Современное состояние отечественной системы психолого-педагогической помощи детям c нарушениями развития.
Коренные изменения в жизни страны, реформирование российского общества в значительной степени обострили социальные проблемы населения. Нестабильность социально-политической обстановки, инфляция, безработица и вынужденная миграция населения, снижение жизненного уровня семей, ослабление инфраструктуры самым негативным образом сказываются на положении детей. Все описанные факторы социального неблагополучия дополняет постоянно ухудшающаяся экологическая обстановка, которая также является источником отклонений в развитии человека.
Серьезные отклонения в здоровье характерны уже для периода младенчества и раннего детства. В течение последних 7 лет доля рождения здоровых новорожденных снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. Органам здравоохранения в результате принятых в последние годы неотложных мер удалось стабилизировать показатели детской и материнской перинатальной (родовой) смертности. Повысился процент рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела при рождении (от 700 до 1100 г.), составляющих группу высокого риска по слуховой и зрительной патологии, детскому церебральному параличу, интеллектуальной недостаточности, слепоглухоте и сложным нарушениям в развитии.
Система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи развита недостаточно, а общественным воспитанием в России охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет (54,0%), остальные дети воспитываются в семье, и лишь некоторые из них получают необходимую коррекционно-педагогическую помощь в разных вариативных психолого-педагогических, реабилитационных и лечебно-оздоровительных учреждениях и центрах; отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей.
Ранняя коррекция в настоящее время считается наиболее эффективным средством социальной адаптации детей. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования (О.А. Новикова, Т.В. Пелымская, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина, Н.Д. Шматко и др.), но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям раннего и дошкольного возраста в системе специального образования (Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).
В последние десятилетия проблемы раннего возраста все более привлекают внимание многих специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).
В настоящее время наиболее перспективным направлением развития дошкольной коррекционной педагогики является создание единой государственной системы раннего выявления детей с нарушениями в развитии и организации им комплексной коррекционно-развивающей помощи. Опубликованный в 2000 г. проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии на всей территории Российской Федерации заложил нормативно-правовую основу для расширения временных рамок специального образования. Программа включает в себя 6 этапов, реализация которых рассчитана на 2000-2010 гг. По мнению ученых, авторов программы, ведущим принципом построения системы ранней реабилитации является путь «от общей модели к частным».
В ИКП РАО с 1992 г. ведется системная научная разработка моделей раннего выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, дифференциальной диагностики и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи детям раннего возраста с различными нарушениями в развитии. С 1994 г. в ИКП существует консультативно-диагностический центр (КДЦ), являющийся научно-практическим подразделением ИКП РАО (З.М. Дунаева, Л.И. Ростягайлова). Основная задача Центра – оказание реабилитационной помощи детям с различными отклонениями в развитии, начиная с младенческого возраста. Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста осуществляется с участием врача-невропатолога, психиатра, психолога, педагога-дефектолога и логопеда. В результате обследования определяются уровень психического и речевого развития ребенка, состояние его эмоциональной и личностной сферы, особенности формирования двигательных навыков. На основании анализа данных комплексного медико-психолого-педагогического обследования составляется заключение, назначается соответствующее лечение и даются рекомендации родителям по обучению и воспитанию ребенка, коррекции имеющихся отклонений в его развитии. По желанию родителей специалисты Центра определяют наиболее подходящий для ребенка вид образовательного заведения и (или) форму обучения.
В 1999 г. в Москве приказом министра образования РФ от 18.10.99 № 575 создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования РФ. Цель данного учреждения – совершенствование научно-методической базы системы ранней диагностики и раннего сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии, координации деятельности соответствующих региональных структур и во исполнение решения коллегии Минобразования России от 09.02.99 № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования».
В последние годы стали появляться новые формы организации ранней коррекционной помощи. Не так давно специальным дошкольным учреждениям дано право открывать в них группы кратковременного пребывания для детей, посещающих обычные ДОУ или воспитывающихся дома. Такая форма организации взаимодействия семьи и ДОУ признана в настоящее время одной из самых перспективных («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» МО РФ от 29.06.99 г. № 129). В таких группах необходимую коррекционную помощь силами квалифицированных специалистов могут получать дети с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта), со сложными комбинированными нарушениями и с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии, и, что особенно важно, начиная с первого года жизни. (Н.Д. Шматко, 1998). Еще одна форма взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, имеющих высококвалифицированных специалистов по раннему детству в области коррекционной педагогики – консультативно-диагностический пункт. При посещении пункта родители могут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике и коррекции психофизического развития детей раннего и младенческого возраста, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми.
Создавшаяся критическая ситуация в отношении здоровья детей в России выдвигает в число важнейших направлений государственной политики проблему предупреждения детской инвалидности, создания системы эффективной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшим элементом которой является специальное образование. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будет обеспечена своевременная диагностическая, психологическая, лечебно-профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь.
К настоящему времени в дошкольной педагогике сформирована серьезная теоретическая база для проведения диагностического обследования детей младенческого и раннего возраста. Отечественными учеными определены основные закономерности онтогенетического развития ребенка, разработаны качественно-количественные параметры оценки основных линий его развития в период от 0 до 3 лет. Сформулированы основные принципиальные подходы к выявлению нарушений психофизического развития ребенка, ведущим из которых является комплексный, междисциплинарный подход к оценке особенностей развития. Российскими учеными были разработаны методы углубленной диагностики отдельных сторон развития ребенка раннего возраста, позволяющие, на основе количественно-качественной оценки полученных результатов, определять наличие нарушения отдельных сторон психофизического развития (речевое, умственное, сенсорное, двигательное), степень их выраженности и прогноз дальнейшего развития ребенка.
Благодаря интеграционным процессам в мире, с одной стороны, и резкому увеличению числа детей с врожденной и раноприобретенной патологией развития, в практику ранней диагностики активно включаются тестовые методы обследования, используемые в странах западной Европы и США. Использование тестовых методов объясняется их простотой, экономичностью, возможностью использования для массового обследования детей, что позволяет повысить эффективность раннего выявления нарушений, сократить число детей с невыявленной патологией развития. Выявляя наличие нарушения, отставания в развитии тестовые методы, тем не менее, не могут точно определить структуру, глубину нарушения и, что особенно важно, потенциальные реабилитационные возможности ребенка, обуславливающие прогноз его развития и в значительной степени определяющие его образовательный маршрут.
Поэтому наиболее целесообразно сочетание в диагностической практике тестовых методов, позволяющих быстро выявить наличие или отсутствие тех или иных нарушений и в случае отклонений от нормального развития провести углубленную диагностику с использованием соответствующих психолого-педагогических, а в случае необходимости и медицинских методов обследования. Это требует особой многоступенчатой организации диагностики.В последние десятилетия в нашей стране разработана достаточная теоретическая база для проведения коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей раннего возраста с нарушениями в развитии, во многих регионах создаются и успешно действуют различные модели и формы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям.