Публичное представление музейных предметов и коллекций, объектов культурного наследия

Активное расширение и совершенствование форм доступа к культурным ценностям, хранящимся в музеях, – важнейшая задача, стоящая перед музеями. В музеях России с учетом проводимых выставок в 2015 году представлено уже более 10% музейных фондов. Развитие музейного дела предусматривает обеспечение более широкого доступа к музейным коллекциям («открытое хранение» фондов, виртуальные музеи, доступность цифровых изображений, внесенных в Электронный каталог Музейного фонда Российской Федерации).

В период реализации Концепции планируется:

· укрепление имеющихся и развитие новых направлений презентации музейных коллекций на основе изучения целевых аудиторий;

· активизация межмузейного, межрегионального и международного выставочного обмена с целью укрепления единого культурного пространства;

· совершенствование постоянных экспозиций и выставочных проектов музеев с применением цифровых, информационно-маркетинговых и других технологических инноваций;

· публикация музейных коллекций;

· создание экспозиций под открытым небом, представляющих все виды объектов культурного наследия, включая культурные ландшафты; создание и презентация культурно-экологических туристских маршрутов в музеях, музеях-заповедниках и музеях-усадьбах.

Постоянная экспозиция

Музей должен выйти на качественно новый уровень проектирования музейных экспозиций, рассматривая каждое их создание как воплощение художественной идеи. К настоящему времени сложилось понимание того, что музейная экспозиция должна не только обладать всеми качествами произведения искусства, но и «стать зоной открытого и свободного общения посетителей на разных уровнях и в разных формах». Идеологическая направленность музейных экспозиций сосредоточена в их предназначении – служить воспитанию гражданственности, патриотизма и духовности. Широкое применение в экспозиции современных мультимедийных технологий рассматривается прежде всего как средство установления коммуникаций с молодежью и детьми, которое не заменяет, а дополняет бесценное общение с подлинными музейными предметами – свидетелями истории и произведениями искусства. Для региональных музеев актуальным становится обновление постоянных экспозиций не реже одного раза в 3-5 лет.

Одним из приоритетов при создании экспозиций под открытым небом является показ памятников археологии, обнаруженных во время проведения экспедиций, в непосредственной близости от этих мест, в их историческом контексте. Имеется немало трудностей, связанных с популяризаций данных памятников, поскольку предметы, обнаруженные при раскопках, обычно вывозятся в крупнейшие музеи. Музеефикация мест археологических раскопок позволит не только сохранить памятники археологии, но и популяризировать археологическое наследие, развивать туристические маршруты, включающие посещение данных памятников.

Выставочная деятельность

В числе приоритетных направлений выставочной деятельности музеев России Концепция рассматривает:

· реализацию в регионах России в городах с численностью населения от 50 тыс. до 1 млн человек государственного плана выставочной деятельности, что предполагает активное участие в выставках федеральных музеев;

· активизация выставочной деятельности музеев внутри страны, заметное увеличение регионального компонента, включая привлечение музейных предметов из региональных собраний в крупные выставочные проекты ;

· увеличение участия крупных, как федеральных, так и региональных музеев в формировании культурного пространства малых городов;

· создание, организация и прокат передвижных художественных выставок подлинных музейных предметов из собраний ведущих российских музеев в субъектах Федерации;

· создание в регионах мультикультурных центров с экспозиционными залами и площадками для демонстрации мультимедиа проектов;

· проведение выставок из региональных музеев и музеев стран СНГ в крупнейших федеральных музеях;

· создание масштабных межинституциональных проектов, демонстрирующих все богатство музейного наследия России;

· позиционирование России в международных выставочных проектах как активного участника диалога культур с целью поддержания авторитета России как великой мировой культурной державы;

· показ в ведущих федеральных музеях России выставок из собраний крупнейших музеев мира;

· создание современной высокотехнологичной музейно-выставочной инфраструктуры в регионах России;

· создание в регионах России с повышенным риском военной угрозы (террористической опасности) (Северо-Кавказский ФО) условий для безопасного экспонирования предметов Музейного фонда Российской Федерации;

· оказание научно-методической помощи уполномоченным федеральным и региональным музеям в вопросах обеспечения состояния помещений, экспозиционного оборудования, транспортировки и страхования музейных предметов;

· создание в России Института государственных гарантий финансовой ответственности в отношении музейных предметов (Indemnity) при их перемещении на выставки за рубеж, при реализации межмузейных выставочных проектов на территории Российской Федерации, а также научно-методическая поддержка музеев по вопросам организации страхования предметов Музейного фонда;

· разработка законодательного механизма, обеспечивающего государственные гарантии судебного иммунитета от посягательств третьих лиц (Immunity), регламентирующего систему обеспечительных мер неприкосновенности от наложения ареста в порядке предварительного обеспечения исков в отношении временно ввезенных из-за границы в Российскую Федерацию культурных ценностей (музейных предметов).

Активное продвижение выставочного и музейного продукта отвечает требованиям времени и делает актуальной деятельность музеев в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая работу в социальных сетях, подготовку электронных каталогов, презентацию цифровых изображений, показ виртуальных экспозиций.

Наши рекомендации