Словарно-орфографическая работа в 4 классе

Одним из направлений гуманизации и гуманитаризации образования является оптимизация содержания и методов обучения адекватно возрастному и личностно-индивидуальному развитию детей. Направленность образования на всестороннее развитие ученика как субъекта деятельности заставляет педагогов пересмотреть сложившуюся систему форм и методов всех учебных предметов.

Работу по освоению слов с непроверяемыми орфограммами в методической литературе рекомендуют строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. Слова с трудными орфограммами изучаются по группам, объединенных по орфографическому или смысловому признаку в 7 этапов. Работа на уроках русского языка проводится систематически. Таким образом, у каждого учащегося есть возможность запоминать правописание слов в своём режиме, на любом из этих этапов. Параллельно мною на каждом этапе ведётся работа по развитию таких познавательных процессов, как развитие памяти, внимания, мышления, в частности развития у учащихся умения проводить следующие виды мыслительных операций: нахождение лишнего, определение понятий, сравнение, обобщение, классификация. На изучение каждой группы слов отводится примерно пять уроков, на последнем из которых проводится проверка навыка написания этой группы слов или в сочетании с ранее изученными словами.

1. Предъявление нового слова из словаря.

2. Работа над «слуховым» образом слова.

Дети проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место. Таким образом, дети ставят орфографическую задачу.

3. Запись слова с «окошком»

После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают слово в тетрадь, пропустив букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой – либо «сигнал опасности», например, точка: к.стёр.

3. Работа над «зрительным» образом слова. На этом этапе решается поставленная детьми орфографическая задача. Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос через:

1) Обращение к орфографическому словарику (или словарю учебника) с последующей записью слова.

2) Использование элементов этимологического анализа, если он помогает объяснить написание слова.

3. Создание условий для запоминания слова.

Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста (преобладание образной памяти), трудную орфограмму в написании слова можно связать с ярким ассоциативным образом, который дети вспоминают, когда пишут словарное слово. Желательно, чтобы дети находили свою ассоциацию.

1) Метод образных ассоциаций.

Для запоминания используются карточки, на которых с одной стороны напечатано словарное слово, а с другой картинка-образ.

(Бал)кон, во(круг), (вор)ота, во(семь), го(род), (газ)ета, дев(очки), завт(рак), (кап)уста, (кар)андаш, (кар)тина, (ква)ртира, (кол)лекция, (ком)байн, , (кар)тофель, ком(ната), (метр)о, на(род), наобо(рот), ого(род), (пена)л, (раб)ота, (раб)очий, (рак)ета, (рис)унок, (род)ина, (сто)лица, (ужи)н, у(лица), у(рожа)й.

2) Метод графических ассоциаций.

Написание слова связать с ярким образом буквы, которая является элементом картинки.

3) Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:

На завтрак рак.

Дед в деревне

Завтра на завод

Дети дежурные

Костя в костюме, а Павел в пальто.

4) Стихи для запоминания.

3. Формирование навыка правильного написания слова.

4. Проверка навыка написания словарного слова.

Отдельно выделию лексическую работу, которая должна вестись на первом, четвёртом, пятом, шестом и седьмом этапах.

Таким образом, формирование навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами осуществляется параллельно с развитием познавательных процессов и речи.

1 неделя

Агроном

Директор

Космонавт

рабочий

Шофёр

1 день

1. Предъявление нового слова из словаря.

Соедини подходящие по смыслу слова, добавь недостающие:

Колхоз Директор
Школа
Космический корабль Агроном
Автомобиль Рабочий
Завод

2, 3. Работа над слуховым образом слова. Запись слова с «дырками»

д…рект..р

..гр..ном

к…см..навт

р…бочий

ш..фёр

4. Запись слов орфографически, через тире рядом с первым столбиком.

5. Создание условий для запоминания слов.

  • Как эти слова можно назвать одним словом?
  • Написание каких слов можно проверить? (космонавт – космос, рабочий – раб)
  • Шофёр крутит руль, который похож на букву «о».

2 день

6. Формирование навыка правильного написания слов.

Собери слова из рассыпанных слогов:

Ре, ктор, ди; ро, аг, ном; навт, кос, мо; бо, ра, чий.

  • Какое слово поделено на слоги неверно? Какого слова из рассмотренных вчера

не хватает?

  • Подберите подходящее определение каждой профессии:
Агроном Человек, совершающий полёт в космос с целью ведения научных наблюдений
Директор Водитель автомобиля
Космонавт Специалист по науке о земледелии и сельском хозяйстве
Рабочий  
Шофёр Руководитель предприятия, школы
  • Объясните, кто такой рабочий (человек, занимающийся физическим трудом).
  • Запишите слова по памяти, проверьте по словарю (по доске).

3 день

  • Вставьте пропущенные буквы:

д…рект..р

..гр..ном

к…см..навт

р…бочий

ш..фёр

Взаимопроверка.

  • Игра «аукцион».

Кто больше назовёт прилагательных к слову?

Агроном (какой?)… (хороший, прекрасный, молодой, новый, опытный, знающий, дипломированный, будущий, колхозный, районный, главный…)

  • Кто больше придумает однокоренных слов к слову «директор»? …

(директорство, директорат, дирекция, директорский, директорствовать…)

4 день

  • Работа с деформированными предложениями.

Брат права мой получил ш…фёрские.

Был Гагарин первым в Юрий к…см…навтом мире Алексеевич.

Завода благодарность д…рекция лучшим объявила рабочим.

В приехал агр…ном колхоз дипломированный

- Записать эти предложения, подчеркнуть все известные орфограммы (при необходимости подчеркнуть главные члены предложения, подписать части речи или найти имена существительные.

5 день

7. Проверка навыка написания слов.

  • Выбери столбик, в котором все буквы соответствуют правильному написанию.
Слова Ответы
…ГР..НОМ О О О А А О А О
К…СМ…НАВТ А А А О О О О А
Д…РЕКТ..Р И О Е А И О Е О
Р…БОЧ…Й О И О Е А И А И
Ш…ФЁР О А О А
  • Составь предложение с любым словом и запиши его.

2 неделя

председатель

инженер

хлебороб

комбайн

трактор

1 день

1. Предъявление нового слова.

Прочитайте слова на доске и найдите лишние:

председатель

инженер

хлебороб

комбайн

тракторист

2, 3. Запись слов с «окошками»: пр..дс..дат..ль, …нж…нер, хл…б…роб, к…мбайн, тракт…рист.

4. Проверка по словарю, запись рядом через тире слов, подчёркивание орфограмм.

5. Создание условий для запоминания слов.

  • Рассмотрите слова внимательно. Есть ли какие-то одинаковые буквы в их записи? (почти во всех словах буквы «е» и «о», кроме слова «инженер», в котором буква «и» в начале слова)
  • Для какого слова существуют способы проверки? (хлебороб – хлеб и соединительная гласная «о»)

2 день

6. Формирование навыка правильного написания слов.

  • Среди буквенного текста найдите словарные слова:

тсовтрактораеыпредседательрагорларпраттинженерьтгалдхлеборобраоаакомбайно

  • Назовите признаки сходства и отличия трактора и комбайна (комбайн выполняет одновременно ряд операций по уборке зерновых и других культур, трактор используется для тяги и перевозки груза)
  • Запишите слова (выберите любой вариант), выполните задание:

1) хлебороб – подобрать как можно больше однокоренных слов (хлеб, хлебушек, хлебушко, хлебный, хлебоуборка, хлеборобный)

2) инженер-составить словосочетания с глаголами обратиться к.., советоваться с …

3) председатель – прочитать предложение и записать по памяти: Мой дед долгое время председательствовал в одном из колхозов Сибири.

3 день

7. Проверка написания словарных слов.

Игра «Красный карандаш»: Кто быстрее найдёт ошибки в предложениях?

Трактар в поле – хлеп в обозе. Раньше рож руками жали, а теперь камбайны зашогали. Председатель аткрыл собрание. На бальших листах инжинеры чертили чертежи. У хлебароба нелёхкая робота.

4 день

Заполнение перфокарт с пропущенными орфограммами (10 слов). Взаимопроверка.

3 неделя

автомобиль

самолёт

тепловоз

электровоз

телефон

1 день

1. Предъявление нового слова.

Учитель зачитывает 5 слов и предлагает найти среди них лишнее (телефон)

2, 3, 4. Запись слов с окошками и списывание слов с доски, подчёркивая орфограммы.

…вт..м..биль

с…м…лёт

т…пл…воз

эл…ктр..воз

т..л…фон

- В каком слове на доске неправильно поставлено ударение? (электровоз)

5. Внимательно рассмотрите слова и найдите общие признаки в их написании. Это поможет вам легче запомнить их написание (все слова сложные, состоят из двух корней, преобладают безударные гласные «о» и «е»).

2 день

6. Формирование навыка правильного написания слов.

Конкурс загадок с последующей записью с комментированием, выделением корней и подчёркиванием орфограмм.

  • Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином, на копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль)

  • Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везёт, а не лошадь (самолёт).
  • Здесь говорят – в Москве слышно (телефон).
  • Локомотив, работающий от электросети (электровоз).

3 день

Учитель показывает картинку – на трубке висит человек. Художник прочитал одну фразу, употреблённую в переносном значении и нарисовал этот рисунок. Как вы думаете, какую фразу он прочитал? (висеть на телефоне) Правильно ли он её понял? Что она обозначает? (долго и часто говорить по телефону). Составьте предложение с этими словами.

- Запишите предложение, изменив слово «машина» на синоним: Машина остановилась у перекрёстка.

- Назовите признаки сходства и отличия электровоза и тепловоза (тепловоз – это локомотив, который приводится в движение двигателем внутреннего сгорания, а электровоз – работает от электросети). Какое слово мы употребляем часто вместо слова «электровоз»? (электричка). Запишите эти два слова через тире.

4 день

  • Аналогия. Даны 3 слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвёртое слово.

Песня – композитор = самолёт - ? (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель)

Паровоз – вагоны = конь -? (телега, поезд, лошадь, овёс, конюшня)

5 день

7. Выборочный диктант с взаимопроверкой.

- Запишите только слова из словарика, в том числе и ранее изученные.

Мимо старых деревень и новых посёлков петляла автомобильная дорога. Телефонисты бегом тянули провод, соединяя батарею с наблюдательным пунктом. Самолётик-самолёт, захвати меня в полёт. Никита разглядывал наэлектровозекаждый болтик, каждую мелочь.

4 неделя

багаж

вагон

пассажир

трамвай

1 день.

1. Предъявление нового слова из словаря.

- Переставьте буквы и вы получите новые словарные слова.

бжааг гвоан сапажирс рамйтав

2, 3, 4. Запись слов с «окошками» и орфографически, подчёркивая орфограмму.

5. Создание условий для запоминания слов.

  • Чем похоже написание этих слов? (безударная гласная «а»).

2 день

  • Как можно быстрее запомнить эти слова?

Б Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru агаж: сумка в виде буквы «а»

Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru

Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru

Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru

У Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru вагона окна с занавесками в виде буквы «а»

Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru

Пассажир напевает, сидя в трамвае: «Трам-тарарам, трам- рам, трам)

3 день

6. Формирование навыка правильного написания слов.

  • Образовать однокоренные слова к словам вагон, трамвай, пассажир, багаж с помощью суффиксов -ск -, -к-, -н-, -чик-, -ник- и записать их, работая в паре. (пассажирка, пассажирский, вагончик, вагонный, багажный, багажник, трамвайный, трамвайчик).
  • Игра «трамвайный аукцион». Кто больше добавит подходящих по смыслу глаголов к словам:
  • в трамвай (войти, сесть),
  • в трамвае (ехать, сидеть, забыть что-либо),
  • из трамвая (выйти),
  • на трамвай (сесть, пересесть, успеть),
  • на трамвае (ехать, приехать, добраться, доехать),
  • под трамвай (попасть),
  • с трамвая (сойти).
  • Записать предложение с любым словосочетанием.

4 день

7. Работа с деформированными предложениями.

В…гон платформу на б…гажный прибыл. Времени в п…с…жир сколько пути пробудет? Тр…мвая бабочка в влетела окно живая.

5 неделя

вокзал

путешествие

1 день

1. Предъявление нового слова из словаря.

- Прочитайте написанные на доске слова. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а: выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн..жать, аб…жур, сл…мался, л…скает (вокзал).

  • Какое слово является синонимом ко всем этим словам: поездка, странствие, турне, вояж? (путешествие)

2, 3, 4. Работа над слуховым образом слова, запись транскрипции и слова с «окошками», запись слов, подчёркивая орфограммы.

[вагзал ] – в…зал – вокзал

[путишэствийэ ] – пут…ш…ствие – путешествие

5. Создание условий для запоминания слов.

  • Слово вокзал запоминается по частушке:

На вокзале, на вокзале кот лежит без головы.

Пока голову искали ноги встали и ушли.

Рисуется привокзальная площадь в виде буквы «о» и кот, похожий на букву «к».

  • Слово путешествие разбирается по составу, выделяется соединительная гласная «о».

2 день

6. Формирование навыка правильного написания слова.

  • Игра Аукцион». Вокзал (какой?) …(небольшой, огромный, новый, современный, старый, чистый, светлый, просторный, шумный, городской, железнодорожный, речной, морской, речной, пермский…)
  • Подберите синонимы к слову путешествие (странствие, вояж, турне, круиз, поездка) Чем отличается круиз и путешествии? (круиз – путешествие по воде) Странствие и путешествие? (странствие – устаревшее слово)
  • Запись предложений под диктовку. На вокзале устроены камеры хранения ручного багажа. Ребята с интересом прочитали сказку «Лягушка – путешественница».

3 день

- Составьте вопросительное предложение со словом «вокзал», а затем со словом «путешествие». Одно удачное предложение, предложенное детьми в устной форме, записать под диктовку. Один из детей записывает его на доске и комментирует орфограммы.

4 день

7. Проверка навыка написания словарного слова.

- Придумайте и запишите рассказ со словами: путешествие, вокзал, багаж, вагон, пассажир, трамвай, автомобиль, самолёт. Оцените ситуацию с точки зрения водителя, старика или молодого человека, затерявшегося в толпе.

6 неделя

корабль

шоссе

1 день

1. Предъявление нового слова из словаря.

  • Прочитайте слова и назовите слова с проверяемой безударной гласной, назовите проверочное слово. Какие слова вы не назвали? Почему?

Трескучий, разгребать, корабль, цветной, корешки, кататься, шоссе.

2, 3, 4. Запись транскрипции, словарных слов с «окошками» и слов без пропусков, подчёркивая орфограмму.

[Караб,л,] – к . рабль - корабль

[шасэ] - ш . . . . – шоссе

5. Создание условий для запоминания слова.

Слово «корабль» запоминается по слову (кора)бль. Можно представить себе кораблик, сделанный из коры. Слово «шоссе» запоминается по рисунку. Рисуется сложной формы шоссе в виде букв «о», «сс».

Словарно-орфографическая работа в 4 классе - student2.ru 2 день

6. Формирование навыка правильного написания слов.

  • На доске записаны скороговорки.

- Произнесите скороговорки медленно по слогам, затем четко, не торопясь: тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да так и не вылавировали. Шла Саша по Шоссе и сосала сушку.

  • Записать ответы на вопросы, включив в свой ответ словарное слово.
  • Куда плывет корабль?
  • Что ты видишь на шоссе?

3 день

  • Составить предложение со словами корабль, шоссе, телефон. Записать под диктовку учителя наиболее удачное, подчеркнуть все орфограммы.

4 день

7. Проверка навыка написания словарных слов.

  • Прочитать с доски стихотворение. Записать по памяти.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

5 день

  • Прочитайте. Найдите в предложениях слово, которое не изменяется. Как определить падеж этого существительного?

1) Недалеко от шос…е стояла одинокая сосна. 2) По ш…ссе идут колонны грузовиков. 3) С просёлочной дороги автомобиль свернул на шо…е.

Спишите предложения с доски, определите падеж у всех существительных.

7 неделя

налево

направо

слева

справа

сверху

снизу

впереди

назад

1 день

1. Предъявление новых слов из словаря.

Среди букв, записанных на доске, найдите словарные слова:

Оламоипааиналеворирмслеваьтвчюлояюсверхуцуфвыжювпередиоррдшназадорл

2. Работа над «зрительным» образом слова. Учитель подчеркивает их на доске. Запишите эти слова в столбик. Назовите противоположные слова (антонимы),

запишите рядом через тире (учитель выкладывает эти слова, записанные на карточках, на наборном полотне).

Налево – направо

Слева – справа

Впереди – сзади

Сверху – снизу

Назад – вперёд

Постановка ударения, подчёркивание безударных гласных.

2 день

3. Создание условий для запоминания слов.

- а – е – о - - е - а

- а - - а – о - - - а - а

Догадайтесь, какие слова зашифрованы. Почему они разделены на 2 столбика? (опора – на - о, с - а)

4. Формирование навыка правильного написания слов.

- Найдите в тексте слова, противоположные по смыслу:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Прочитайте последнее предложение внимательно. Запишите предложение по памяти.

3 день

Учитель называет предложения, в которых допущены различные смысловые ошибки:

  • Внизу над ними лежала степь.
  • Зимой в саду расцвели яблоки.
  • Солнце пряталось за верхушками дерева.
  • Председатель увидел, что слева темнеет что-то светлое.

Нужно найти ошибки, записать предложения, в которых встречаются словарные слова, правильно.

4 день

Записать начало предложения, придумать конец, употребив антоним:

  • Слева на поле стоял комбайн, …
  • Спортсмен из Америки уже бежит далеко впереди,…
  • Орёл хорошо видит сверху…
  • Река повернула налево…

5 день

5. Проверка навыка написания словарного слова.

Придумать 2-3 предложения со словами: впереди, снизу, назад, направо, слева. Поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить.

8 неделя

гореть

желать

сверкать

1 день.

1. Предъявление новых слов из словаря.

Найдите лишнее слово:

Гореть, желать, сверкать, сияет («желать» – не является синонимом, «сияет» не является неопределённой формой глагола)

2. Работа над слуховым образом слов.

3. Запись слов с «окошком».

4. Работа над зрительным образом слов.

2 день

5. Формирование навыка правильного написания слова.

- Подберите однокоренные слова к словарным словам гореть, желать, сверкать. Записать их, выделить корень. (Желать – желание, желанный, желательный, пожелать. Гореть – горение, гарь, горючий, горелый. Сверкать – сверкнуть, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать) Слова, в которых встречается чередование гласных, написать вместе, с комментарием.

3 день

Игра «Аукцион».

- Подберите синонимы к словам гореть, желать, сверкать (пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, блестеть, блистать, сверкать, светиться; хотеть)

- Выберите один из глаголов, близких по смыслу, для составления предложения:

  • (блестеть, сверкнуть, запылать, засиять, затеплиться, засветить) молния и загремел гром.
  • Взрослые поздравили детей с праздником и (хотеть, пожелать) им счастья.
  • Маленькие лампочки (сиять, пылать, гореть, теплиться, сверкать) еле-еле, тускло.

Запишите полученные предложения.

4 день

Когда так говорят?

  • Гореть на работе (полностью, не жалея сил отдаваться работе)
  • Дело горит в руках (дело спорится, идет быстро)
  • Оставляет желать лучшего (не удовлетворяет требованиям, не совсем хорош).
  • Только пятки сверкают (кто-то очень быстро убегает, удирает)

Составить предложение с любым из фразеологизмов.

5 день

6. Проверка навыка написания словарных слов. Прочитайте и объясните различие в значении пары слов сверкать – сверкнуть. Составьте предложение с каждым из глаголов.

21 неделя

правительство

Россия

1 день

1. Зачеркните в записи букву «б» и определите новые словарные слова.

Пбрбабвибтббеблбьбстбвобрббосббсбибяб

Какие это слова? Найдите ошибку в одном из слов.

2, 3, 4. Запись слов по слогам, подчёркивая орфограмму: пра – ви – тель – ство, Рос – си – я.

2 день

5. Добавьте недостающие слова в определение слова: правительство – высший исполнительный и распорядительный орган государственной… в … (власти в стране).

- Что делает правительство? (правит). Какое растение растёт около дома правительства? (правительство)

  • Росс – устаревшее, древнее название народа, населявшего территорию нынешней России.

3 день

6. Образовать однокоренные слова к словам правительство, Россия. (правитель, правительственный, правление, править, россиянин, российский, россиянка).

Записать предложение из «рассыпанных» слов: России делегация в правительственная дружеским Индию прибыла визитом с.

4 день

  • Задай и запиши 2 вопроса со словами «правительство» и «Россия».

5 день

7. Творческий диктант. Запиши предложение и закончи его.

Р…ссийское правительство работает в … (Кремле, Москве…)

Наши рекомендации