Карта достижений выпускника дошкольной группы

Характеристики достижений детей (качества личности ребенка) всегда проявляется иногда проявляется очень редко проявляется
  Нормализация, социализация и эмоциональная устойчивость      
1. Стремление к соблюдению порядка      
2. Трудолюбие      
3. Осознанная концентрация внимания в процессе своей деятельности.      
4. Стремление к самостоятельной работе в тишине.      
5. Способность действовать, исходя из реального выбора      
6. Способность к проявлению воли (умение самостоятельно сдерживать свои спонтанные потребности)      
7. Самодисциплина. Умение подчинить собственные интересы нормам поведения, принятые в группе.      
8. Жизнерадостность      
9. Способность выражать чувства адекватно ситуации      
10. Доверие к себе и уверенность в своих способностям      
11. Терпение. Способность ожидать желаемого      
12. Готовность отстаивать себя в трудной ситуации без помощи взрослых      
13. Умение обсуждать конфликтную ситуацию и стремление позитивно ее решать      
14. Способность договаривается о совместной работе и работает вместе с другим ребенком или детьми      
15. Умение просить о помощи и предлагать помощь другим      
16. Умение не мешает работать другим и не разрушают чужую работу      
17. Готовность соблюдать правила группы и помогать другим их соблюдать      
18. Умение исполнять роль учителя, наставника      
19. Радость от предстоящего перехода из детского сада в школу      
  Познавательная активность      
1. Умение сделать осознанный выбор материала, продолжительности и способа работы с ним, место для занятия      
2. Умение организовать свое рабочее место      
3. Навык завершения начатой работы до конца      
4. Стремление к опытно-экспериментальной деятельности      
5. Проявление устойчивого интереса к самостоятельному письму и чтению .    
6. Стремление расширять уже имеющиеся познания в математике      
7. Стремление к участию в коллективной творческой деятельности      
8. Устойчивое желание проявить себя в музыкальной и художественной деятельности      
9. Понимание причинно-следственных связей происходящих событий      


1.4.Глоссарий(дублирован в конце текста Программы)

Антропологический подход воспитания и образования - это соотношение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — это положение К.Д. Ушинского является базовым для педагогической антропологии. М. Монтессори рассматривала ребенка, как часть природы и по преимуществу биологического существа. Вслед за ней наблюдение, выявление и интерпретация законов индивидуального и группового развития детей мы считаем основным методом педагогической практики, на основании которого создана наша Программа.

Впитывающий разум ребенка. Ребенок кардинально отличается от взрослого человека тем, что обладает особой формой сознания - «впитывающим разумом» (термин М. Монтессори), то есть впитывает все свое окружение целиком, без отбора и выделения отдельных объектов окружающего мира. Этот период длится от рождения до 5-6 лет.

Возрастная периодизация - это — деление онтогенеза человека на отдельные периоды, в соответствии с общим для всего онтогенеза законом. На основе результатов конкретных социально-психологических исследований, проводившихся в течение почти 40 лет в разных странах мира, доктор М. Монтессори вывела свою психологическую периодизацию развития человека от рождения до зрелости. Она основывалась на принципе доминант психического развития человека в разные возрастные периоды. Похожей точки зрения на придерживались и представители уникальной отечественной физиологической школы, возникшей в конце XIX века в Петербургском университете, И.М.Сеченов, Н.Е. Введенский, А.А.Ухтомский. объяснил механизмы поведения людей, открыв законы формирования Доминанты как главного фактора, определяющего индивидуальные особенности мотивации, дееспособности и всех психических процессов.

От рождения до 6 лет

(доминантой является впитывающий разум ребенка)

Первый период от 0 до 3 лет

(тип ментальности, к которому взрослые подступиться не могут)

Второй период от 3 до 6 лет

(ребенок строитель самого себя, значительная трансформация личности)

От 6 до 12 лет

(доминантой является физическая и ментальная стабильность)

Первый период от 6 до 9 лет

(ребенок исследователь-лаборант окружающего мира)

Вторая фаза от 9 до 12 лет

(ребенок ученый-исследователь)

От 12 до 18 лет

(доминантой является физическая и социальная зрелость)

Первый период от 12 до 15 лет

(подросток осознает нравственный закон жизни)

Второй период от 15 до 18 лет

(фаза активной социализации молодых людей)

Гуманистическая педагогика - это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей. Само понятие гуманизм произошло от латинского слова humanus, означавшего человеческий, человечный. Гуманизм – это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий. Гуманизм утверждает универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как совокупность ценностных установок гуманизм является общественным идеалом.

Деятельностный подход в образовании – это метод обучения и воспитания, при котором ребёнок получает знания и обретает умения в процессе собственной деятельности. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Упор делается на зону ближайшего развития ребенка, то есть область его потенциальных возможностей. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в специально созданных условиях для развития ребенка и необходимой помощи со стороны учителя.

Изоморфность -этоособое свойствоМонтессори-материалов, состоящее в том, что структура предмета, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в его головном мозге.

Индивидуальная карта достижений — это документ, фиксирующий наблюдения педагогов за жизнью детей в разновозрастной группе, но не являющийся диагностикой психического развития ребенка и не содержащий оценок его поведения. Индивидуальная карта достижений детей служит объективным поводом для наиболее эффективной помощи детям в их жизни со стороны педагогов и родителей.

Инновационный подход к образованию -это по определению современных философов есть создание новых образцов и изменений в образовании, которые принимаются определенным слоем существующей культуры, и которые в последующем влекут за собой системные изменения. Своего рода запуск в традиционную культуру новых образцов действий, способствующих прорастанию в ней модернизированной культуры.

Инклюзивное образование (inclusif-включающий в себя) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию в том числе и детям с особыми потребностями.

Карта оценки качества работы образовательной организации — это документ, предназначенный для оценки эффективности работы дошкольной образовательной организации по определенным критериям: соответствие созданных условий физическим и психологическим особенностям детей дошкольного возраста, соответствие стиля работы педагогов принципам саморазвития детей, соответствие планировки помещений детской образовательной организации для жизни детей и эффективной работы педагогического коллектива и др.

Конструктивистский подход в педагогике - это инновационно-психолого-дидактическая система, ориентированная на помощь детям в самоактуализации и непрерывном развитии их когнитивных, социальных и психологических компетенций. Под помощью детям в самоактуализации понимается создание в учебном пространстве специальных условий для организации деятельности детей с использованием методов, основанных на постановке целей саморазвития (конструирования) мышления и самостоятельного приобретения компетенций, необходимых для будущей жизни и продолжения образования.

Культурно-исторический подход к образованию и воспитанию детей рассматривает формирование психики ребенка в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В первую очередь это означает передачу ребенку культурных образцов поведения людей, общения и деятельности, как они формировались в процессе онтогенеза человека.

Материализованная абстракция – отличительная черта дидактических Монтессори-матеравлов. Опираясь на «материализованные абстракции» наглядно-действенное мышление дошкольника плавно переходит в абстрактное мышление, присущее детям более старшего возраста.

Метод Монтессори понимается, как исследование жизни детей в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей среде, совокупность приемов педагогической работы с целью установления закономерных связей в природосообразном развитии детей. Основой метода Монтессори является опосредованное включенное наблюдение и эксперимент.

Методика Монтессори это особая позиция в работе Монтессори-педагога, объектом которой или ее гуманитарной технологией, является описание конкретных профессиональных действий педагога, воплощающих в жизнь принципы системы М. Монтессори.

Монтессори-педагог —интернациональный термин (англ. Montessori teacher, итал. Montessori Maestro, нем. Montessori-Lehrer) педагог (учитель, воспитатель), работающий с детьми в детском саду или школе Монтессори. В России это педагог, работающий в Детском саду по системе Монтессори или в Школе Монтессори.

Монтессори-терапия - область науки, находящейся на стыке медицины, психологии и педагогики, нацеленная на помощь в жизни детям с ограниченными возможностями здоровья.

Монтессори-терапевт — медик с профессиональными знаниями педагогики и детской психологии, который исследует воздействие специально подготовленной Монтессори-среды на детей с различными диагнозами.

Наблюдение – это метод непосредственного восприятия, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в группе дошкольной образовательной организации). Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов и их объективного педагогического анализа.

Нормализация (термин М. Монтессори). Это уникальный процесс, который М. Монтессори открыла в развитии ребенка. Нормализованный ребенок является итогом профессиональной работы педагогов. «Нормализованный ребенок» обладает любовью к порядку, любовью к работе, спонтанной концентрацией, принятием реальности, способностью свободного выбора и самоопределения, послушанием, независимостью, инициативой самодисциплиной и жизнерадостностью.

Образование детей раннего и дошкольного возраста.Это процесс саморазвития детей в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей среде.

Педагогическая система М. Монтессори. Этот термин означает единство и целостность Монтессори-педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспекте. Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей среде. Она рассматривала понятие педагогической системы с точки зрения антропологии, выделяя сенситивные периоды роста ребенка и, создавая максимально комфортные условия для их протекания. Средством становления личности детей в ее системе является их самостоятельная деятельность по освоению окружающего пространства, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы.

Понимание принципа актуального и ближайшего развития детей (термин Л.С. Выготского) В 20-х годах Лев Семенович Выготский объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека. Он писал, что зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он способен с помощью учителя. Специально подготовленная среда детского сада Монтессори содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют две цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т.е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель (не осознанная ребенком) работает на зону его ближайшего развития. В зоне ближайшего развития ребенок работает с дидактическими материалами совместно-разделенным способом с помогающим ему педагогом, а в зоне актуального развития упражняется с материалом самостоятельно.

Портфолио - это продукт образовательной деятельности детей, собранный в коллекцию их работ, осуществленных в течение определенного промежутка времени. Детские портфолио всесторонне анализируются и оцениваются педагогами и интерпретируются в соответствии с другими материалами мониторинга детских достижений.

Разновозрастность организации детских групп. Реальным воплощением в жизнь принципов возрастной периодизации психического развития детей по М. Монтессори является организация детских групп в детских садах по ее системе на основе принципа разновозрастности. В группах детей раннего возраста собраны вместе дети от 1 года (иногда раньше) до 3-х лет. В дошкольных группах детского сада по системе Монтессори вместе собраны дети от 3 до 6 лет. В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным брать на себя ответственность за свое поведение в определенных жизненных обстоятельствах.

Свободная работа детей в специально-подготовленной предметной развивающей среде. Активность детей, их познавательную, исследовательскую, продуктивную и творческую деятельность в специально-подготовленной среде М. Монтессори называла свободной работой. Это понятие она отличала от понятия свободная игра. Среди российских психологов и педагогов подобных взглядов придерживается академик Н.Н. Поддяков, когда говорит: «…Целостность детской личности определяется поисковой деятельностью. Это самое фундаментальное основание любой нормальной здоровой личности, связывающее воедино все её центральные ипостаси. (Н. Поддьяков, «Психическое развитие и саморазвитие ребенка» 1990). Тем не менее дошкольник — человек играющий, и обучение входит в него через ворота детской игры. Свободная работа с дидактическими материалами Монтессори все же является своеобразной детской деятельностью похожей на игру с предметами, способствующими квази-исследовательской деятельности характерной для детей дошкольного возраста.

Сенситивные периоды психического развития - это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, к восприятию того или иного объекта и субъекта окружения, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. Среди основных сенситивных периодов детства М.Монтессори выделяла:

Сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет)

Сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет)

Сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет)

Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет)

Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет)

Сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет)

Наши рекомендации