Производственной (психолого-педагогической) практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Декан педагогического факультета
________________ / З. Н Козлова
«____» ________________ 2007г.
Программа
Производственной (психолого-педагогической) практики
для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование.
дополнительная специальность
1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский).
1-01 01 02 Дошкольное образование.
дополнительная специальность
1-01 01 01-06 Дошкольное образование. Практическая психология.
Факультет педагогический
Кафедра спецдисциплин дошкольного образования
Курс III
Семестр VI
Барановичи, 2007
Разработана на основе типовой программы БГПУ им. М. Танка. — Минск, 2003.
С о с т а в и т е л ь : Королева Н. А. — преподаватель кафедры специальных дисциплин дошкольного образования педагогического факультета БарГУ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой специальных дисциплин дошкольного образования педагогического факультета БарГУ
Протокол № 13 от «21»июня 2007г.
Заведующий кафедрой К.С. Тристень
Одобрена методической комиссией педагогического факультета БарГУ
Протокол № 11 от «25» июня 2007г.
Председатель Н.А. Королева
ВВЕДЕНИЕ
Производственная (психолого-педагогическая) практика в дошкольном учреждении выступает одной из форм учебной работы студентов, которая обеспечивает связь теории с практикой.
По учебному плану психолого-педагогическая практика проводится на 3 курсе (VI семестр) на протяжении 5 недель (750 часов).
Ее целью является формирование у студентов педагогических умений, совершенствование их подготовки к самостоятельной работе с детьми дошкольного возраста и родителями.
Задачи практики:
1. Закрепить у студентов знания о функциях педагога дошкольного учреждения.
2. Познакомить студентов с особенностями воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
3. Углубить педагогическую направленность студентов, формировать у них умения самостоятельно планировать, проводить и анализировать состояние учебно-воспитательной работы в ДОУ, находить пути ее совершенствования.
4. Формировать у студентов организаторские умения, привычки к учебно-исследовательской работе.
Содержание педагогической практики
Дни недели | Разделы и темы практики | Содержание и формы работы | Управляемая самостоятельная работа студентов | Формы контроля |
1-ый день | Проблемы современного ДОУ и организация работы в нем. | Ознакомление студентов с базой ДОУ. Беседы с заведующей ДОУ, заместителем по основному виду деятельности об особенностях организации работы. Экскурсия по дошкольному учреждению. Закрепление студентов за возрастной группой, знакомство с детьми и воспитателем. Знакомство с формой плана работы воспитателя. | 1. Изучение программы воспитания и обучения, которой руководствуется воспитатель. 2. Изучение плана работы воспитателя (его форма, содержание). | Записи в дневнике. В папку-копилку: краткая характеристика детей своей возрастной группы. |
2-ой день | Просмотр и анализ воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах ДОУ. | Просмотр и анализ разных форм работы по ознакомлению детей с природой и по развитию речи (занятия, экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, игры и т.д.) Выбор ребенка для психолого-педагогической характеристики. | 1.Изучить задачи, которые решаются в группе по ознакомлению с природой и по развитию речи (согласно плану воспитателя и программы воспитания в детском саду). 2. Наблюдение за ребенком, с целью дальнейшего составления психолого-педагогической характеристики. | Записи в дневниках. Анализ, согласно приложению № 4,7,8. В папку-копилку: конспекты занятий по ознакомлению детей с природой и по развитию речи. |
3-ий день | - // - | Просмотр и анализ разных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, занятия, досуги, праздники). | Изучить задачи, которые решает воспитатель по укреплению здоровья детей (план работы воспитателя, программа воспитания в детском саду). | Записи в дневниках. Анализ занятий согласно приложению № 3. В папку-копилку: конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия. |
4-ый день | - // - | Просмотр и анализ разных форм работы по формированию элементарных математических представлений (комбинированные и комплексные занятия, дидактические игры, развлечения). | 1. Изучить задачи возрастной группы по формированию у детей элементарных математических представлений. 2.Наблюдение за ребенком и анализ его деятельности | Анализ заня-тия согласно приложению №1. В папку-копилку: конспект занятий по ФЭМП. Записи в дневниках. |
5-ый день | - // - | Просмотр и анализ разных форм работы с детьми по изобразительной и музыкальной деятельности. | 1. Изучить задачи возрастной группы по ИЗО и музыке. 2.Анализ деятельности наблюдаемого ребенка. 3. Составление индивидуального плана-графика проведения зачетных занятий. | Анализ занятия, согласно приложению № 5. В папку-копилку: конспекты просмотренных форм работы. Индивидуальный план-график зачетных занятий. |
6-ой день | Организация и проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. | Самостоятельное планирование и проведение студентами режимных процессов и пробных занятий: а) по ознакомлению с природой (экскурсия, труд на огороде, в цветнике, наблюдения)-1 подгруппа б) по ИЗО (лепка, рисование, аппликация, конструирование) - 2 подгруппа. | Изучение индивидуальных особенностей детей: уровень сформированности изобразительной деятельности | Записи в дневниках, конспекты проведенных занятий и режимных процессов. |
7-ой день | - // - | Самостоятельное планирование и проведение режимных процессов и пробных занятий: а) по ФЭМП - 2 подгруппа; б) по физкультуре (разные типы) - 1 подгруппа | Изучение индивидуальных особенностей детей, их интеллектуальное и физическое развитие | - // - |
8-ой день | - // - | Самостоятельное планирование и проведение режимных процессов и пробных занятий: а) по развитию речи (разные виды) - 1 подгруппа; б) по физкультуре (разные типы) - 2 подгруппа. | Изучение индивидуальных особенностей детей, развитие их речи. | - // - |
9-ый день | - // - | Самостоятельное планирование и проведение режимных процессов и пробных занятий: а) по развитию речи (разные виды)- 2 подгруппа; б) по ФЭМП - 1 подгруппа. | 1. Изучение индивидуальных особенностей интеллектуального уровня детей. 2. Изучение уровня речевого развития. | Записи в дневниках, конспекты проведенных мероприятий. |
10-ый день | - // - | Самостоятельное планирование проведение режимных процессов и пробных занятий: а) по ИЗО (лепка, рисование, аппликация, конструирование) - 1 подгруппа; б) по ознакомлению с природой (экскурсия, труд на огороде, в цветнике, наблюдение)- 2 подгруппа. | Изучение индивидуальных особенностей детей: а) уровень знаний по ознакомлению с природой; б) изобразительные навыки. | Записи в дневниках, папку-копилку: конспекты проведенных, мероприятий. |
3-4 неделя | - // - | Проведение режимных процессов и зачетных занятий: по физкультуре, развитию речи, ознакомлению с природой, математике, ИЗО. Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом воспитателя и индивидуальным планом работы студента, утвержденным руковод. педпрактики | Сделать наглядные пособия (на выбор): по музыке, ИЗО, ФЭМП, игре, учитывая рекомендации воспитателя. Подготовить материал в «Уголок для родителей». | Развернутые планы-конспекты в папку-копилку с оценкой (все провед. виды занятий и одного режимного процесса по выбору студента) |
5 неделя 1-2 день | Научно-исследовательская работа студентов по изучению личности ребенка | 1. Проведение диагностики физической подготовленности детей: а) сформированность основных видов движений; б) развитие основных физических качеств. В обследовании принимают участие 6-8 детей. 2. Проведение спортивного летнего праздника (коллективное участие студентов). | Обработка результатов диагностики (диагностические параметры в Программе педагогической практики в ДОУ, Минск 1996). | В папку-копилку результаты диагностики, сценарий праздника. |
3-ий день | - // - | Проведение диагностики уровня математических знаний детей. Проведение различных видов театра (коллективное участие студентов) | Обработка результатов диагностики | В папку-копилку - результаты диагностики, конспект сценария проведения театра. |
4-ый день | - // - | Проведение диагностики изобразительной выразительности детского рисунка. Подготовка к итоговой конференции | Обработка результатов диагностики | В папку-копилку - результаты диагностики |
5-ый день | Конференция по итогам педагогической практики | Вопросы для обсуждения: 1.Какую помощь оказала педагогическая практика в профессиональном становлении? 2.В чем причина ошибок и недочетов в работе? 3.С какими нетрадиционными методами работы с детьми познакомились на практике? 4.Каковы ваши предложения и пожелания? | Подготовка документации. | Выставка наглядного и дидактического материалов, атрибутов для игровой деятельности, лучших конспектов проведенных мероприятий. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Литература
1. Белошистая А. Знания по математике: развивает логическое мышление.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 9.- 2004.
2. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать!- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 2.- 2004.
3. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 1.- 2004.
4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: М. - Просвещение.- 1989.
5. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 6.- 2004.
6. Демидова Г. организация самостоятельной двигательной деятельности детей.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 1.- 2004.
7. Згурская Л. Знакомим с окружающим миром.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 1.- 2004.
8. Иванова И.В. Уникальная методика обучения чтению: ПСб.- Издательский Дом «Нива».- 2002.
9. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 2.- 2004.
10. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в ДУ: Просвещение.- 1991.
11. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: М., Просвещение.- 1985.
12. Маневцова Л. Ребенок познай мир природы.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 8.- 2004.
13. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком: М., Педагогика.- 1990.
14. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Академия развития.- 1997.
15. Прищена С., Понкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 1.- 2004.
16. Рунова М., Гронец И. Занятия-игры по физической культуре.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 6.-2004.
17. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 11.- 2004.
18. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 8.- 2004.
19. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой.
20. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольника.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 7.- 2004.
21. Сыромятникова Л. Младшие дошкольники рисуют.- Журнал «Дошкольное воспитание».- № 2.- 2004.
22. Трофимова М.В., Тарабарина Т.Н. И учеба, и игра; изобразительное искусство: Популярное пособие для родителей и педагогов.
23. Учите детей петь / Сост. .М. Орлова, С.И. Бекина.- М., Просвещение.- 1986.
24. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: М.- Просвещение.-1986.
25. Чикина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать.- Академия.- 1997.
По итогам практики студенты обязаны представить следующие документы:
1. Дневник с материалами выполнения заданий за весь период практики.
2. Материалы исследовательской работы по изучению личности ребенка.
3. Развернутые конспекты зачетных мероприятий (с оценкой группового методиста, заведующего ДОУ).
4. Материалы «Уголка для родителей».
5. Наглядно-дидактический материал.
6. Отчет-самоанализ о прохождении практики.
7. Характеристику, подписанную воспитателем группы, заведующей ДОУ.
Примерные вопросы, которые могут быть обсуждены на итоговой конференции
1. Какую помощь оказала Вам педагогическая практика?
2. В чем, по Вашему мнению, причина недостатков и ошибок в Вашей работе?
3. Какие профессиональные качества и привычки у Вас появились?
4. С какими необычными методами работы с детьми Вы познакомились на практике?
5. Какое из личностных качеств педагога Вы бы поставили на 1-ое место?
6. Какое профессиональное качество Вы считаете главным в работе с детьми дошкольного возраста и почему? Пример из практики.
7. Как Вы понимаете личностно-ориентированный подход? Приведите примеры из практики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Декан педагогического факультета
________________ / З. Н Козлова
«____» ________________ 2007г.
Программа
производственной (психолого-педагогической) практики
для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование.
дополнительная специальность
1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский).
1-01 01 02 Дошкольное образование.
дополнительная специальность
1-01 01 01-06 Дошкольное образование. Практическая психология.
Факультет педагогический
Кафедра спецдисциплин дошкольного образования
Курс III
Семестр VI
Барановичи, 2007
Разработана на основе типовой программы БГПУ им. М. Танка. — Минск, 2003.
С о с т а в и т е л ь : Королева Н. А. — преподаватель кафедры специальных дисциплин дошкольного образования педагогического факультета БарГУ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой специальных дисциплин дошкольного образования педагогического факультета БарГУ
Протокол № 13 от «21»июня 2007г.
Заведующий кафедрой К.С. Тристень
Одобрена методической комиссией педагогического факультета БарГУ
Протокол № 11 от «25» июня 2007г.
Председатель Н.А. Королева
ВВЕДЕНИЕ
Производственная (психолого-педагогическая) практика в дошкольном учреждении выступает одной из форм учебной работы студентов, которая обеспечивает связь теории с практикой.
По учебному плану психолого-педагогическая практика проводится на 3 курсе (VI семестр) на протяжении 5 недель (750 часов).
Ее целью является формирование у студентов педагогических умений, совершенствование их подготовки к самостоятельной работе с детьми дошкольного возраста и родителями.
Задачи практики:
1. Закрепить у студентов знания о функциях педагога дошкольного учреждения.
2. Познакомить студентов с особенностями воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
3. Углубить педагогическую направленность студентов, формировать у них умения самостоятельно планировать, проводить и анализировать состояние учебно-воспитательной работы в ДОУ, находить пути ее совершенствования.
4. Формировать у студентов организаторские умения, привычки к учебно-исследовательской работе.
Содержание педагогической практики
Дни недели | Разделы и темы практики | Содержание и формы работы | Управляемая самостоятельная работа студентов | Формы контроля |
1-ый день | Проблемы современного ДОУ и организация работы в нем. | Ознакомление студентов с базой ДОУ. Беседы с заведующей ДОУ, заместителем по основному виду деятельности об особенностях организации работы. Экскурсия по дошкольному учреждению. Закрепление студентов за возрастной группой, знакомство с детьми и воспитателем. Знакомство с формой плана работы воспитателя. | 1. Изучение программы воспитания и обучения, которой руководствуется воспитатель. 2. Изучение плана работы воспитателя (его форма, содержание). | Записи в дневнике. В папку-копилку: краткая характеристика детей своей возрастной группы. |
2-ой день | Просмотр и анализ воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах ДОУ. | Просмотр и анализ разных форм работы по ознакомлению детей с природой и по развитию речи (занятия, экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, игры и т.д.) Выбор ребенка для психолого-педагогической характеристики. | 1.Изучить задачи, которые решаются в группе по ознакомлению с природой и по развитию речи (согласно плану воспитателя и программы воспитания в детском саду). 2. Наблюдение за ребенком, с целью дальнейшего составления психолого-педагогической характеристики. | Записи в дневниках. Анализ, согласно приложению № 4,7,8. В папку-копилку: конспекты занятий по ознакомлению детей с природой и по развитию речи. |
3-ий день | - // - | Просмотр и анализ разных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, занятия, досуги, праздники). | Изучить задачи, которые решает воспитатель по укреплению здоровья детей (план работы воспитателя, программа воспитания в детском саду). | Записи в дневниках. Анализ занятий согласно приложению № 3. В папку-копилку: конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия. |
4-ый день | - // - | Просмотр и анализ разных форм работы по формированию элементарных математических представлений (комбинированные и комплексные занятия, дидактические игры, развлечения). | 1. Изучить задачи возрастной группы по формированию у детей элементарных математических представлений. 2.Наблюдение за ребенком и анализ его деятельности | Анализ заня-тия согласно приложению №1. В папку-копилку: конспект занятий по ФЭМП. Записи в дневниках. |
5-ый день | - // - | Просмотр и анализ разных форм работы с детьми по изобразительной и музыкальной деятельности. | 1. Изучить задачи возрастной группы по ИЗО и музыке. 2.Анализ деятельности наблюдаемого ребенка. 3. Составление индивидуального плана-графика проведения зачетных занятий. | Анализ занятия, согласно приложению № 5. В папку-копилку: конспекты просмотренных форм работы. Индивидуальный план-график зачетных занятий. |
6-ой день | Организация и проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. | Самостоятельное планирование и проведение студентами режимных процессов и пробных занятий: а) по ознакомлению с природой (экскурсия, труд на огороде, в цветнике, наблюдения)-1 подгруппа б) по ИЗО (лепка, рисование, аппликация, конструирование) - 2 подгруппа. | Изучение индивидуальных особенностей детей: уровень сформированности изобразительной деятельности | Записи в дневниках, конспекты проведенных занятий и режимных процессов. |
7-ой день | - // - | Самостоятельное планирование и проведение режимных процессов и пробных занятий: а) по ФЭМП - 2 подгруппа; б) по физкультуре (разные типы) - 1 подгруппа | Изучение индивидуальных особенностей детей, их интеллектуальное и физическое развитие | - // - |
8-ой день | - // - | Самостоятельное планирование и проведение режимных процессов и пробных занятий: а) по развитию речи (разные виды) - 1 подгруппа; б) по физкультуре (разные типы) - 2 подгруппа. | Изучение индивидуальных особенностей детей, развитие их речи. | - // - |
9-ый день | - // - | Самостоятельное планирование и проведение режимных процессов и пробных занятий: а) по развитию речи (разные виды)- 2 подгруппа; б) по ФЭМП - 1 подгруппа. | 1. Изучение индивидуальных особенностей интеллектуального уровня детей. 2. Изучение уровня речевого развития. | Записи в дневниках, конспекты проведенных мероприятий. |
10-ый день | - // - | Самостоятельное планирование проведение режимных процессов и пробных занятий: а) по ИЗО (лепка, рисование, аппликация, конструирование) - 1 подгруппа; б) по ознакомлению с природой (экскурсия, труд на огороде, в цветнике, наблюдение)- 2 подгруппа. | Изучение индивидуальных особенностей детей: а) уровень знаний по ознакомлению с природой; б) изобразительные навыки. | Записи в дневниках, папку-копилку: конспекты проведенных, мероприятий. |
3-4 неделя | - // - | Проведение режимных процессов и зачетных занятий: по физкультуре, развитию речи, ознакомлению с природой, математике, ИЗО. Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом воспитателя и индивидуальным планом работы студента, утвержденным руковод. педпрактики | Сделать наглядные пособия (на выбор): по музыке, ИЗО, ФЭМП, игре, учитывая рекомендации воспитателя. Подготовить материал в «Уголок для родителей». | Развернутые планы-конспекты в папку-копилку с оценкой (все провед. виды занятий и одного режимного процесса по выбору студента) |
5 неделя 1-2 день | Научно-исследовательская работа студентов по изучению личности ребенка | 1. Проведение диагностики физической подготовленности детей: а) сформированность основных видов движений; б) развитие основных физических качеств. В обследовании принимают участие 6-8 детей. 2. Проведение спортивного летнего праздника (коллективное участие студентов). | Обработка результатов диагностики (диагностические параметры в Программе педагогической практики в ДОУ, Минск 1996). | В папку-копилку результаты диагностики, сценарий праздника. |
3-ий день | - // - | Проведение диагностики уровня математических знаний детей. Проведение различных видов театра (коллективное участие студентов) | Обработка результатов диагностики | В папку-копилку - результаты диагностики, конспект сценария проведения театра. |
4-ый день | - // - | Проведение диагностики изобразительной выразительности детского рисунка. Подготовка к итоговой конференции | Обработка результатов диагностики | В папку-копилку - результаты диагностики |
5-ый день | Конференция по итогам педагогической практики | Вопросы для обсуждения: 1.Какую помощь оказала педагогическая практика в профессиональном становлении? 2.В чем причина ошибок и недочетов в работе? 3.С какими нетрадиционными методами работы с детьми познакомились на практике? 4.Каковы ваши предложения и пожелания? | Подготовка документации. | Выставка наглядного и дидактического материалов, атрибутов для игровой деятельности, лучших конспектов проведенных мероприятий. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1