Собенности ответственности по договору розничной купли-продажи.
Гражданско-правовая ответственность сторон по договору розничной купли-продажи определяется нормами ГК РФ и Закона РФ, «О защите прав потребителей».
Основным видом ответственности сторон в договоре розничной купли-продажи является возмещение убытков, включая упущенную выгоду. За ряд нарушений договора Законом предусматривается взыскание неустойки.
Продавец может быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Особое внимание следует обратить на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребители. Если вред причинен вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, а также вследствие непредоставления достоверной или полной информации о товаре, то он подлежит возмещению продавцом или изготовителем в полном объеме независимо от их вины (за исключением случаев, предусмотренных СТ. 1098 ГК РФ, п. 5 СТ. 14, п. 5 СТ. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей») и независимо от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях (ст. 1095-1097 ГК РФ, П. 3 СТ. 12 и п. 1-4 СТ. 14 названного Закона).
По ГК РФ вред может быть возмещен не только физическому, но и юридическому лицу. Продавец, изготовитель, исполнитель несут ответственность независимо от их вины, в отличие от общего правила возмещения причиненного вреда лишь при наличии вины.
Потребитель при продаже ему товаров ненадлежащего качества вправе предъявлять требования не только к продавцу товара, но и К изготовителю товара (п. 3 СТ. 18 указанного Закона). Эти требования, как правило, может предъявлять как покупатель, так и иное потерпевшее лицо (п. 2 СТ. 14 Закона), которое стало впоследствии собственником такого товара (в результате дарения, мены, перепродажи, в том числе через комиссионный магазин), или которому причинен вред.
Статья 18 данного Закона устанавливает, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно и было оговорено продавцом (например, продавался уцененный товар, о чем потребитель был уведомлен), вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Статья 504 ГК РФ и ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей. предусматривают порядок возмещения разницы в цене при замене товара, уменьшения покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества.
При замене недоброкачественного товара на товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара.
Особо регулируется (ст. 504 ГК РФ) ответственность перед потребителем в случае устранения недостатков товаров. Эти недостатки на основании ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей. должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), например мастерской гарантийного ремонта по ее договору С изготовителем (продавцом), незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме.
Потребитель вправе предъявить предусмотренные СТ. 18 Закона требования продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем, в течение указанного гарантийного срока продавцу - если гарантийный срок установлен продавцом.Конец формы