Тема 5. Атрибуция музейных предметов. Этапы и подходы в исследовании подлинности и достоверности музейных предметов.

Музейные Экспозиции и выставки. Их проектирование. Постоянная и временная экспозиция музея. Две стратегии музея.

Понятия «экспозиция» и «выставка». Общее и различия.

Термин «экспозиция», от латинского «ехроsito» (выставлять), в широком смысле означает любую совокупность предметов, выставленных для обозрения. Понятие «экспозиция» в музее ведении формировалось постепенно Только к концу XIX в процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них «демонстрационных коллекций». Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостно предметно пространственную систему в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (науч. и худ ) замыслом.

Визитной карточкой музея, видимой для посетителей, является его экспозиционно-выстовочная работа. Если экспозиция является стационарной публикацией музейных предметов, то выставку можно рассматривать как временную публикацию, связанную либо с представлением новых поступлений в музейные фонды, либо с отчетом о деятельности музея заопределенный срок, либо с откликом музея на какие-либо знаменательные события. Поэтому выставки могут быть тематическими, фондовыми и отчетными. Музейная выставка – наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, способствующая на разных этапах возникновению, совершенствованию и развитию основной экспозиции музея. Подход к ним однозначен с подходом к экспозициям.

Понятие экспозиции постоянно уточняется современными музееведами. При одинаковом подходе к их значимости в деятельности музея существуют разные их определения.

А.Б. Закс в 1988г.дал следующее определение: «Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений»

С позиций музейных предметов как знаков подходит к определению экспозиции В. П. Арзамасцев: «Музейная экспозиция предстает как особая информационная система, отражающая явления исторического процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты и строящаяся через их осмысление автором экспозиции в расчете на определенное понимание ее воспринимающим субъектом. Своеобразие экспозиции как информационной системы заключается в первую очередь в том, что она анализирует и обобщает процесс или явление в форме самих вещественных, предметных частей исследуемого процесса или явления. Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природыи материального мира человека, и как отраженная картинадействительности. (АрзамасцевВ.п. О семантической структуре музейной экспозиции/ /Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989. С. 48).

Исходя из этих определений, музейная экспозиция может рассматриваться как информационно-коммуникативная музейная система, основанная на знаковом значении музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным, художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.

Основные особенности музейной экспозиции следующие:

_ в ней представлены музейные предметы, способные датьпосетителю разнообразную информацию, передать егосопричастность той модели реального мира, которой является экспозиция, оказать на него эмоциональное воздействие;

_ в ее основе лежит разработанная коллективом музея научная концепция, определяющая содержание экспозиции, принципы отбора музейных предметов, их группировку,композицию, интерпретацию и художественное решение.

Статья 1.

Понятие исторического памятника включает в себя как отдельное архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду, носящие характерные признаки определенной цивилизации, знаменательного пути развития или исторического события. Оно распространяется не только на выдающиеся памятники, но также на более скромные сооружения, приобретающие с течением времени значительную культурную ценность.

Статья 2.

Консервация и реставрация памятников составляет такую дисциплину, которая взаимодействует со всеми отраслями науки и техники, способствующими изучению и сохранению монументального наследия.

Цель

Статья 3.

Консервация и реставрация памятников имеют целью сохранение памятников как произведений искусства и как свидетелей истории.

Консервация

Статья 4.

Консервация памятников предполагает, прежде всего, постоянство ухода за ними.

Статья 5.

Консервация памятников всегда облегчается возможностью их использования на благо общества; такое использование желательно, но при условии сохранения архитектурной целостности и декора зданий. Только в этих рамках можно разрешать и предпринимать работу по приспособлению, необходимость которой вызвана новыми требованиями современной жизни.

Статья 6

Консервация предполагает сохранение памятника в рамках свойственного ему окружения и масштаба. Если традиционное окружение существует, его не следует нарушать. Всякое новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму, недопустимы.

Статья 7.

Памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от окружающей среды, где он расположен. Следовательно, перемещение всего памятника или его части не должно допускаться. Перемещение возможно в том случае, если это необходимо для сохранения памятника или может быть оправдано высшими национальными или международными интересами.

Статья 8.

Скульптурные, живописные или декоративные элементы, являющиеся неотъемлемой частью памятника, могут быть отделены от него только в том случае, если единственно эта мера может обеспечить их сохранность.

Реставрация

Статья 9.

Реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель – сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза; что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочтенная необходимой по эстетическим или техническим причинам, должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать нашего времени. Археологические и исторические исследования памятника должны всегда предшествовать и сопровождать реставрационные работы.

Статья 10.

В случае если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии консервации и строительства, эффективность которых подтверждена научными данными и гарантирована опытом.

Статья 11.

Наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью реставрации. Если здание несет на себе отпечатки многих культурных пластов, выявление более раннего пласта является исключительной мерой и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не представляют интереса, если композиция после этого свидетельствует о высокой исторической, археологической или эстетической ценности, если состояние сохранности раскрываемого памятника признано удовлетворительным. Суждение о ценности таких элементов и решение о возможности их устранения не могут зависеть единственно от автора проекта.

Статья 12.

Элементы, предназначенные для замены недостающих фрагментов, должны гармонично вписываться в целое и вместе с тем так отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника.

Статья 13.

Дополнения могут быть допустимы только в том случае, если они оставляют нетронутыми все примечательные части здания, его традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с окружающей средой.

Статья 14.

Комплексы памятников должны быть объектом особой заботы, необходимой для сохранения их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования. Проведение работ по консервации и реставрации должно быть обусловлено принципами, изложенными выше.

Раскопки

Статья 15.

Раскопки должны производиться с соблюдением научных норм и в соответствии с рекомендациями, определяющими международные принципы проведения археологических раскопок, принятыми ЮНЕСКО в 1956 году.

Должно быть обеспечено укрепление руин и приняты меры, необходимые для консервации и постоянной защиты архитектурных элементов и обнаруженных в ходе раскопок предметов. Кроме того, должны быть предприняты меры для облегчения понимания значимости памятника, выявленного в результате раскопок, не искажая при этом его смысла.

Всякая реконструкция должна быть исключена изначально, можно допустить лишь анастилос, то есть возвращение на свои места сохранившихся, но разрозненных фрагментов. Введенные элементы всегда должны быть распознаваемы и представлять собой минимум, необходимый для обеспечения условий консервации памятника и восстановления единства его форм.

Документация и публикации

Статья 16.

Работы по консервации, реставрации и раскопкам должны всегда сопровождаться составлением точной документации, представленной в виде аналитических и критических отчетов, снабженных рисунками и фотографиями. В них должны быть отражены все этапы работ по раскрытию, укреплению, перекомпоновке и включению, а также элементы технического и формального характера, выявленные во время этих работ. Эта документация должна быть передана в архивы общественной организации и предоставлена в распоряжение исследователей. Рекомендуется публикация этих документов.

[2]Поправко, Е.А. Музееведение. Учебное пособие / Е.А. Поправко. – Владивосток, Издательство ВГУЭС, 2005.

Тема 5. Атрибуция музейных предметов. Этапы и подходы в исследовании подлинности и достоверности музейных предметов.

Одной из ключевых проблем развития рынка русского искусства является проблема установления подлинности произведений. Рождение в России цивилизованных рыночных отношений, вхождение в мировое сообщество влечет появление новых институтов, отвечающих требованиям мирового сообщества, подчас завышенным по отношению к русскому искусству, из-за частого отсутствия убедительной информации о происхождении вещи и из-за многочисленных скандалов с фальшивками.

В словаре Ожегова – эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Экспертиза - рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для дачи заключения.

Эксперты проверяют, исследуют произведение искусства на предмет его "подлинности" соответствия заявленному времени создания и принадлежности руке того или иного художника. Итог их работы - экспертное заключение, подтверждающее или отрицающее подлинность картины, иконы, вазы, ювелирных изделий и т.д.
Суть занятий эксперта можно определить как идентификацию и установление статуса произведения искусства, накопление первичных знаний о нем.

Экспертиза должна в оптимальный срок дать свой ответ. Промедление задевает интересы владельца, покупателя, в том числе, когда им становится и музей. Именно поэтому экспертиза является первым оперативным этапом в изучении предмета искусства, - востребованного художественным рынком.

Экспертная фондово-закупочная комиссия является постоянно действующим совещательным органом музея и создается для рассмотрения вопросов отбора, оценки и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания, а также для решения организационных и научно-практических вопросов учетно-хранительской деятельности музея.

В состав ЭФЗК входят руководители структурных подразделений музея, научные сотрудники отдела музейных фондов, а также отдельные высококвалифицированные научные сотрудники.

Экспертная фондово-закупочная комиссия имеет право:

Рассматривать вопросы о приеме в состав музейного собрания предметов музейного значения:

- приобретаемых музеем путем закупки за счет средств музея;

- полученных сотрудниками музея в результате научных экспедиций и командировок по комплектованию фондов;

- передаваемых музею безвозмездно предприятиями, учреждениями, организациями или отдельными лицами. 3.2. Проводить экспертные работы по отнесению культурных ценностей к категории музейных предметов и музейных коллекций и оценке их стоимости в случае приобретения.

Выносить решения о включении новых поступлений в состав музейного собрания и отнесении их в состав основного, научно-вспомогательного или обменного фондов, а также отдельных музейных предметов и коллекций основного фонда к категории уникальных.

Устанавливать дополнительные сроки регистрации музейных предметов и музейных коллекций в учетной документации в случаях единовременного поступления их в большом объеме, если их регистрация не может быть проведена в установленный срок - 1 месяц.

Рассматривать и оценивать качество составления и оформления сопроводительной документации (полевой документации и актов приема, коллекционных описей, легенд) на поступающие в состав музейного фонда предметы.

Рассматривать итоги внутрифондовой экспертизы по составу музейных коллекций, включая вопросы:

· выделения из фондов непрофильных для музея предметов;

· перевода предметов из состава основного фонда в научно-вспомогательный, а также из научно-вспомогательного в основной фонд;

· выделения обменного фонда;

· обоснования для списания музейных предметов.

Рассматривать и вносить на утверждение планы и акты проверки наличия музейных коллекций.

Давать рекомендации по вопросам организации внутримузейного учета и обеспечения сохранности музейных предметов и музейных коллекций.

Запрашивать от руководителей структурных подразделений и отдельных сотрудников:

а) письменные объяснения о причинах утраты, порчи и разрушении музейных предметов и музейных коллекций;

б) предложения и заключения, необходимые для проведения экспертной оценки музейных предметов и музейных коллекций.

Наши рекомендации