Психолого-педагогической практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ПМ.01

ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.02

Преподавание в начальных классах

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Составители:

Некрашевич О.А.,

Волочай Н.Н.

Москва, 2016

  Представитель работодателя: Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 2009 «__» _________ 2013 г. _________ / Курцева О.В.  

Данный вид практики реализуется в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Психолого-педагогическая практика проводится в рамках профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования. Данный вид практики направлен на освоение общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

С целью овладения основным видом профессиональной деятельности Преподавание по программам начального общего образования и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной практики должен

иметь практический опыт:

- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также особенностей класса;

- составления педагогической характеристики обучающегося;

- оформления портфолио педагогических достижений;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

уметь:

- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся в начальных классах;

- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса, ГПД, кружка и др.;

- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности.

знать:

- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;

- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;

- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования; педагогические, гигиенические, специальные требования к проведению урока.

С целью освоения ВПД Преподавание в начальных классах на практике предусмотрены следующие виды работ:

- Знакомство с основами образовательного процесса в начальных классах.

- Подбор и проведение игр на знакомство и развитие психических функций учащихся.

- Подбор и проведение подвижных игр, организация прогулки.

- Диагностика и оценка моторного, сенсорного, речевого, социально-личностного развития, психических познавательных процессов и учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Интерпретация результатов диагностики обучающихся.

- Составление психолого-педагогической характеристики обучающегося.

- Проведение работы над проектом.

- Проведение коллективных творческих дел.

- Ведение документации по практике.

В соответствии с рабочей программой учебной и производственной практики на психолого-педагогическую практику рассредоточено отводится 72 часа.

Отчётная документация по практике включает в себя:

1. Дневник педагогической практики с анализом образовательной работы школы.

2. Эссе по теме "Моя первая педагогическая практика", составленное по итогам практики, вложенное в портфолио педагогических достижений (образец см. Приложение 22).

3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка, вложенная в портфолио педагогических достижений (схему составления характеристики см. Приложение 19)

4. Фото- и видеопрезентация результатов практики.

По итогам психолого-педагогической практики студентам выставляется дифференцированный зачёт.

Правила для практиканта:

1. В школу приходите не позднее, чем за 15 минут до начала практики.

2. Всегда будьте вежливы, здоровайтесь с сотрудниками образовательного учреждения, в котором проходите практику.

3. Следите, чтобы Ваш внешний вид соответствовал официальной обстановке педагогической практики.

4. Имейте дневник, ручку.

5. На уроке или занятиях будьте внимательны, следите за ходом занятия и старайтесь зафиксировать основные моменты.

6. На переменах организуйте с детьми игры, помогайте учителю в подготов­ке к уроку.

7. Практикант допускается к практике при наличии конспекта проводимого мероприятия, подписанного методистом и всех необходимых материалов.

8. Записи в дневнике ведите аккуратно и систематически подаются на проверку и подпись преподавателю-методисту.

Приложение 1

ГАОУ ВО МГПУ

Колледж «Черемушки»

Москва, 2017

2 страница

План-график педагогической практики (см. в Приложении 3) вклеивается в печатном виде.

3 страница

Сведения о школе

Школа №_____ Район________________________

Адрес:_________________________________________________

Телефон________________________________________________

Директор_______________________________________________

Завуч начальных классов__________________________________

Расписание звонков, режим дня

Расписание уроков, сведения об учителях

Информация о школе и её специфике

Приложение 2

Приложение 3

План-график прохождения

Приложение 4

Работая над проектом, важно:

1. У проекта всегда есть некоторый конечный продукт (плакат, стенгазета, видеоролик, календарь, альбом и т.д.)

2. Проект выполняется с высокой долей самостоятельности детей, при этом взрослый играет роль ненавязчивого помощника и координатора, источника информации, помогающего, задающего вопросы, но не навязывающего свои идеи.

3. В работе над проектом процесс обсуждения не менее, а иногда и более важен (и занимает не меньше времени), чем изготовление продукта.

4. При обсуждении проекта и будущего продукта можно воспользоваться технологией «мозгового штурма»: на первом этапе необходимо фиксировать на доске все детские идеи, на втором этапе проанализировать их с детьми, оценив реалистичность. В конечном продукте можно совместить несколько идей. Если это невозможно, есть смысл предложить детям проголосовать. Еще одним вариантом выбора идеи является деление детей на группы и создание нескольких продуктов. Для того, чтобы не потерять интересные идеи, нужно ввести правило «поднятой руки», обсудить его с детьми и четко его придерживаться.

5. Примерные темы проектов: «авторский» календарь природы, календарь событий нашего класса, стенгазета к празднику, график дежурств нашего класса и другие.

6. План работы над проектом должен включать в себя:

· Тему

· Цель (конкретную, сформулированную через глагол, отвечающую на вопрос: чему научатся дети через работу над проектом?)

· Результаты, которые планируется получить в ходе работы над проектом

· Материалы, которые могут понадобиться для работы над проектом

· Вопросы для обсуждения с детьми, план беседы

· Интересный, занимательный, познавательный материал, который создаст мотивацию к работе над проектом (видео, компьютерная презентация, иллюстрации и пр.) Например, при создании стенгазеты можно рассказать детям и показать презентацию о том, когда появились первые газеты, обсудить, почему возникла необходимость в прессе, показать газеты разных времен, обсудить отличия стенгазеты от газеты, показать примеры стенгазет.

· Если предполагается деление детей на группы - способ деления (например, при создании стенгазеты - группа «журналисты», группа «оформители», группа «художники», группа «редакторы». Деление происходит по интересам).

· Если предполагается эскиз продукта, как будет идти работа над ним – например, при изготовлении графика дежурств детям можно предложить придумать и нарисовать эскиз того, как в графике он изобразит свое имя, чем его украсит, из каких материалов создаст.

· Возможные сложности, «подводные камни» в работе над проектом и варианты разрешения трудностей.

Приложение 5

Приложение 6

Образец оформления портфолио педагогических достижений

(распечатать на отдельной странице, вложить в папку в виде обложки)

Департамент образования города Москвы

ГАОУ ВО МГПУ

Колледж «Черемушки»

ПОРТФОЛИО

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ПМ.01

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Изучение школьной мотивации

(дается на основе методики изучения школьной мотивации учащихся начальных классов [Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: ФОЛИУМ, 1999])

Необходимый материал: лист белой бумаги (формат А4), цветные карандаши.

Инструкция: Нарисуй то, что тебе нравится в школе.

Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается лист белой бумаги и цветные карандаши. Вов время работы вмешиваться в её процесс не рекомендуется. А после того, как ребёнок закончит рисовать, можно задать уточняющие вопросы.

Анализ выполнения задания. Оценивается – учебная мотивация и мелкая моторика.

Оценка школьной мотивации

Содержание рисунка Мотивация Баллы
1. Рисунок соответствует теме
Учебная ситуация Высокая школьная мотивация (можно предположить учебную активность и наличие познавательных мотивов)
Ситуация неучебного характера с внешними школьными атрибутами Положительное отношение к школе, но внешняя мотивация
Игровые ситуации в школе Положительное отношение к школе, но с преобладаем игровой мотивации
2. Рисунок не соответствует теме
Изображение игрушек, узоров, военных действий, машин и пр. Школьная мотивация отсутствует, преобладают другие, чаще всего, игровые мотивы
Ребёнок нарисовал то, что лучше всего умеет и любит рисовать Отсутствие школьной мотивации. Завышенный уровень притязаний, трудности в приспособлении к школьным требованиям.
Ребёнок не понял задание и ничего не нарисовал Отсутствие школьной мотивации. Трудности в понимании задачи

Для оценки мелкой моторики необходимо наблюдать за ребенком во время выполнения рисунка: насколько ловко ребёнок достаёт карандаши из коробки, меняет карандаши, держит карандаш во время рисования, проводит линии и пр. результат оценки мелкой моторики занести в схему наблюдения за поведением ребёнка в процессе экспресс - диагностики.

Приложение 10

Приложение 11

Изучение мышления

(способность устанавливать причинно-следственные

Приложение 12

Приложение 13

Протокол методики «Какой я»

№ п/п Оцениваемые качества личности Оценки по вербальной шкале
Да нет иногда не знаю
Хороший        
Добрый        
Умный        
Аккуратный        
Послушный        
Внимательный        
Вежливый        
Умелый (способный)        
Трудолюбивый        
Честный        

§ 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий

§ 4-7 баллов – средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балл – очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Вопросы к психолого-педагогической характеристике младшего школьника

1. Охотно ли, с интересом ребёнок учится?

2. Достаточно ли ответственно относится к учению?

3. Переживает ли свои учебные неудачи?

4. Стремится ли к улучшению своих результатов?

5. Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопрос?

6. Вполне ли дисциплинирован ученик?

7. Умеет ли организовывать себя в работе?

8. Достаточно ли при этом внимателен, целеустремлён и настойчив?

9. Отвечает ли работоспособность ребёнка предъявляемым школой требованиям?

10. Достаточно ли контактен, доверчив ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?

11. Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми из класса?

12. Можете ли вы опереться в работе с ребёнком на помощь его родителей?

13. Нуждается ли ребёнок в дополнительной индивидуальной помощи:

а) на уроках; б) при выполнении домашних заданий?

14. Легко ли откликается на помощь?

15. Успешно ли прошёл процесс адаптации ребёнка к школе?

16. Вполне ли удовлетворительно ребёнок усваивает программные знания, умения и навыки?

Приложение 19

Приложение 20

Мышление младших школьников

Диагностика мышления младших школьников проводится в несколько этапов:

1. "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки

3. Собака, лошадь, корова, лось

4. Стол, стул. пол, кровать

5. Сладкий, горький, кислый, горячий

6. Очки, глаза, нос, уши

7. Трактор, комбайн, машина, сани

8. Москва, Киев, Волга, Минск

9. Шум, свист, гром, град

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка

11. Береза, сосна, дуб, роза

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Процедура исследования

Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

После того, как ребенок разложит все картинки, экспериментатор записывает в протоколе порядок картинок (например, 1, 2, 4, 3). Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось, т.е. составить устный рассказ по этим картинкам.

Бывают случаи, когда при неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как верное.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, что бы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит, или недостает словарного запаса для описания происходящего на рисунках. Как отмечал С.Я. Рубинштейн, умение ставить наводящие вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора ( С.Я. Рубинштейн, 1979). Эти вопросы и ответы ребенка обязательно записываются в протоколе. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнения задания на среднем уровне. Если ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неуверенность в себе и др.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

1) не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа;

2) по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказа;

3) составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет последовательность и соответствующий рассказ);

4) каждая картинка описывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными - в результате рассказа не получается;

5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в 4-м и 5-м пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка, поскольку невозможность связать воедино (4), а тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в целостную композицию (5) может свидетельствовать о неразвитой способности к обобщении, что в возрасте 6-7 лет и старше наблюдается, по данным патопсихологов, в случае задержки психического развития или даже умственной отсталости (И. М. Соловьев, 1953; С.Д. Забрамная, 1985).

В клиническом варианте этой методики существует дополнительный этап, позволяющий выявить зону ближайшего развития ребенка. Он состоит в оказании последовательной помощи ребенку. если вопросы не обеспечивают правильного понимания последовательности изображенных событий, экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает снова разложить оставшиеся. таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. если и она оказывается безуспешной, экспериментатор (тщательно записав в протокол порядок второй раскладки и объяснения ребенка ) сам рассказывает и показывает ребенку последовательность событий. затем, снова перемешав все карточки, предлагает ребенку разложить их в третий раз.

В случае если ребенок устанавливает правильную последовательность лишь на этот раз, ему предлагают, новую серию картинок, чтобы выяснить, возможен ли "перенос" усвоенного способа рассуждений на новую ситуацию.

3. "Сравнение понятий"

Цель исследования: определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Материал и оборудование: перечень слов, предлагаемых для сравнения.

Процедура исследования

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары : ""Чем они ее похожи?", "Еще чем?", " Чем еще они отличаются друг от друга?"

Предлагаем примерный список слов для сравнения.

Утро - вечер

Корова - лошадь

Летчик - танкист

Лыжи - коньки

Трамвай - автобус

Река - озеро

Велосипед - мотоцикл

Собака - кошка

Ворона - рыба

Лев - тигр

Поезд - самолет

Обман - ошибка

Ботинок - карандаш

Яблоко - вишня

Лев - собака

Ворона - воробей

Молоко - вода

Золото - серебро

Сани - телега

Воробей - курица

Дуб - береза

Сказка - песня

Картина - портрет

Лошадь - всадник

Кошка - яблоко

Голод - жажда

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия понятий (А.Р. Лурия):

1. Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, "корова - лошадь").

2. Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, "ворона - рыба").

3. Третья группа задач еще сложнее - это задачи на сравнение и различие объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, "всадник - лошадь").

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудностей абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Приложение 21

Обложка эссе оформляется в следующем порядке (распечатать на отдельной странице):

Департамент образования города Москвы

ГАОУ ВО МГПУ

Колледж «Черемушки»

ЭССЕ

"МОЯ ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА"

(ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ

Москва, 2017

Как написать эссе

По итогам психолого-педагогической практики от школы, детей, Вашей деятельности у Вас непременно останется какое-то впечатление. Подумайте, чем было вызвано именно это впечатление.

Что нового Вы заметили, когда пришли в школу не в качестве учеников, как было ещё совсем недавно, а в качестве будущих учителей начальных классов? Какими вы нашли детей, педагогов, администрацию? Чего, по-Вашему, пока ещё не хватает современной школе? Попробуйте сформулировать ответ на эти вопросы в свободной форме объёмом 2-3 страницы.

Список литературы:

1. Планируемые результаты начального общего образования / под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2010.- 120с.

2. Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2009 N 673, зарегистрированного в Минюсте РФ 15 января 2010 г., регистрационный N 15975.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2010. - 400с.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2.- М.: Просвещение, 2010. - 231с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 12 ноября 2009 г., регистрационный N 583с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. -31с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.pedsovet.org

2. http:/www. shool.edu.ru

3. http:/www.edu-all.ru; pedlib.ru

4. http://www.stahdart.edu.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ПМ.01

ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.02

Преподавание в начальных классах

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Составители:

Некрашевич О.А.,

Волочай Н.Н.

Москва, 2016

  Представитель работодателя: Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 2009 «__» _________ 2013 г. _________ / Курцева О.В.  

Данный вид практики реализуется в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Психолого-педагогическая практика проводится в рамках профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования. Данный вид практики направлен на освоение общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

С целью овладения основным видом профессиональной деятельности Преподавание по программам начального общего образования и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной практики должен

иметь практический опыт:

- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также особенностей класса;

- составления педагогической характеристики обучающегося;

- оформления портфолио педагогических достижений;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

уметь:

- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся в начальных классах;

- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса, ГПД, кружка и др.;

- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности.

знать:

- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;

- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;

- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования; педагогические, гигиенические, специальные требования к проведению урока.

С целью освоения ВПД Преподавание в начальных классах на практике предусмотрены следующие виды работ:

- Знакомство с основами образовательного процесса в начальных классах.

- Подбор и проведение игр на знакомство и развитие психических функций учащихся.

- Подбор и проведение подвижных игр, организация прогулки.

- Диагностика и оценка моторного, сенсорного, речевого, социально-личностного развития, психических познавательных процессов и учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Интерпретация результатов диагностики обучающихся.

- Составление психолого-педагогической характеристики обучающегося.

- Проведение работы над проектом.

- Проведение коллективных творческих дел.

- Ведение документации по практике.

В соответствии с рабочей программой учебной и производственной практики на психолого-педагогическую практику рассредоточено отводится 72 часа.

Отчётная документация по практике включает в себя:

1. Дневник педагогической практики с анализом образовательной работы школы.

2. Эссе по теме "Моя первая педагогическая практика", составленное по итогам практики, вложенное в портфолио педагогических достижений (образец см. Приложение 22).

3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка, вложенная в портфолио педагогических достижений (схему составления характеристики см. Приложение 19)

4. Фото- и видеопрезентация результатов практики.

По итогам психолого-педагогической практики студентам выставляется дифференцированный зачёт.

Правила для практиканта:

1. В школу приходите не позднее, чем за 15 минут до начала практики.

2. Всегда будьте вежливы, здоровайтесь с сотрудниками образовательного учреждения, в котором проходите практику.

3. Следите, чтобы Ваш внешний вид соответствовал официальной обстановке педагогической практики.

4. Имейте дневник, ручку.

5. На уроке или занятиях будьте внимательны, следите за ходом занятия и старайтесь зафиксировать основные моменты.

6. На переменах организуйте с детьми игры, помогайте учителю в подготов­ке к уроку.

7. Практикант допускается к практике при наличии конспекта проводимого мероприятия, подписанного методистом и всех необходимых материалов.

8. Записи в дневнике ведите аккуратно и систематически подаются на проверку и подпись преподавателю-методисту.

Приложение 1

Наши рекомендации