Производственной практики по ПМ 02
Организация внеурочной деятельности и общения
Младших школьников
Летняя практика
специальность 050146/44.02.02 Преподавание в начальных классах
Студента(ки)
Группы
Руководитель
База практики
Омск, 2016
Дневник по летней практике разработан на основе программы производственной практики «Летняя практика», составленной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования:
050146/44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки);
050715/44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (углубленной подготовки);
050141/49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки);
050148/44.02.03 Педагогика дополнительного образования (углубленной подготовки).
Организация-разработчик:
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский педагогический колледж № 1» (далее – БПОУ «ОПК № 1»).
Составители:
Патрончик Я.Н., преподаватель БПОУ «ОПК № 1»
Саверская С.Н., методист БПОУ «ОПК № 1»
Одобрен МО преподавателей психолого-педагогических дисциплин
протокол № ____
от «» 20 г.
руководитель МО Е.Д. Кокорина
Согласовано:
Заместитель директора БПОУ «ОПК №1»
М.А. Субботина
Согласовано:
Методист научно-методического центра
БПОУ «ОПК №1»
С.Н. Саверская
Структура дневника по летней практике
1. Титульный лист.
2. Введение (цель и задачи практики, содержание практики).
3. Памятка студенту (рекомендации по соблюдению правил техники безопасности на практике, по соблюдению правил трудовой дисциплины и т.п.).
4. Организационная работа (индивидуальный план работы студента по неделям).
5. Задания на практике
6. Отчет студента.
7. Характеристика.
8. Аттестационный лист.
Введение
Формирование и развитие профессиональной компетенции педагога завершается приобретением опыта в самостоятельной педагогической деятельности. Летняя педагогическая практика создаёт все условия для интенсивного развития всей системы профессионально значимых компетенций:
* конструктивной, предполагающей педагогическое целеполагание, разработку содержательных идей, определение средств педагогической коммуникации, форм и методов работы, проектирование развития временного детского коллектива, организацию самоуправляющих структур отряда;
* организаторской, осуществляющейся через решение вопросов организации образовательно-оздоровительного процесса на основе целеполагающих элементов смены, содержательных идей педагога, знаний о детях, их интересах и ожиданиях;
* коммуникативной, являющейся ведущей, через неё реализуются и проявляются все другие компетенции;
* гностической, предполагающей накопление опыта в анализе, синтезе, оценке своего опыта и результатов своей деятельности в разработке своей авторской программы работы с отрядом;
* прикладной компетенции, предполагающей приобретение опыта подготовки и проведения отрядных и дружинных дел, оформительской, спортивно-туристической, эстетической, музыкальной, хореографической деятельности.
Летняя практика проводится на базе Детских Оздоровительных Центров, Детских Оздоровительных Лагерей, лагерей с дневным пребыванием (школьных, дворовых), палаточных и передвижных лагерей, на базе тематических экспедиций и других малозатратных форм организованного отдыха детей и подростков;
Время проведения практики – 6-й семестр (3 курс обучения на базе средней школы). Продолжительность – 144 часа, т.е. 4 недели при Детском Оздоровительном Лагере с дневным пребыванием по 6 часов в день и 3 недели в остальных формах летнего отдыха по 7 часов в день.
В ходе практики решаются следующие задачи:
1. Формирование чёткого представления о специфике работы базовой формы летнего отдыха детей и подростков (структура, система управления, внутренний распорядок, традиции и т.д.).
2. Освоение функции, обязанностей, режима работы педагога, условий и оценки труда, специфики трудовых отношений и этики поведения и взаимоотношения с детьми, коллегами.
3. Приобрести опыт:
а) взаимодействия с субъектами воспитательного процесса;
б) разработки программы работы отряда;
в) руководство жизнедеятельностью детского, подросткового временного коллектива;
г) организации совместных творческих дел;
д) разработки, выбора форм предъявления педагогических требований и контроля их исполнения;
е) диагностики и анализа уровня развития коллектива, степени удовлетворённости детей пребыванием в отряде;
ж) работы по развитию детского самоуправления.
Основным содержанием летней производственной практики является система деятельности педагога (вожатого), определённая логикой смены.
В организационный период:
* игровая деятельность с использованием методики интенсивного знакомства с детьми и между детьми;
* конструктивно-организаторская, включающая формирование структуры отряда, организацию быта детей, выработку и разъяснение системы правил, требований, регулирующих отношения детей друг к другу, распорядку, режиму и т.д.;
* проектировочная, планирующая жизнедеятельность отряда, развитие каждого ребёнка в системе жизнедеятельности отряда;
* диагностическая, изучающая личностные особенности, интересы, ожидания детей от смены, их способности и возможности.
В основной период:
* организаторская (организация совместных творческих дел, форм деятельности каждого ребёнка, различных видов деятельности);
* коррекционная (коррекция поведения отдельных воспитанников, разрешение возникающих конфликтов);
* аналитическо-рефлексивная (анализ собственной деятельности, совместных творческих дел, анализ прожитого отрядом дня);
* коммуникативная (установление отношений с детьми, регулирование общения между детьми, взаимодействие с родителями и коллегами.
В заключительный период доминирует диагностико-аналитическая деятельность, включающая анализ своей работы, анализ развития детского коллектива и личностного роста каждого ребёнка.
Содержание деятельности студента – практиканта отражается в программе жизнедеятельности отряда. В ходе практики студент – практикант выполняет следующие виды заданий:
1. Разрабатывает и реализует программу жизнедеятельности отряда, план – сетку, план работы на день.
2. Проводит диагностику организационного, основного и итогового периодов.
3. Проводит систему отрядных огоньков.
4. Разрабатывает проект, осуществляет подготовку и проведение отрядных СТД и одного двух общелагерных КТД.
5. Разрабатывает и реализует программу работы с органами самоуправления.
6. На основе диагностических данных составляет анализ смены. По завершению практики студент сдаёт следующие отчётные документы:
Ø Рабочую тетрадь с выполненной системой заданий.
Ø Характеристику.
Ø Материалы самодиагностики и оценки уровня профессиональной компетентности как вожатого.
Ø Творческий отчёт на электронном носителе.
Ø Один проект отрядного или общелагерного КТД.
Методическое обеспечение практики представлено в рабочей тетради на печатной основе с методическими рекомендациями.
В организации летней практики выделяется два структурных компонента:
1. Учебный, который проводится в форме инструктивного сбора на принципах и методике совместного творческого воспитания в течение первой учебной недели.
Цель сбора – перевод теоретических знаний и умений в профессиональную компетентность, необходимую для реализации профессиональной деятельности в условиях различных форм летнего отдыха детей и подростков.
Структура сбора представляет модель смены, сжатой во времени.
1-й день – решаются ситуации организационного периода смены.
2, 3, 4, 5-й дни – ситуации основного периода смены, на основе программ смены базовых учреждений летней практики.
6-й день – ситуации заключительного периода.
Содержание основного периода ежегодно обновляется и выстраивается с учётом программ летнего отдыха базовых лагерей. Для обеспечения активного участия каждого студента в инструктивном сборе по количеству базовых учреждений формируются микроотряды численностью не более 10 -15 человек. Работа сбора выстраивается на основе самоуправления. В целях мотивации используется соревнование между отрядами. Оценка личностного роста студента осуществляется на основе показателей:
- ответственность,
- самостоятельность,
- активность,
- креативность.
В ходе сбора ведётся оценка проявления и роста личностных, профессиональных компетенций каждого студента, на основе которой определяется итоговая оценка инструктивного сбора.
По завершению сбора студенты получают сертификаты разного уровня: вожатый – мастер, вожатый – лидер, вожатый, вожатый – новичок.
2. Производственная практика организуется на базе загородных детских лагерей, школьных лагерей дневного пребывания, Всероссийского детского центра «Орлёнок».
В ходе практики студент – практикант выполняет следующие виды заданий:
1. Разрабатывает и реализует программу жизнедеятельности отряда, план – сетку, план работы на день.
2. Проводит диагностику организационного, основного и итогового периодов.
3. Проводит систему отрядных огоньков.
4. Разрабатывает проект, осуществляет подготовку и проведение отрядных СТД и одного двух общелагерных КТД.
5. Разрабатывает и реализует программу работы с органами самоуправления.
6. На основе диагностических данных составляет анализ смены. По завершению практики студент сдаёт следующие отчётные документы:
7. Рабочую тетрадь с выполненной системой заданий.
8. Характеристику.
9. Материалы самодиагностики и оценки уровня профессиональной компетентности как вожатого.
10. Творческий отчёт на электронном носителе.
11. Один проект отрядного или общелагерного КТД.
Памятка студенту