Метод Шичко и другие психолого-педагогические методы избавления от зависимостей

На этом уроке ты: · вырабатываешь навыки поведения и принятия решения в ситуациях, когда нужно сказать "Нет!" любым наркотикам; · "примерять" на себя и других метод Г. А. Шичко; · продолжаешь учиться общению в трезвых сообществах. Основные понятия темы: · психологический ряд; · тромбофлебит; · абсцесс; · флегмона; · сепсис. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД - термин использующийся в запад­ной наркологии для обозначения совокупности индивидуаль­ных личностных характеристик (черт) человека, способствую­щих или противодействующих развитию у него предрасположенности к принятию (в определенных обстоятельствах) решения о приеме наркотика или к положительной реакции на предложение попробовать наркотик. К этим чертам относятся - наряду с волей, складом характера, темпераментом – знания о наркотиках; отношение к ним (понимание или непонимание разрушающего влияния наркотиков на развитие умственных способностей, таланта, деловых качеств и т. д.); предвкушение, мысли по поводу возможного эффекта при их приеме; информированность о том, чем грозит наркоманам закон, о положении наркомана в общественном мнении, наконец, о выверенных мировой медициной сроках жизни наркомана (большинство из них не доживают до 30 лет). ТРОМБОФЛЕБИТ - воспалительный процесс внутри вены. На поврежденной инъекцией стенке вены формируется тромб из кле­ток крови, и микробы попадают внутрь этого тромба уже при его образовании. Затем они начинают размножаться (а чего бы им не размножаться: тепло, и пища есть, а иммунитета нет), что приводит к воспалению и "перекрытию" вены. Отток крови из ко­нечности по этой вене прекращается, и рука (или нога) больного сильно отекает. Поскольку процессу сопутствует воспаление, конечность становится красной и горячей на ощупь. Покрасне­ние кожи и боль распространяются прямо по ходу вены. Если больного не лечить, инфекция распространяется по кровенос­ным сосудам. Вот тогда и ставят диагноз "сепсис". АБСЦЕСС - ограниченное гнойное расплавление подкожной жировой клетчатки. Попавшие под кожу бактерии, не встречая сопротивления, бурно размножаются, "переваривают" клетчат­ку, вследствие чего образуется "мешочек", содержащий гной. Внешне абсцесс выглядит как ярко-красная, отечная и очень бо­лезненная область в том месте, куда раньше был сделан укол. Абсцессу обычно сопутствует повышение температуры тела. Если "мешочек" прорвется в глубжележащие ткани, то будет флегмона, а если в кровеносный сосуд - сепсис. ФЛЕГМОНА - почти то же самое, что и абсцесс, только не в виде "мешочка", а в виде свободно распространяющихся по межмышечным промежуткам затеков гноя. Внешне похожа на абсцесс, но занимает не ограниченную область, а захватывает значитель­ную часть конечности. СЕПСИС - очень тяжелое состояние и очень опасное. В домашних условиях оно неизбежно приведет к смер­ти, да и в госпитальных с ним крайне трудно бороться. Симпто­мы сепсиса вот какие: выраженная слабость; высокая температу­ра которая то пропадает, то подскакивает до 39,5 °С и выше; обильный пот; снижение кровяного давления. Иногда наблюда­ются необязательные признаки, вроде сыпи по всей коже. Как правило, сепсис имеет "ворота инфекции" - те самые тромбофлебит, флегмону или абсцесс, с которых все началось.   Пометки на полях   Терроризм и наркотики являются родственными явлениями, так как у них общие корни и разрушительная сила... Наша цель – перекрыть все каналы распространения наркотиков: внешние и внутренние. В. Путин. Путин Владимир Владимирович – Президент Российской Федерации.     Необходимо развернуть широкомасштабную войну против наркотиков, нужно всем объединиться – дети стоят того, чтобы отложить все важные дела и заняться ими. В. Лекарева.   Лекарева Вера Леонидовна – председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.   Защищать население от этой надвигающейся беды можно только сообща, объединив для этого усилия всех федеральных структур, тем более, что данный вопрос межведомственный, сложный... В. Рушайло.   Рушайло Владимир Борисович - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.   Среди психолого-педагогических методов избавления от зависимостей следует назвать: Метод Орлова – обучение саногенному мышлению в профилактике вредных привычек. Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели самоуправления. Оно способствует выработке гармоничного поведения и включает в себя умение управлять своей волей, направлять ее на совершенствование своего нравственного облика. Метод Гринева– одним из последователей Шичко, врачом В. И. Гриневым разработан метод самопсихокоррекции сознания курильщика, пьяницы, наркомана, человека с повышенным весом с помощью аудиокассеты и учебного пособия. Это позволяет избавляться от вредных привычек заочно, без посещения курсов, что, однако, не исключает возможности использования очно-заочной формы обучения. Но новаторство В. И. Гринева не только в этом. Необычна форма представления антинаркотической информации: доказательство от противного. "Пейте, курите, употребляйте наркотики", - язвительно приглашает автор, но за это Вам придется кое-чем расплатиться. Тем самым создается "конфликт сознания". Используя письменную форму общения, автор наедине говорит своему читателю то, что не всегда можно сказать в аудитории. Автор бьет по самолюбию, взывает к простым человеческим чувствам, к патриотизму в том числе. Самооценка усвоения информации осуществляется за счет заполнения специальных таблиц, обучающийся выставляет себе оценки сам по общепринятой пятибальной шкале. Первичный аутоанамнез и ведение дневников обязательны. Положительный результат достигается, если обучающийся выполняет все рекомендации хотя бы на "удовлетворительно". Курильщикам предлагается не курить, а "травиться" по специальным правилам. В конечном итоге обучающийся сам, ненасильственно приходит к избавлению. Метод доступен любому человеку, умеющему думать, читать и писать. Метод является обучающим, дидактическим с элементами самопсихоанализа. Иной подготовки, чем само изучение пособия, не требуется. Методика двенадцати ступеней избавления от наркомании разработана самими бывшими наркоманами в Благотворительном фонде Г. А. Шичко в Екатеринбурге. Написаны отдельные программы для наркоманов и их родителей. В основе избавления – метод Г. А. Шичко, то есть воздействие словом. Самовнушение с помощью аутотренинга, самоанализа с помощью дневников и анкет, а также молитва и вера в Бога или любую другую добрую силу, которая сможет помочь. 1. Приход в клуб (по собственному желанию или под нажимом родных и близких). 2. Ведение дневника перед сном. 3. Заучивание наизусть основного текста (формулы самовнушение). 4. Пустыня (прекращение контактов с наркоманами). 5. Признание себя наркоманом, признание, что без посторонней помощи я не справлюсь со своим недугом. 6. Обращение к Богу, Иисусу Христу, Святому Духу, Богородице, святому мученику Вонифатию, Ангелу-Хранителю, святому, имя которого ты носишь (либо это обращение к доброй невидимой силе, в которую ты веришь. Никто не заставляет тебя насильно верить. Верить или не верить ты решаешь сам(а), это твоя свобода). 7. Молитва (работа с негативной мыслью). 8. Простить тех, кто принес(ла) мне боль. Попросить прощения у тех, кому принес(ла) боль я. 9. Исповедь. 10. Принять решение о полном, пожизненном отказе от наркотиков, алкоголя и табака. Признать, что отказ от наркотиков нужен лично мне, а не моим родным и близким. 11. Заняться полезным делом, научиться работать. 12. Выбрался сам, помоги другому. Для овладения методом требуется специальная подготовка в Благотворительном фонде им. Г. А. Шичко. Ну и, наконец, сам метод Шичко. Раньше на занятиях мы уже говорили, что автором метода являлся Геннадий Андреевич Шичко, ленинградский ученый (1922-1986 гг.). Метод очень доступен и прост, состоит из ряда этапов. Фотографирование* Желательно сфотографироваться до начала курса самоизбавления, затем примерно на 10-й, 30-й и 100-й день трезвон жизни. Если находитесь на системе, тем более сфотографируйтесь. С получением второго фотоснимка и далее следует периодичес­ки внимательно сравнивать карточки и находить различия. На­блюдаемый положительный эффект будет укреплять надежду на выздоровление и развивать уверенность в правильности из­бранного пути. Подробное написание анкеты и ежевечернее ведение дневника Анкета наркозависимого человека - это описание личной истории привыкания к табаку, алкоголю, наркотикам, последствий их приема, процесса превращения в наркозависимого и попыток избавиться от наркомании. Анкета пишется в произвольной форме, но с особенно подробным освещением периода наркотической жизни. Надо дать полное и обязательно достоверное освещение перечисленных вопросов, а также тех, которые, по мнению наркозависимого, дадут более полное и правильное представление о вас. Анкета является важным документом и позволяет учесть индивидуальные особенности человека при избавлении от наркомании. Надо хорошо представлять, что напи­сание анкеты оказывает существенное благотворное влияние на ее автора. Чем подробнее и серьезнее пишется анкета, тем боль­шим является ее полезное воздействие. В связи с этим перед написанием следует внимательно ознакомиться с вопросами плана и пояснениями к ним; лучше предварительно набросать черновик, а затем разборчиво переписать его. После чего, если имеется возможность, хорошо напечатать анкету на машинке или на принтере с помощью компьютера, и один экземпляр оста­вить у автора, поскольку она в дальнейшем ему пригодится. Периодически - раз в 3-5 дней - нужно вдумчиво перечиты­вать анкету, дополнять ее. Желательно обсудить анкету с близ­кими людьми, совместно критически разобрать ее, внести уточ­нения. 1. Основные биографические данные. Фамилия, псевдоним, имя, отчество, дата и место рождения. Занятия родите­лей, семейное положение, состав семьи, образование, специ­альность, место работы или учебы и должность. 2. Вредные привычки, которые приобретены и от которых име­ется желание избавиться. Что побудило уколоться в первый раз? Ощущения, доза. Вредные привычки, которые имеют члены вашей семьи. 3. Курение - курительный стаж, суточная норма табачных из­делий, ежемесячные траты на их приобретение, число попы­ток прекращения вредного занятия, наличие желания покон­чить с курением. 4. Основные заболевания, перенесенные в прошлом, хрониче­ские заболевания в настоящее время. 5. Заболевания и расстройства, приобретенные в результате: а) употребления наркотиков, б) выпивок, в) курения табака. 6. Состояние прежде или сейчас на учете в лечебных учрежде­ниях (психоневрологический диспансер, туберкулезный диспансер и т. п.). 7. Лекарства, принимаемые в настоящее время: а) по рекомен­дации врача, 6) по собственной инициативе. Цель их приема и лечебный эффект. 8. Отношение к наркотикам и наркозависимым до собствен­ной зависимости и в период, когда самостоятельно прекра­щено употребление наркотика. 9. Возраст, когда впервые появились: а) решение заняться употреблением наркотиков, б) признание этого занятия нормальным и оправданным, в) положительное отношение к наркозависимым. 10. Возраст, когда были получены первые представления о нар­котиках и последствия их употребления и в котором случи­лись первые приемы наркотиков. Название наркотиков, ко­торые отведаны впервые в жизни; оценка их качеств, само­чувствие во время и после приема доз. 11. Возраст, в котором употребление наркотиков стало достав­лять удовольствие. 12. Время начала систематического употребления наркотиче­ских изделий: а) по торжественным случаям, б) при встрече с друзьями, в) после получения зарплаты и случайных де­нег, г) по выходным. Причины перехода к систематическо­му употреблению наркотиков. 13. Время появления привычки к наркотическим изделиям. 14. Время появления потребности в наркотиках. Стаж на систе­ме. Доза в чеках или в граммах. 15. Понимание терминов "наркоман", "умеренное употребле­ние", "культурное употребление", "трезвенник", "сухой за­кон". Оценка сухого закона. 16. Примерные даты начала: а) умеренного употребления, 6) наркомании, в) алкоголизма, г) табакокурения. 17. Особенности употребления наркотиков: предпочитаемые изделия, частота употребления, обычные дозы. компании, места, самочувствие до, во время и после употребления нар­котиков. 18. Нормальные и предельно переносимые дозы наркотиков: а) приобщения к наркотикам, б) привыкания к ним, в) на­хождения на системе, г) в настоящее время. 19. Обычная периодичность употребления наркотических из­делий: ежедневно, еженедельно, чаще одного раза в день; способы восстановления удовлетворительного самочув­ствия, нормальной жизни, подготовки к следующему этапу. 20. Самочувствие во время нахождения на системе. Подробное описание наиболее яркого впечатления. 21. Применяемые способы перекумаривания. 22. Употребление иных наркотических изделий: название, час­тота приема, доза, причины. 23. Поведение при наркотическом опьянении: на улице, в обще­ственных местах, на работе, дома. 24. Самочувствие и поведение при отсутствии удовлетворения потребности в наркотиках. 25. Мнение об отрицательных последствиях употребления вами наркотиков: а) для автора анкеты, б) для семьи, в) для других родственников и близких, г) для предприятия, учре­ждения, учебного заведения, д) для нашего общества. 26. Положительное, принесенное вашим употреблением нар­котиков: а) вам, б) вашей семье, в) другим родственникам и близким, г) вашему предприятию, учреждению, учебному заведению, д) нашему обществу. 27. Попытки самостоятельно отказаться от наркотиков и при­чины отсутствия удач. 28. Лечение от наркомании (время, длительность, лечебное учреждение, способы лечения, результаты). Написание анкеты и дальнейшая работа с ней способствуют подавлению потребности в наркотике. Ведение дневника следует начать с момента принятия реше­ния о применении метода самоизбавления. В нем отражать: свое самочувствие, отношение к наркотику, встречи с бывшими дру­зьями-наркоманами, свои решения, планы, изменения взглядов и т. п. Дневник надлежит периодически внимательно перечиты­вать. Описание событий истекших суток проводится ежедневно перед сном. Если дневник дается для прочтения наставнику, то лучше вести дневник в двух тетрадях, чтобы записи были ежед­невными. Ежесуточное описание существенных событий - важное мероприятие, поэтому его выполнение обязательно. Луч­ший эффект дает ведение дневника перед сном без искусствен­ного электрического освещения - при свечах. При ведении дневника необходимо отражать следующие мо­менты: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДНЕВНИК (заполняется перед сном) ВНИМАНИЕ: обязательный дневник заполняется 21 день подряд, далее - 7 через день, 7 через два дня, 7 через три дня, 7 через 4 дня или по графику, установленному руководителем (наставником). 1. Имя, отчество, дата, время заполнения. 2. Мое отношение к наркотикам: к ханке, к героину и т.д. 3. Мое отношение к предложению уколоться. Конкретно, что я буду отвечать к как поступать, если мне знакомые предложат уколоться? Отношение к тем, кто предлагает уколоться, звонит домой и т.д. 4. Мои мысли, моя личная философия, взгляды, афоризмы, которые помогают мне не колоться и быть трезвым. 5. Мое отношение к "траве", алкоголю? Мое отношение к предложению выпить, покурить траву? Мое отношение к тем, кто это предлагает? 6. Мое отношение к табаку? Мое отношение к тому, что я сам курю? 7. В чем проявляется привычка ГОН? (угасание, всплески). Какие мысли о наркотиках приходили ко мне сегодня? Мои действия. 8. В чем проявляется потребность, ложная ломка "кумар", морозит и т.д. (угасание, всплески)? 9. Оценка своего поведения за истекшие сутки. Отношение к собственным поступкам (угрызение совести за прошлую жизнь, исповедь, покаяние). Моя духовная работа над собой. 10. Мой настрой на ведение дневников. 11. Впечатления от проведенного занятия или клуба. 12. Мой детальный распорядок дня на завтра. 13. Программа дальнейшего отношения к наркотикам, алкоголю, траве, табаку. 14. Настрой на трезвость на завтрашний день. 15. Пиши формулы настроя 70 раз. Я (твое детское имя + Ф.И.О. полностью) с радостью отказываюсь колоться наркотиками, пить спиртное, курить траву и сигареты. Например: Я, Андрейка, с радостью отказываюсь колоться наркотиками, пить спиртное, курить траву и сигареты. Написание дневника наркозависимым человеком по задан­ной форме является наиважнейшим способом самоизбавления от наркотика, это ответственный этап работы по очищению со­знания отложных представлений и установок. Как и при запол­нении анкеты, следует лишь ставить номера пунктов и давать полный, развернутый ответ. Дневник служит и для анализа мыслей, чувств, состояний за сутки или определенного периода в связи с отказом от вредных привычек. Заучивание трезвенной терминологии В период реабилитации следует заучивать основную трезвенную терминологию, изучать противонаркотические публикации, критически разбирать ложные, пронаркотические публикации и рекламы. Также следует потрудиться запомнить основные противонаркотические факты, высказывания, афоризмы, пословицы и поговорки. Значения важных терминов - "наркозависимый", "трезвен­ник", "наркотическая запрограммированность" и т. д. - надле­жит хорошо осознать и заучить. Заучивание наизусть текста самовнушения желательное ежедневное чтение утром и вечером. ОСНОВНОЙ ТЕКСТ 1. Я четко усвоил(а) для себя, что, как и все люди, родился(лась) естественным трезвенником и некурящим, полностью свободным от тяги к спиртному, никотину и другим наркотическим веществам. 2. Однако, с годами внешние недобрые силы подчинили меня, сделали рабом наркотиков, спиртного, травы и табака, лишили свободного права распоряжаться своей судьбой, толкнули под власть дурных наклонностей. 3. Мне долго казалось, что я сам(а), по своей воле, для своего удовольствия и облегчения жизни принимаю наркотики, пью и курю, вдыхаю и глотаю другие гадости. 4. Прошло время и на смену призрачным удовольствиям на меня лавиной обрушились дурные последствия моего дикого образа жизни. Я смирился(лась) с этим ужасным состоянием, считая его карой за мою личную вину и даже судьбу, которую нельзя преодолеть. 5. Как я счастлив(а) сейчас, когда моя жизнь полностью переменилась. В клубе я узнал(а), что злые силы - моей страсти не всесильны. От них можно избавиться путем ведения дневника перед сном, помощи другим людям и покаяния за свою прошлую жизнь. 6. В реальности того, что я прекратил(а) отравлять свой организм наркотиками, алкоголем, травы и табаком, убедил меня опыт членов клуба "Оптималист". 7. Мне хорошо, я буду свободен(дна) от наркотиков, алкоголя, травы и табака. Я каждый день буду начинать и заканчивать трезвым(ой) и некурящим. Я 6yдy свободен(дна) от денежных затрат на покупку ядов для отравления собственного организма и жизни родных и близких. 8. Мне хорошо, меня перестал мучить стыд, когда смотрю в глаза жене (мужу), детям, родителям, родным и близким. Меня перестали бояться дети, перестали избегать общения со мной и стыдиться за меня перед сверстниками. 9. Мне хорошо, я счастлив(а), я радуюсь жизни, потому что каждый мой день свободен от обмана, наркотиков, алкоголя, травы и табака. 10. Мне хорошо, потому что выгляжу моложе и симпатичней. Потому что мой организм окреп, ушли болезни, плохое самочувствие, головные боли и недомогание. 11. С чистым сознанием я живу трезво и помогаю людям, как умею в переходе к новой светлой жизни. Теперь у меня все хорошо, мой сегодняшний и завтрашний день будет таким же светлым и красивым. Жизнь прекрасна, я радуюсь жизни. Жизнь! Жизнь! Жизнь! 12. Я (детское имя + ФИО) с радостью отказываюсь колоться наркотиками, пить спиртное, курить траву и сигареты. Пустыня - прекращение контактов с наркоманами. Первый этап - в течении первых 40 дней исключить дискотеки, танцы, бары, дни рождения, свадьбы и т.д. А также полностью исключить спиртное, включая пиво, траву, наркотики. Мозг должен быть чистым. Прекратить контакты со старыми друзьями. Чтение противонаркотической литературы Следует вдумчиво изучать противонаркотическую трезвенную литературу для лучшего усвоения ее содержания. Обязательно следует читать противонаркотические матери­алы и заучивать основные факты и высказывания. Рекомендуется внимательно прочесть следующие публика­ции: 1) Джек Лондон "Джон Ячменное зерно"; 2) Л. Семин, Г. Шичко "Горбатый стакан" (журнал "Аврора".-1971.-№ 7 и 8); 3) И. Дроздов "Тайны трезвого человека" (журнал "Наш современник".-1986.-№ 2); 4) книги академика Ф. Г. Углова; 5) книги Ю. А. Соколова - руководителя одного из петербургских клу­бов "Оптималист"; 5) книги профессора А. Н. Маюрова; 6) статьи в газете "Оптималист", "Соратник", "Подспорье", "Мы молодые", "Анти-зомби" и другие. Написание сочинений на противонаркотические темы Сочинения можно писать по прочитанным работам и на жи­тейские темы, например на тему: "Мое самочувствие после прекращения употребления наркотиков". Можно просто писать мемуары, свое жизнеописание, помня при этом, что следует пристальное внимание обращать на тему наркотизации и стремления избежать смертоносного пристрастия. Противонаркотическая работа В дальнейшей жизни, а в реабилитационный период особенно следует проводить противонаркотическую просветительную работу первоначально с членами своей семьи. Затем на очереди встает пропаганда трезвости и агитация бывших приятелей-наркоманов воспользоваться методом самоизбавления или при­бегнуть к избавлению от зависимостей. Работа в клубе трезвости Для самозащиты от наркоманов, особенно бывших знако­мых, выгодно создать клуб из трех или более человек. Цель клуба - взаимная поддержка и выручка, обмен интересными противонаркотическими сведениями, совместная борьба за трез­вость. Спаивание, как правило, происходит в союзах или обществах любителей наркотика. Трезвенный клуб можно орга­низовать из сослуживцев, бывших наркоманов, в том числе из членов своей семьи. Руководитель клуба трезвости из Екатеринбурга В. А. Дружинин предлагает широкую тематику заседаний клуба: 1. Что для меня является праздником? Как я сейчас провожу праздники? Как буду проводить в будущем? Буду ли я пить алкоголь по чуть-чуть? 2. Расскажи про самый страшный день, когда ты сидел(а) на игле? 3. Хочу ли я иметь детей? Что я сейчас делаю, чтобы мои дети не стали наркоманами? Что я буду делать, если мой ребенок сядет на иглу? 4. Какие отношения у меня сейчас с родителями? С матерью? С отцом? Что меня сейчас больше всего мучает, за то что я делал по отношению к ним? 5. Простить всех, кто принес мне боль. Попросить прощение у всех, кому принес(ла) боль я. Вопросы: а) Знаешь ли ты эту ступень? б) У каких людей я еще не попросил(а) прощения? г) Каких людей я еще не простил(а)? 6. Как отличить мысль уколоться без желания от мысли, когда возникает "ГОН"? Всякая ли мысль является "ГОНом"? 7. С кем из великих людей я хотел бы встретиться и почему? Кто для меня является великим? 8. Какой фильм я бы снял, если бы был режиссером? Какой фильм из просмотренных мной мне больше всего понравился? В каком фильме я хотел(а) бы играть главную роль? 9. Какое горе принесли наркотики лично мне? Моим родным? Кто из моих знакомых погиб от наркотиков? 10. Как я буду себя вести, если у меня произойдет срыв и я уколюсь? 11. Обращение к Богу, Иисусу Христу, Святому Духу, Богородице, святому мученику Вонифатию, Ангелу-Хранителю, святому, имя которого носишь (либо это обращение к Доброй невидимой силе, в которую ты веришь. Никто не заставляет тебя насильно верить. Верить или не верить ты решаешь сам(а), это твоя свобода). Вопросы: а) Знаком ли я с этой ступенью? б) К какой доброй силе я обращаюсь за помощью? 12. Признание себя наркоманом, признание, что без посторонней помощи я не справлюсь со своим недугом. Вопросы: а) Знаком(а) ли я с этой ступенью? б) Как я ее понимаю? г) Что значит признать себя наркоманом? 13. Расскажи и самых счастливых днях (моментах) своей жизни. 14. Как я считаю, какой самый хороший поступок(и) я сделал(а) в жизни? 15. Фанатизм. Каких людей я считаю фанатиками? Был ли я сам когда-то фанатиком? Как я отношусь к фанатикам? Наркоман – это фанатик? 16. Если со мной произошло несчастье, какой вывод я делаю из этого? Это сигнал мне о чем? 17. Как я считаю, какое у меня в жизни предназначение? Я появился на свет, чтобы что сделать? 18. Какой бы фильм про наркоманов я бы придумал, если бы стал режиссером? 19. Есть ли у меня друг (подруга), с которым(ой) я бы пошел в разведку? Как я считаю, кто меня возьмет с собой в разведку? 20. Что у меня изменилось с того момента как я пришел(а) в клуб? Изменилось ли мое отношение к людям? Изменилось ли мое отношение к родным? 21. Каким я представляю себя в будущем? Что я жду от будущего? 22. Когда я знакомлюсь с людьми, что мне в них на первый взгляд важнее всего? Что мне важнее всего в женщине (мужчине)? 23. Виноваты ли мои родители, что я сел на иглу? Если да. тогда в чем? Кто виноват? Я сам? Если я сам виноват, тогда в чем я виноват? 24. Чем бы я стал заниматься, если бы у меня было много денег и была возможность не работать? Что бы я стал делать? 25. Из чего складывалась моя прошлая жизнь - это сопротивление или покорность? Чему (кому) я сопротивлялся? В чем была моя покорность. Что я делаю сейчас, я сопротивляюсь или нет? 26. Когда я выхожу из себя (психую), что происходит в этот момент? Какие после этого бывают последствия? Приведи примеры из своей жизни. 27. Я наркоманом стал случайно? Или я вел такую жизнь, что все равно бы стал наркоманом? 28. Страх: какие моменты в моей жизни связаны со страхом? Остался ли у меня страх сейчас? Перед кем? Чем? 29. Как я отношусь к подвигу Александра Матросова? В каком бы случае я повторил подвиг Александра Матросова? За что (за кого) я бы отдал свою жизнь? 30. Мои мечты. О чем я мечтал(а) в детстве? О чем я мечтал(а), когда кололся(лась)? О чем мечтаю сейчас? 31. Конфликт. Как я выхожу из конфликтов? Остались ли в моей жизни люди, с которыми у меня до сих пор конфликт? 32. Как я считаю, правильные ли действия и поступки я сейчас совершаю? Верную ли дорогу я сейчас выбрал(а)? С теми ли людьми я сейчас встречаюсь? 33. Что я написал бы на памятнике после своей смерти? Здесь похоронен кто? Здесь похоронен человек, который... 34. Если бы я поймал(а) золотую рыбку, каких бы три желания я загадал? 1-е, 2-е, 3-е? 35. Что я в жизни не люблю? Я не люблю .... 36. Какие у меня были разочаровании в жизни? В мужчинах (женщинах) 37. Какие у меня были разочарования в друзьях, с которыми кололся(лась), нюхал(а) и т. д.? 38. У каждого человека есть своя версии зарождения жизни на Земле. Какова моя версия. Откуда возникла Вселенная? 39. Тщеславие. Перед темой зачитать дневник. Вопросы: Как я понимаю, что такое тщеславие? Была ли у меня раньше эта страсть до того как я сел на иглу? Есть ли она у меня сейчас? Приведи примеры из своей жизни. 40. Какой урок я вынес из своего детства? Урок на всю жизнь? Мое детство было хорошее или плохое? Кто виноват в моем детстве, что я стал наркоманом? 41. Я и моя маска. Каждый человек носит маску. Кем я становлюсь, когда снимаю маску? Что я скрываю от других под своей маской? 42. Что бы я стал делать, если бы узнал(а) что мне осталось жить два дня? 43. Какой у меня был самый счастливый день, когда я не кололся(лась)? 44. Когда я кололся(лась) у меня были свои взгляды на жизнь. В чем сейчас они изменились? 45. Что я потерял в жизни, употребляя наркотики? 46. Получалось ли у меня угадывать мысли у других людей? Когда я смотрю на человека, угадываю ли я, что он думает обо мне? Приведи примеры из своей жизни. 47. Двойная мораль. Как формировалась у меня с детства двойная мораль? Есть ли она у меня сейчас? Приведи примеры из своей жизни. 48. Диалог с самим собой. О чем я обычно разговариваю с самим собой. Какие мысли обычно крутятся у меня в голове? Сейчас я расскажу вам об этих мыслях. 49. О какой жене (муже) я мечтал(а)? Какая сейчас у меня девчонка (парень)? Такая ли о какой я мечтал(а)? Как я думаю, какая у меня будет жена (муж)? 50. Возможно ли обмануть человека, чтобы ему помочь? 51. Интуиция. Как мне помогает моя интуиция? Приведи примеры из своей жизни. 52. Самоубийство. Знал(а) ли я людей совершивших самоубийство? Как я отношусь к самоубийству? К тем, кто ставит "золотой укол"? 53. Предопределена ли моя судьба? Могу ли я изменить свою судьбу? Хочу ли я ее изменить? 54. Какая самая главная трудность, которая мне мешает работать над собой? (писать дневники, формулы, ходить в клуб и т.д.)? 55. Что у меня сейчас самое главное в жизни? Кто для меня сейчас самый дорогой человек в моей жизни? 56. Как я отношусь к программе фонда? В чем я вижу свое личное участие в программе? 57. Расскажи какой-нибудь случай из своей прошлой жизни, когда твой друг (подруга) сделал(а) такой поступок, что ты перестал(а) считать его(ее) своим другом (подругой). 58. Пустыня, прекратить контакты с наркоманами. Вопросы: а) Знаком ли ты с этой ступенью? б) Как ты понимаешь эту ступень? в) Что значит прекратить контакты с наркоманами? 59. Завещание. Представь, что ты умираешь. Кого бы ты хотел видеть рядом с собой в последние минуты жизни? Что бы ты сказал этим людям? 60. Заучивание наизусть основного текста. Вопросы: а) Заучил ли ты наизусть основной текст? б) Что тебе мешает это сделать? в) Для чего необходимо заучивать основной текст? 61. Депрессия. Как я выхожу из депрессии? Когда у меня была депрессия в последний раз? Написал ли я 50 дневников? Для чего я пишу дневники? 62. Обида. Осталась ли у мена на кого-нибудь обида? Если да, что это за человек? Почему я не могу его простить? 63. Какую профессию я хотел(а) бы иметь и почему? 64. Была ли у меня в жизни любовь? Кого я люблю сейчас? От кого бы я хотел(а) получить ответную любовь? 65. Как я считаю, какой самый плохой поступок я сделал(а) в жизни? 66. Молитва. Вопросы: а) Знаешь ли ты эту ступень? б) Составил ли ты свою личную молитву, которая защищает тебя от "ГОНа"? в) О чем ты думаешь, когда у тебя начинается "ГОН"? 67. Исповедь. Вопросы: а) Был ли ты хотя бы один раз на исповеди? б) В чем бы ты хотел покаяться в своей первой исповеди? в) Что такое причастие? 68. Принять решение о полном, пожизненном отказе от наркотиков, алкоголя, табака. Признать, что отказ от наркотиков нужен лично мне, а не моим родным и близким. Вопросы: а) Знаком ли ты с этой ступенью? б) Признал ли ты, что отказ от наркотиков нужен лично тебе? в) На какое время ты решил бросить колоться? г) Пить спиртное? Курить траву, сигареты? 69. Заняться полезным делом, устроиться на работу. Вопросы: а) Знаком ли ты с этой ступенью? б) Какую профессию ты хотел(а)бы иметь и почему? в) Каким полезным делом ты сейчас занимаешься? г) Когда ты решил(а) устроиться на работу? 70. Выбрался сам, помоги другому. Вопросы: а) Знаком ли ты с этой ступенью? б) Для чего нужна эта ступень? в) Кому я в первую очередь помогаю, когда помогаю другим? г) Как я собираюсь помогать другим наркоманам слезть с иглы? 71. Расскажи подробно как ты оказался в клубе. Какие события были у тебя перед тем как ты пришел в клуб? 72. Как я отношусь к человеку, который меня посадил на иглу? Какую роль он играет и моей жизни? Как я считаю, как ко мне относятся те люди, которых на иглу посадил(а) я? 73. Как я отношусь к самоубийству? Были ли у меня попытки покончить жизнь самоубийством? При каких обстоятельствах это происходило? Что меня заставило это сделать? Наркомания - это самоубийство? 74. Как я понимаю, что такое грех? Как я понимал, что такое грех когда кололся? 75. Когда у меня впервые появилось чувство влюбленности? Была ли у меня первая любовь? Кого я сейчас люблю? Как я думаю, кто меня сейчас любит? От кого бы я хотел получить ответную любовь? 76. Как я понимаю, что такое свобода? Свободный ли я сейчас человек? Был ли я свободным, когда не кололся? 77. Какие поступки я делал(а) в состоянии ломки, чтобы достать деньги на лекарства, за которые мне до сих пор стыдно? 78. Кому я впервые сказал(а) слова - я тебя люблю. От кого я впервые услышал эти слова? Кому бы я хотел(а) их сказать (от кого услышать) сейчас? 79. Когда я вижу, что человек делает зло другим или мне самому, как я поступаю? Отвечаю тем же? Молча ухожу? Затаиваю обиду? Стараюсь помириться? Что-то другое? Что именно? 80. Смог ли я реализовать свои способности? В какой сфере деятельности я хотел(а) бы раскрыться как личность? 81. Кто для меня самый отвратительный в мире человек (люди) и почему? Кто для меня самый положительный в мире человек и почему? 82. Ревность. Когда у меня впервые возникло это чувство? По отношению к кому? Кого я сейчас ревную? Кого я ревновал раньше? Ревность это хорошо или плохо? 83. Каким я представляю себя в будущем? С кем я представляю себя в будущем? Каким в будущем будет клуб? Наша страна? Планета? 84. Кто мой идеал в жизни и почему? Приведи пример знаменитости. 85. Зависть. Когда у меня впервые появилось это чувство? По отношению к кому? Была ли у меня зависть, когда я кололся? Есть ли сейчас? 86. Боль. которую принесли мне люди. Расскажи в какие несправедливые ситуации ты попадал(а)? Когда не кололся и когда сел(а) на иглу? 87. Когда я слышу о том, что надо прощать убийц, верю ли я в это? Простил бы я убийцу своей матери, отца, сына, дочери? Как бы я поступил(а) с убийцами? 88. Смех в моей жизни. Расскажи смешные моменты, которые были в твоей жизни. Расскажи какой-нибудь анекдот? 89. Прошение. Кого я еще не простил(а). Почему? 90. Надежда. На что у меня еще осталась надежда? На что я еще надеюсь в жизни? 91. Что я хотел бы поменять в своей жизни? 92. Предопределена ли наша судьба? Отчего зависит наша судьба? Доволен ли я своей судьбой? Может ли у человека быть судьба наркомана? 93. Для чего я появился па свет? Для чего я живу? Как устроен мир? Как появился этот мир? В чем смысл моей жизни? 94. Умею ли я увидеть (услышать) чужую боль? Что я испытываю, когда больно другому человеку? Приведи примеры из своей жизни. 95. На что я обижался в детстве? Какое у меня самое больное место, из-за которого меня можно легко обидеть? Приведи примеры из своей жизни. 96. Когда кто-то говорит: "Я верующий", что я думаю об этом человеке в этот момент? Я сам верующий или нет? Как я отношусь к вере? 97. Какие таланты были у меня в детстве? Какие я проколол? Какие есть сейчас? В чем я талантлив? 98. Какая основная причина из-за которой я расстаюсь с людьми? С мужчинами? С женщинами? 99. Мое детство. Расскажи о своем детстве. Где ты родился и т.д. Расскажи о ярких эпизодах своего детства. 100.Когда я был наркоманом, я делал грехи, должен ли я ответить за каждый мой грех? За какой мой грех я стал наркоманом? 101. Как я понимаю, кто такой Бог? Какое имя у Бога, в которого я верю? Какие у него законы? Если я не верю в Бога, то во что я верю? Обретение новых увлечений и возвращение к здоровой жизни Полезно подобрать себе здоровое увлечение (музыка, рисование, участие в экологическом движении и т. п.), это поможет быстро­му возрождению. Следует отметить, что у людей, покончивших с зависимостью в течение полугодия, если выход осуществляется правильно, буквально прорезается талант в самых различных областях, от искусства до административной деятельности. Перечисленные пункты метода самоизбавления преду­сматривают разрушение питейного и выработку трезвенного убеждения. Метод самоизбавления принесет пользу всем, кто им воспользуется, хоть и в разной степени.

Материал для учителя

Учитель дает краткий обзор информации, полученной на предыдущем занятии, организует обсуждение домаш­него задания.

Проводится подробное обсуждение записанных дома ситуаций, в которых участникам группы приходилось говорить "спасибо, нет!", отказываясь от употребления наркотиков.

Это занятие будет посвя­щено навыкам поведения и принятия решения в ситуа­циях, в которых вы чувствуете давление среды, употреб­ляющей наркотики или требующей от вас проявления таких форм поведения, которые раньше были вам не свой­ственны.

Подумай и ответь на следующие вопросы:

- Почему люди употребляют наркотики, даже зная, что последствия очень тяжелы?

- Почему друзья часто склоняют друг друга к употреблению наркотиков?

- Что вы можете сделать или сказать, чтобы помочь другим стать более устойчивыми к давлению лиц, употребляющих наркотики? (Например, привес­ти контраргументы, уйти, проявить силу воли, исполь­зовать модель "Остановись и подумай").

На последний вопрос ответь письменно.

Давай обсудим результаты и проведем ролевые игры, с использованием предложенных вариантов противодей­ствия давлению среды.

Учитель просит дать определение понятию "давление среды сверстников", предлагает обсудить позитивные и негативные аспекты этого понятия и записать их.

Существуют разные типы давления и способы его осуществления. Например:

1. Группа принуждает тебя сделать что-либо, в чем ты не уверен и что не хочешь делать;

Подумай и письменно ответь на вопросы:

- Что бы ты чувствовал в этой ситуации?

- Как бы переживал эмоционально?

- Что бы ощущал физически?

2. Ты член группы, которая осуществляет давление на человека.

Подумай и письменно ответь на вопросы:

- Каково быть членом группы, осуществляющей дав­ление на человека?

- Что бы ты чувствовал по отношению к человеку, на которого осуществляется давление?

- Почувствовал бы ты ответственность, если бы этот человек пострадал в результате этого давления?

Существуют разные тактики давления на человека. Например: отказ разговаривать с человеком; оскорбле­ния; жестокое обхождение и т.п.

Подумай и письменно ответь на следующие вопросы:

- Какие тактики давления известны тебе?

- Приходилось ли тебе наблюдать со стороны, как на кого-либо осуществляется давление?

- Что ты чувствовал при этом? Пытался ли что-либо предпринять?

- Приходилось ли тебе быть объектом давления?

- Как ты пытался противостоять этому давлению?

Давай проведем "мозговой штурм", выработаем эффективные способы противостояния давлению сверстников и запишем их на листе бумаги.

Наши рекомендации