный, научный и общественный оборот.

Одной из ключевых позиций Минкультуры России в отношении Музейного Фонда Российской Федерации как государственного имущества могло бы стать установление контроля за исполнением бюджетных обязательств в области сохранения Музейного фонда Российской Федерации в части:

· совершенствования материально-технической базы для содержания музейных предметов и коллекций (предоставление помещений, ремонт фондохранилищ, установка оборудования, контрольно-измерительных приборов и др.);

· укрепления рубежей охраны, систем оповещения и внедрения современных технологий обеспечения пожарной безопасности музейных фондов;

· последовательного внедрения в музейную практику апробированных в Государственном историческом музее, Государственном Эрмитаже, Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина, Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д.Фелицина технологий охранной маркировки музейных предметов. Данные технологии прошли необходимые испытания и получили положительные заключения ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря и ГосНИИР. Для организации внедрения технологий охранной и учетно-идентификационной маркировок необходимо выделение федерального финансирования и закрепления вышеуказанных музеев в качестве научно-методических и технических региональных центров внедрения маркировки.

В числе приоритетов остаются кадровое и научно-методическое обеспечение научно-фондовой и образовательной деятельности музеев.Учитывая резолюции ряда научно-практических конференций, всероссийского совещания хранителей и десяти научно-практических межрегиональных семинаров «Актуальные проблемы сохранения Музейного фонда Российской Федерации», результаты проведенного анкетирования музеев, следует привести выработанный музейным сообществом алгоритм решения ряда наболевших проблем в этой области музейного дела. Он включает в себя такие важные составляющие, как:

· обеспечение внедрения системы профессиональных стандартов в музейном деле и разработка механизмов их использования;

· организация эффективной межведомственной координации Минкультуры России и Минобрнауки России в следующих направлениях:

ü выделение бюджетных мест вузам, ведущим подготовку по направлениям «музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и «музейная педагогика»;

ü проведение целевого набора (бакалавриат и магистратура) в соответствующие вузы с последующей работой выпускников в музеях;

ü выделение бюджетных мест для системы дополнительного профессионального образования музейных специалистов по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области музейного дела и охраны памятников, также музейной образовательной деятельности.

В качестве важного дополнения к непрерывному образованию музейных специалистов-хранителей следует:

· скорректировать и актуализировать имеющуюся среднесрочную Программу обеспечения сохранности Музейного фонда Российской Федерации (2011 г.); обеспечить включение ряда мероприятий из нее в ФЦП «Культура России» (действующую и будущую) в части материально-технического обеспечения научно-фондовой деятельности, развития системы превентивной консервации и реставрации музейных ценностей и др.;

· продолжить практику проведения межрегиональных научно-практических семинаров «Актуальные проблемы сохранения Музейного Фонда Российской Федерации», «Музей – зрителю», которые зарекомендовали себя в качестве эффективного метода информирования музейных кадров, а также повысить их статус до уровня обучающих семинаров по повышению квалификации с увеличением продолжительности и введения дистанционного контроля за усвоением информации.

Наши рекомендации