Метод Г.А. Шичко. Метод освобождения от запрограммированности на самоотравление.
1. Метод, разработанный Г.А. Шичко, является психолого-педагогическим.
2. В основу метода положено воздействие на сознание и подсознание человека правдивой информацией, с последующим анализом прожитого дня в виде написания дневника (ответы на специальные вопросы) и написанием самовнушения перед сном.
3. Освобождение от запрограммированности на самоотравление, формирование сознательной Трезвости проходит на 10-дневных учебных занятиях с полугодовым сроком написания дневников по специальному графику.
4. Эффективность курса освобождения от любых вредных привычек равна 100% при выполнении двух условий: наличие желания освободиться от вредной привычки и выполнение требований метода.
Воля народа жить трезво до начала 20 века проявляла себя подъёмами стихийного трезвого движения. Начало научно обоснованной Трезвости в нашей стране было положено трезвым движением ровно сто лет назад. В стране тогда насчитывались тысячи обществ Трезвости, проводились уроки Трезвости, издавались в большом количестве учебники Трезвости. В советский период трезвое движение в основном проводило идеологию безрезультатной «борьбы» со следствиями отнимания Трезвости.
Сегодня Трезвое движение имеет полную ясность в вопросе устройства механизма отнимания Трезвости у людей. Впервые трезвое движение поставило цель – Утверждение и Сохранение Трезвости, разработало понятийный аппарат – язык Утверждения и Сохранения Трезвости. Сегодня трезвым движением выработано определение Трезвости, оно уже стало достоянием общественного сознания: Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества, свободное от запрограммированности на самоотравление интоксикантами и от фактического отравления ими в любых количествах.
Открытия Г.А. Шичко, опыт трезвого движения позволили общественному движению «Трезвый Урал» создать, предложить обществу и перейти к реализации Программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»[5]. В результате её выполнения производство и продажа алкогольных ядов для целей организации самоотравления полностью прекращается всего за 3 года. Программа «Трезвость – воля народа!» опирается на очищение общественного сознания, прекращение доступности ядов для самоотравления, на прекращение действия механизма отнимания Трезвости у людей.
Список литературы
1. http://mihck.info/node/285
2. Медоуз Д.Л. За пределами роста // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5. С. 80—86; http://read.virmk.ru/m/Medous.htm.
3. А.А. Зверев «Курс в жизнь» http://trezvayatyumen.ru/kurs-v-zhizn1.html
4. Фекьяер Х.О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? // Х.О Фекьяер; пер. К.С. Красовский. – Философская книга, 2012. – 160 стр.
5. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» http://trezvayatyumen.ru/biblioteka/tekst-programmy-ust.html
Сведения об авторе
Огородникова Ирина Палладьевна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДОД ЦДТ «Алёнушка», [email protected], тел. 8-3452-39-24-07.
About author
Ogorodnikova I.P., teacher of complementary education, MAOU DOD CDT “Alenushka”, [email protected], tel. 8-3452-39-24-07.
УДК 159.913
Леоненко М.А.
Leonenko M.A.
Леоненко М.А.
Сыны отечества. Геннадий Андреевич Шичко и его метод
Fatherland`s sons. Gennadiy Andreevich Shichko and his method
В статье представлены результаты 30-летних исследований Г.А. Шичко в вопросе программирования человека. Понимая, какими способами люди программируются, Г.А. Шичко работал над проблемой возвращения общества, каждого человека в естественное состояние Трезвости и нашел ответ – это совершается через соответствующее обучение. Это гениальное открытие по своей важности превосходит все достижения 20-го века. Его обучающий метод развивается и распространяется. Гражданский долг перед отечеством призывает каждого человека утверждать и сохранять Трезвость.
Ключевые слова: Трезвость, запрограммированность, отнимание Трезвости, программа «Трезвость – воля народа!», информационное воздействие, сознательный трезвенник, язык утверждения и сохранения Трезвости.
The paper considers the results of 30-year-research of G.A. Shichko in programming of the human. G.A. Shichko worked on the problem of bringing the society and every individual in its natural state of Sobriety. And he found the solution – it is achieved through the proper education. This brilliant discovery is more important than all the achievements of the 20th century. His educational method thrives and is spread. The civic duty of every person is to establish and safeguard Sobriety.
Keywords: Sobriety, programming, Sobriety deprivation, program “Sobriety – the will of the people!”, informational influence, deliberate soberman, language of establishing and safeguarding Sobriety.
«Трезвость кладет дрова в печку, мясо – в кастрюлю, хлеб – на стол, кредит – государству, деньги – в кошелек, силу – в тело, одежду – на спину, ум – в голову, довольство – в семью».
Бенджамин Франклин.
Геннадий Андреевич. Шичко (18 мая 1922 – 1986 гг.) – кандидат биологических наук, офицер, участник ВОВ, получивший тяжёлые ранения при обороне Сталинграда, за свои подвиги имеет правительственные награды.
Геннадий Андреевич любил жизнь и людей. Имея тяжёлую инвалидность желал всем счастья и он очень хотел понять, как так получается, что люди вопреки природе, вопреки инстинкту самосохранения, уничтожают себя различными ядами (табаком, алкоголем и др.) [1].
Да не просто уничтожают, а еще и щедро платят своим убийцам - организаторам и производителям табачно- алкогольных и других ядов (далее интоксикантов). Г.А. Шичко сделал гениальное открытие [1]. В чём его суть?
Ни один таракан не полезет в стакан отравляться раствором этанола! А люди «сами» отравляют себя. Ни один таракан не предложит этанол своему потомству, и не будет обучать ритуалу самоотравления. Любой таракан даже лапкой не пошевелит, чтобы «достать» себе яды ускоренного поражения и ввести их в свой драгоценный организм. А люди, вроде бы разумные существа, это делают! Почему? На этот вопрос ответил Г.А. Шичко [2, с. 77].
Ранее в обществе было принято считать, что причина «зависимости от алкоголя» и других ядов кроется в каких-то особых свойствах самих ядовитых веществ, их даже по этой причине называли «психоактивными веществами», «наркотиками».
Оказывается причина зависимости лежит вне свойств ядов! Она кроется в искажении сознания людей из-за навязанного людям обмана, который сознательно формируется и поддерживается корыстными интересами тех, кто наживается на отравлении и убийстве людей!
Точно к таким же выводам пришел и скандинавский исследователь Ханс Олаф Фекьяер. Для нас важно, что два исследователя, живущих в разных странах, не знавших друг друга, на разном материале, пришли к одним и тем же выводам [2, с. 3].
Каждый человек рождается трезвым и люди не виноваты в том, что они отравляются интоксикантами (табачно-алкогольными и другими ядами). Отравляться их заставляет искаженность сознания, оформленная в программу самоуничтожения.
Кто и как формирует программы поведения человека?
Геннадий Андреевич отвечает: информационная среда, окружающая человека (семья, родители, школа, общество, книги, телевидение и т.д.).
В этом перечне средств, формирующих сознание и личность каждого человека, особое место занимает подаваемая ими информация и та, которая формирует в человеке, семье, обществе программы самоотравления.
До открытий Г.А. Шичко люди уже точно знали, что алкогольный яд, также как и табачный, опасен в любых дозах [3].
Понимая какими способами люди программируются на самоотравление, Геннадий Андреевич усиленно работал над проблемой возвращения общества, каждого человека в естественное состояние Трезвости. И нашёл ответ. Он оказался на удивление простым.
Постольку – поскольку люди начинают отравляться под действием информационного воздействия, проще говоря под действием обучения, то и обратный процесс возвращения человека в естественное состояние Трезвости совершается также через соответствующее обучение.
Г.А. Шичко основываясь на этой центральной мысли, разработал метод возвращения Трезвости или можно сказать по-другому, освобождения от табачно-алкогольной зависимости.
Таким образом, метод освобождения оказался чисто педагогическим.
Метод Шичко это не воздержание от интоксикантов, не подавление или преодоление влечения «силой воли», а простое обучение.
Образно говоря, люди отравляются под действием тотального обмана. А метод Г.А. Шично – метод правды.
Правдивая информация позволяет человеку по-новому думать, анализировать информацию и формировать личные убеждения. Человек как личность переходит к осмыслению проблем.
По своей сущности метод является простым обучением [4, с. 23-29].
В процессе обучения слушатели, работая с конспектами, выполняя домашние задания, постигают, как говорилось в учебниках ещё дореволюционной России, «Науку Трезвости». Изучают свои индивидуальные заблуждения, переходят на новый понятийный аппарат, правдиво отражающий действительность.
Таким образом, процесс возвращения отобранной у человека Трезвости стал полностью понятным, контролируемым и потому успешным.
Ниже для примера даются некоторые базовые понятия, которыми овладевают слушатели в результате обучения.
1. Трезвость – главная ценность жизни - естественное состояние человека, семьи, общества.
2. Алкоголь, этанол – просто техническая жидкость, ядовитая для человека. Ядовитые свойства этанола сохраняются в любом алкогольном разведении и не зависят от разведения, цвета этикеток, формы бутылок, цены и т.д. [5].
3. Люди не виноваты в том, что они травятся интоксикантами, их так программирует информационная среда. Которую в свою очередь сознательно формируют люди, которые наживаются на отравлении и убийстве людей.
4. «Самый главный ресурс, самый важный ресурс - Трезвость. Обретение Трезвости не требует затрат, каких то вложений, но сразу дает огромную отдачу во всех сферах жизни» [6, с. 10].
5. Трезвость в России утвердить просто, если действовать грамотно, согласованно программе утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!». Практика показала, что население поддерживает, одобряет выполнение всех 8-ми пунктов программы [7].
6. Трезвые люди имеют предпосылки для хорошего ориентирования в экономических, социальных, политических, нравственных, психологических, физиологических и других аспектах жизни отдельного человека, народа [5, с. 111].
7. Сознательный трезвенник хорошо понимает механизм отнимания Трезвости и закономерности этого механизма. И различает ответственность в возникновении запрограммированности между обществом и личностью.
Г.А. Шичко изложил научные основы своего открытия в книге «Вторая сигнальная система и её физиологические механизмы» [8; 9, с. 20].
Геннадий Андреевич оставил после себя учеников. И нужно отметить, что на долю Г.А. Шичко выпала редкостная удача. Его научная школа возникла и живёт в самом народе. Его обучающий метод развивается и распространяется.
Шичко все делал на благо людям и, уходя, завещал нам быть счастливыми. Дело его живет. Создаются новые научные труды последователями его метода.
Ныне по методу Геннадия Андреевича возвращают себе Трезвость десятки тысяч людей [10, с. 46-47].
Гражданский долг перед отечеством призывает каждого человека утверждать и сохранять Трезвость.
Трезвость как главный стратегический ресурс общества осознаётся всё большим числом людей. Множатся ряды сознательных трезвенников.
Создан ОД Союз Уст «Трезвый Урал», «Трезвое Поволжье», «Трезвый Юг». В школах появляются ребята добровольцы, которые ведут уроки Трезвости в младших классах. Возникают студенческие объединения, которые занимаются утверждением и сохранением Трезвости.
Перефразируя известное выражение, можно сказать, что дело Г.А. Шичко «Живёт и побеждает!».
Список литературы
1. Сыны отечества // Трезвая Россия. – №5. – 2004. – С. 2.
2. Справочник по защите населения от ПСИ-воздействия. – Общественное движение «Союз утверждения и сохранения Трезвости »Трезвый Урал". – Тюмень: ООО «Печатник», 2014. – 84 с.
3. Загумённый В.А. Алкоголь – яд, а не пищевой продукт / В.А. Загумённый // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России : материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 79-82.
4. Шичко-Дроздова Л.П. Он пришел дать нам веру / Л.П. Шичко-Дроздова. – Абакан, 1993.
5. Психология формирования сознательной трезвости / П.И. Губочкин [и др.]. – Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2006. – 288 с.
6. Зверев А.А. Трезвость – необходимое условие возрождения и устойчивого развития России / А.А. Зверев // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России : материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 7-11.
7. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России // Тюменская область сегодня. – 2009. – 10 окт. – С. 4.
8. Шичко Г.А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы (Вторая сигнальная система и рефлекторная деятельность) / Г.А. Шичко. – Л.: Медицина, 1969. – 223 с.
9. Шичко Г.А. Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма (заключительный отчет) / Г.А. Шичко. – Л.: Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины АМН СССР, 1981. – 176 с.
10. Дроздов И.В. Геннадий Шичко и его метод / И.В. Дроздов. – Л., 1991. – 160 с.
Сведения об авторе
Леоненко Мария Афанасьевна, член правления ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень», тел. 8-922-076-7150, [email protected].
About author
Leonenko Maria Afanasyevna, board member of public organization “Trezvaya Tyumen”, tel. 8-922-076-7150, [email protected].
УДК 37.034
Ленивкина Л.Н.
Lenivkina L.N.
Ленивкина Л.Н.
Сыны Отечества. Николай Мартенианович Чукмалдин
Fatherland`s sons. Nikolay Martenianovich Chukmaldin
В работе рассказывается об убежденном стороннике трезвой жизни, сыне отечества Николае Мартениановиче Чукмалдине, о его неоценимом вкладе в сохранение Трезвости для своих земляков.
Ключевые слова: честность, доверие, добро, нравственные принципы, просвещение народа, кодекс предпринимательской деятельности, сохранение Трезвости, Общества трезвости, общественные организации по утверждению и сохранению Трезвости.
This paper contains information about convinced supporter of sober lifestyle, fatherland`s son – Nikolay Martenianovich Chukmaldin and about his invaluable contribution in safeguarding Sobriety for his fellow-countrymen.
Keywords: honesty, trust, good, moral principles, public education, entrepreneur`s code, safeguarding Sobriety, Sobriety societies, public organizations of establishing and safeguarding Sobriety.
Николай Мартенианович Чукмалдин – купец-промышленник, писатель-публицист, путешественник, исследователь, просветитель. Родился 4 декабря 1836 года в деревне Кулаковой Тюменского уезда в крестьянской семье… «В Западной Сибири, близ г. Тюмени, есть большая деревня Кулакова. Расположенная на берегу сплавной реки Туры, построена она, как всякая деревня в Сибири, из крупного соснового леса...», – так впоследствии он рассказывает о Кулаковой. Жизнь обитателей деревни была тяжелой и патриархальной, хозяйство – натуральным: «Сермяги, зипуны, дубленки, посконные рубахи – все было своего, домашнего изделия...» [1, с. 157].
Помимо труда на земле, обитатели Кулаковой ради заработка занимались и ремеслом. Мужчины делали сани и телеги, женщины ткали ковры, «полазы». Чукмалдин начал трудиться, когда ему было около шести лет: в меру своих сил помогал отцу в изготовлении саней. А потом он включился и в обычный крестьянский труд, неотделимый от природы и так много дающий человеческой душе: «Весною – пашня, потом покос, ходьба по ягоды и жатва изо дня в день незаметно заполняли время. Я помогал отцу: весной – рубить дрова, боронить поля; на покосе – сгребать сено, возить копны; в жатву – таскать снопы...». На восьмом году жизни родители отдали его в обучение единственному грамотному человеку в деревне наставнику-старообрядцу старику Артемию Скрыпину.
Благоговейное, восторженное отношение к ученью и книге Чукмалдин сохранил на всю жизнь, постоянно и неуклонно стремясь к самообразованию и саморазвитию.
П.М. Головачев (биограф начала XX в.) писал, что «весь духовный строй семьи Чукмалдиных сложился под непосредственным влиянием той атмосферы старообрядчества, которым была пропитана вся духовная жизнь Кулаковой» [2, с. 346]. Старообрядческие морально-этические нормы: трепетное отношение к прошлому, историческим и культурным памятникам, полное неприятие алкоголизма и курения, всемерная забота о просвещении земляков, взаимопомощь – оказали решающее влияние на формирование личности Николая Мартениановича [3, с. 185].
Чтобы избежать участи солдатчины на семейном совете было решено отдать 15-летнего подростка в услужение к богатым купцам в городе (дальним родственникам), дабы они потом к совершеннолетию Чукмалдина дали денег на откуп от солдатчины. Отдавая его в «чужие люди», мать, заливаясь слезами, восклицала: «С кем он будет там жить, чему его научат? Чего доброго, еще… соблазнят его табак курить, вино пить…». В день отъезда собравшиеся родственники желали ему сделаться хорошим человеком, а тетка Анисья говорила: «Смотри же у меня, не вздумай вино там пить и табачище курить! Глаза всем повыцарапаю, кто тебя этому научит» [2, с. 74].
В городе Чукмалдин познакомился, с мещанским старостой, который подсказал ему, как избежать солдатчины. Для этого требовался увольнительный приговор деревни и приемный мещанского общества, чтобы казенная палата могла совершить перечисление семьи Чукмалдиных из одного общества в другое. С горечью Чукмалдин вспоминал, каких унизительных хлопот им стоило получить увольнительный приговор сельского общества: «Отец мой предлагал деревне за этот приговор все наши угодья... и денег 100 рулей…Общество отказывало наотрез. Но когда некоторым мироедам даны были подарки, поставлено пять ведер водки и несколько пудов орехов обществу, увольнительный приговор сразу был составлен… дележ водки и орехов занял все пространство улицы. Я помню ужас моего отца, не употреблявшего ни пива, ни вина, когда смотрел он, на эти отвратительные сцены, приговаривая, что «только сатана придумал водку» [2, с. 97].
Купец-промышленник. Основывая свою предпринимательскую деятельность на честности и доверии, Чукмалдин стал купцом-промышленником с миллионным состоянием. Он первым обращает внимание на шерсть, остававшуюся от обработки в кожевенных заводах. Открывает войлочную фабрику, производит товар для войск высокого качества. Одерживает победу, одолевая жадных подрядчиков и заставляя изменить распорядок поставки, установив максимальную прибыль в 10%. Части войск обращаются к Чукмалдину непосредственно. Открывает новую отрасль чайного дела, устанавливает новый товар на рынке [4, с. 10]. Торговля чаем, по мнению Чукмалдина, имела и большое нравственное значение для России, так как можно было давать народу все новые и более дешевые сорта полезного для здоровья напитка, а также содействовать с помощью пропаганды чая уменьшению пьянства в стране. «Для противодействия народному пороку – пьянству – мы устраиваем народные «чайные»… Да что говорить о чайных! Семейныйчайный стол в любой избе есть тоже общественная «чайная», лишь меньшего размера и, если мы признаем, что она приносит пользу, уменьшая пьянство, то должны бы также всеми силами помогать, чтобы чай доходил к такой семье как можно легче и дешевле» – писал Чукмалдин в письмах из Москвы.
Николай Мартенианович Чукмалдин был не просто купец. О нем говорили как об успешном деятеле торгово-промышленного мира дореволюционного прошлого России представлявшем в Сибири капитализм «с человеческим лицом» [5, с 6]. Чукмалдину удалось совместить, казалось бы, несовместимые вещи: успешное достижение главной цели капиталистического производства и соблюдение нравственных законов.
Его основополагающие правила ведения предпринимательской деятельности:
- «Выигрывает и богатеет в торговле только тот, кто оказывает услугу обществу. Наивыгоднейший товар – доверие, а доверие дается только безупречной честности и торговому бескорыстию. Богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела».
- «В любом житейском деле, а тем более в таком сложном, как фабрика или завод, аксиомой является, чтобы хозяин знал его не меньше своего техника и вообще всякого из главных деятелей промышленного заведения. Иначе неизбежен крах и разорение».
- «Прежде всего, самому хозяину нужно знать в полном совершенстве всю технику производства до мельчайших подробностей. Иначе хозяин не владелец дела, а слуга его, хозяином, скорее всего, мастер или техник. Хозяин сам как бы только кассир, выдающий деньги» [6, с. 63-65].
Писатель, публицист, путешественник. Литературная деятельность Н.М. Чукмалдина началась ещё с конца 50-х годов. Его корреспонденции имели всегда деловой характер – разъяснить, дополнить какой-нибудь местный вопрос, осветить его с новой стороны. Его очерки, письма, статьи, рассказы – большой важности культурные документы. В его рассказах очень полно отражается быт деревни и захолустного города. В письмах и статьях он рассматривает вопросы экономического характера: о создании новых предприятий, о ссудном проценте, о торговой спекуляции, о несправедливости косвенных налогов. В минуты внутреннего анализа своих стремлений он спрашивал себя почему «вместе с ростом материального состояния в одинаковой пропорции не растет и внутренне сознание…». Сравнивая ранний период времени своей жизни и теперешнее материальное положение Чукмалдин находил поразительный контраст: «Для богатого и богатеющего человека с каждым днем «истина рубля» отодвигается все дальше и дальше, и понимание экономических отношений, существующих на основе рубля, становится все труднее… Не потому ли и все государственные налоги… носят в себе неизменную печать несправедливой пропорции – отягощения бедного и послаблению богатому… Чтобы дать почувствовать богатому человеку действительную тяжесть косвенного налога наравне с бедным, надо бы заставить заплатить его косвенный налог во столько раз умноженный, во сколько раз он сам богаче бедняка» [2, с. 216].
«Для казны государства несравненно легче получать налог с человека, владеющего капиталом, т.е. получать налог с имущественного объекта, чем собирать его с множества единиц людей под видом косвенных налогов на предметы питания и товары, составляющие вещи первой необходимости…
Мы многое заимствовали у западной культуры, и преимущественно у наших соседей – немцев, так отчего бы не позаимствовать и их систему классового налога, по которой обыватель… чем большим он владеет капиталом, тем выше и выше платит процент с каждой сотни марок своего дохода валового…» [6, с. 67-70].
В течение последних двух десятков лет Чукмалдин много путешествовал. Свои наблюдения изложил в ряде «Путевых очерков». В очерках дается много географических и исторических сведений, говорится об обычаях и нравах людей, повествуется об увиденном и услышанном. Наиболее крупным и интересным произведением Чукмалдина являются «Мои воспоминания».
Исследователь. Большое значение Николай Мартенианович придавал проектам регионального и промышленного развития края. Он принимал участие в обсуждении вопросов строительства Великого Сибирского железнодорожного пути, в составлении продуманной и обоснованной «Записки о плавании по реке Туре пароходов и о направлении предполагаемой железной дороги», в которой отстаивалась идея проведения железной дороги через Екатеринбург к Тюмени.
На совещание при Департаменте торговли и мануфактур Чукмалдин представил соображения о значении для Сибири Северного морского пути. Написал о его важности, о необходимости беспошлинного ввоза через устья рек Оби и Енисея в Сибирь некоторых европейских товаров: стали, чугуна, цемента, сельскохозяйственных орудий и т.д. Ратовал за беспошлинный вывоз из Сибири товаров, которыми она была богата: хлеба, кожи, мехов, шерсти, масла, меда, мяса, льна, конопли, пакли, рыбы и т.д. [7, с. 161].
Благотворитель, просветитель. Благотворительная деятельность Чукмалдина была результатом глубоко продуманного, цельного и честного убеждения в необходимости просвещения народа [7, с. 153]. Выходец из крестьянской семьи, он знал, что у образованного человека больше возможностей добиться в жизни успеха. В одной из публикаций он пишет: «крайне нужна для Сибири сеть промышленных школ, начиная школой самой низшей до технологического института включительно. Они будут служить питомниками зарождающейся сибирской промышленности и молодые силы – единицы, воспитанные в школах, разойдутся кандидатами будущих фабрикантов и заводчиков. До тех же пор, о, родина моя, страна лишь всякого сырья и только… родной мой сибиряк всякое природное богатство покуда собирает, везет и продает за чечевичную похлебку» [8, с. 202-203].
Чукмалдин создает в Тюмени уникальную библиотеку рукописных и старопечатных книг и становится основателем музея при Тюменском Александровском реальном училище. Покупает большую коллекцию местной флоры и фауны у Ивана Яковлевича Словцова и, присоединив к ней много редкостей, собранных им самим в путешествиях по миру, дарит коллекции Реальному училищу и рекомендует открывать музей для публики в праздничные дни. Кроме коллекций Словцова, Чукмалдин дарит городу богатейшее собрание рукописных и старопечатных книг. Среди книг множество изданий на иностранных языках, энциклопедии, художественная литература. Н.М. Чукмалдин стремился приобретать для родного города лучшие экземпляры древних и современных изданий.
В течение трех десятилетий он обогащал книгами библиотеку Тюменского Реального училища. Деньгами, книгами, вещами поддерживал местное школьное общество, оказывал помощь сибирским газетам и театру, Тюменскому Обществу трезвости. Учредил при реальном училище три премии и давал средства за лучшие сочинения о Тюмени и уезде, принимал деятельное участие в организации частной школы Кононниковой, предназначенной для подготовки детей в средние учебные заведения. Основал фабрику-школу для обучения ковровому производству. Являлся членом Владимирского сиропитательного заведения, инициатором создания в Тюмени приказчичьего клуба с целью расширения кругозора и деловых знаний местных приказчиков.
Николай Мартенианович приумножал свои капиталы не ради наживы, а ради возможности делать добро. Известный в то время издатель и публицист С.Ф. Шарапов так отзывался о деятельности Николая Мартениановича: «Чукмалдин торговал и наживал деньги, словно не для себя, а по чьему-то поручению или доверенности. Он отдавал какой-то великий долг своей земле, которая его обогащала, щедро платя за находчивость и честную энергию [2, с. 125].
Он радовался «всякому начинанию, всякому проблеску предприимчивости в русском человеке, если только они не противоречат общей пользе» [8, с. 172] и огорчался когда те его современники-купцы, которые, имея большие состояния, растратили их впустую, на кутежи и роскошь, не сделав ничего полезного и нужного для родного края. Из множества каких знал Чукмалдин «едва осталось в следующем поколении две-три семьи, у которых не расстроены дела… Остальные все погибли жертвами карточной игры и пьянства…потеряв нравственность и здоровье… Современное поколение зажиточных и богатых людей в Тюмени большей частью уже не побеги от старых пней, не потомки местных родовитых семей, а совсем новые растения...» [2, с. 137].
Больше всего любил Чукмалдин свою родную деревню. Он признавался: «Деревня Кулакова во все время моей сознательной жизни была моим любимым детищем, которому прощаются все его пороки и грехи». Помощь Кулаковой Чукмалдин осуществлял с большой энергией и широтой: «Он давал деньги на взнос податей, если крестьяне не могли уплатить. В случае больших пожаров (как, например, пожар 1894 г., когда выгорело 2/3 деревни) оказывал своим землякам помощь хлебом, одеждой, чаем, сахаром, деньгами», – писали о нем. Он стремился поднять в Кулаковой земледелие, промыслы и посылал сюда новейшие сельскохозяйственные орудия, урожайные семена. Он хотел, чтобы крестьяне развивали пчеловодство, и обещал платить тем, кто заведет пчел, ежегодно за каждый улей. Чукмалдин предполагал открыть в Кулаковой технико-земледельческое училище, создал Сельский банк с безвозвратным вкладом 3000 рублей для поддержки и развития местного кустарного ремесла: тележного, кошевого, веревочного, получаемые ссуды из Банка оказывали существенную поддержку ремесленникам, построил новую каменную церковь...» [2, с. 359-360].
Для обучения сельских детей к 1874 году он построил в Кулаковой каменную двухэтажную школу. Николай Мартенианович из своих средств платил зарплату учителям и содержал школу до конца своих дней. А, кроме того, пошил школьную форму, обул детей в валенки, в шубы. Школа была построена как двухклассная. Внизу классы, библиотека, помещение для сторожа. Вверху четырехкомнатная квартира для учителя. Были выстроены и отдельно стоявшие службы: кухня, сараи. При школе Чукмалдин выстроил большую мастерскую для обучения детей труду по обработке дерева.
Рядом по инициативе и на средства Чукмалдина был разбит большой красивый парк. В то время купец много путешествовал. Он отовсюду высылал в родное Кулаково семена, сам привозил редкие саженцы. За каждое хорошо принявшееся деревце он платил тому, кто за ним ухаживал. Даже гидравлический таран для подъема воды купил Чукмалдин за границей, заботясь о людях, которые ухаживали за парком. За садом было огорожено и обсажено деревьями большое поле. «Дети там могли на воздухе играть в горелки, в городки, бегать. Стояли большие качели…» – вспоминали старожилы.
По его указанию рядом с парком выкопали пруд, прекрасно вписавшийся в общий пейзаж. Аллеи, как задумывал Чукмалдин, были посажены на европейский манер: липовая – центральная, еловая – кольцевая, лиственничная – змейкой, березовая – у пруда. А на пересечении аллей были устроены зеленые «гостиные», где, утопая в листве, стояли скамьи для отдыха.
В настоящее время: усадебный комплекс села Кулакова является единственным в Тюменском регионе образцом садово-парковой архитектуры XIX века. Он имеет историко-культурную и эстетико-художественную ценность. И подлежит охране в целом (вместе с прудом и зданием школы)! 4,6 га составляет площадь усадебного комплекса, 2,9 га – столько места занимает сам парк.
Много сделано им для родного края. Сравнивая деревню прежнюю с той, какой она стала, он с горечью отмечал, что прежде в Кулаковой было больше хлеба и скота, а теперь деревня численностью душ увеличилась, но день ото дня становится беднее. «В ней теперь порой торгует не один уже кабак, а несколько, и есть новые богатые крестьяне, но совсем другого склада и покроя. Не стало только духа общины, не стало строя общего довольства». Причину такого положения он видел в размножившихся после откупной системы кабаках – «…они отняли у слабых людей средства к жизни и испортили нравственную сторону подрастающего поколения» [6, с. 66-67].
Н.М. Чукмалдин много путешествовал и бывал в разных странах и везде его волновал вопрос Трезвости народа. В путевых очерках из Норвегии он пишет: «Праздничная толпа народа здесь совсем иная, чем у нас на родине. Пьяных людей нигде не видно и безобразных сцен разгула здесь не бывает. Вы не увидите в этой стороне человека, протягивающего руку за подаянием… Все тут приноровлено… к типу занятого трудящегося человека и нет на виду ни одного субъекта, который бы не знал, где ему преклонить свою голову. В 6 утра трамвай уже работает и вагоны его полны народом, отправляющимся к месту своего служения. Все здесь с раннего утра и сразу принимает вид неустанного труда, где нет места «ничего не деланью» [9, с. 2-19].
Наблюдая эти сцены и сравнивая с жизнью простого народа на своей родине, он замечает: «Наших крупнейших недостатков, в которых никто как сами мы виновны, здесь как бы нет, и не существовало. Нет здесь кабака и не может быть пожаров, уничтожающих у нас постройки по селам и деревням... Нигде тут не увидишь никакой постройки, крытой соломою, а только слоистым камнем, черепицей и железом». И снова, теперь уже из Финляндии: «Ни на какой пристани, ни на какой толкучке, вы здесь не встретите пьяного рабочего и того босяка, который нам известен с детства… Ничего этого в Финляндии нет, потому, главным образом, что нет тут питейного заведения и продажа спиртных изделий строго и неуклонно ограничена законом».
Н.М. Чукмалдин был убежденным сторонником трезвой жизни, и страстное желание видеть кулаковцев трезвыми никогда не покидало его. Более двух десятков лет боролся Чукмалдин с кабаками. Более двадцати лет он ежегодно платил крестьянским обществам деревень Кулаковой и соседней с ней Гусельниковой от 100 до 300 руб. в год, деньги только за то, чтобы они никому не давали права на открытие в деревне питейных заведений. Не стало в деревне Кулаковой кабака, его тут же открыли в соседней деревне, стал и им платить в год тоже самое. Не стало кабаков в обеих деревнях, появилась тайная продажа водки в домах. Николай Мартенианович выкупает дом старого кабака, открывает в нем сельское училище. Кабак перекочевал в другое место. Что только он не делал для кулаковцев, все было безуспешно. Н.М. Чукмалдин приходит к выводу, что борьба бесплодна и ничего не дает [6, с. 58].
Его вывод – «кабак господствует и насмехается над всякими усилиями одиночного человека!» – имеет важнейшее значение. Да, в родной деревне, находящейся на оживленном тракте, конкретный кабак в условиях всеобщего государственного спаивания населения победить не удалось. Но от деятельности Н.М. Чукмалдина был мощный общественный резонанс [10, с. 7-8].
Уже в 1890 г. в Санкт-Петербурге было учреждено первое Общество трезвости и к концу XIX века в стране их насчитывалось пятнадцать [11]. Среди их числа было и Тобольское отделение Общества трезвости, открытое в апреле 1893 г. Общество трезвости состояло из действительных членов и членов соревнователей. Важным правилом вступления в действительные члены общества являлась их осознанная Трезвость. Существовало данное объединение благодаря участию благотворителей. Открытие его поддержали многие общественные деятели, так Н.М. Чукмалдин направил послание, в котором выразил всестороннюю поддержку данному обществу и передал в дар организаторам трезвеннического движения для чайной 20 фунтов чая и 19 руб. для приобретения литературы, которую впоследствии предстояло раздать нуждающимся. Купец просил включить его в члены Общества трезвости, обосновывая свое решением тем фактом, что на протяжении четверти века он вел противостояние с кабаками в деревне Кулаковой Тюменского округа. Тобольское Общество трезвости действовало очень активно, так на частные пожертвования были открыты две чайные.
В 1895 году возникло Тюменское Общество трезвости. «Тобольские губернские ведомости» писали: «В деревне Кулаковой состоялось открытие народной чайной Тюменского отдела Общества трезвости, учрежденной на средства известного благотворителя Н. Чукмалдина. Он жертвует по собственной инициативе на содержание чайной по 5 рублей в месяц и ящик байхового чая в 111 фунт» [12]. Общество трезвости имело библиотеку, народную читальню, чайные. При этом библиотеки были и в районах города. Была школа хорового пения и народный хор. Общество трезвости выступало с концертами, лекциями, издавало брошюры, распространяло журнал «Вестник трезвости», столичные газеты и журналы.
Полезный опыт накопила общественная чайная села Каменского Тюменского уездного комитета. За год работы она составила конкуренцию пивной, которую закрыли, так как «уменьшилось потребление пива, которое вытеснили фруктовые воды». Для народных развлечений при чайной имелся граммофон «Монарх», шашки, лото, крокет и читальня с 18 наименованиями газет и журналов. В летнее время при чайной существовали ясли для детей. Денежный оборот был такой, что чайная приносила доход, на эти деньги приобретались книги и газеты [11].
В селах Кулакова и Каменское народные чтения сопровождались граммофонными записями. Средства на их приобретение были пожертвованы еще в 1899 году Н.М. Чукмалдиным, который постоянно поддерживал Общество трезвости финансовой помощью [12].
Следуя примеру Н.М. Чукмалдина, деятельность Общества трезвости поддерживали, в том числе и матер