Тема 5. Социальные движения в России в XVII в

План семинара

1. Положение крестьян, горожан и феодалов по Соборному Уложению 1649 г. Оформление крепостного права.

2. Социальные движения XVII в. (Соляной, Медный бунт, восстание Степана Разина): причины, ход, итоги.

Методические рекомендации для студентов

В результате изучения этой темы необходимо понять, почему XVII век называют, с одной стороны, началом нового периода российской истории, с другой – «бунташным веком». Проследите по отрывкам из «Соборного Уложения», помещенным в хрестоматии, процессы укрепления центральной власти и оформления крепостного права.

Первая часть занятия проходит в виде обычного семинара, вторая часть – в форме ролевой игры «Суд над разинцами». Студенты делятся на несколько групп: обвинители (жители разоренных разинцами городов и селений дворяне, военные и пр.), подсудимые (Степан Разин, казаки, крестьяне, работные люди) и «суд истории». Сначала слово предоставляется обвинителям, которые описывают военные действия разинцев, разорения. Затем обвиняемые объясняют свои причины участия в движении. Студентами используется материал, подготовленный к семинару. Индивидуальное задание дается только одному человеку, исполняющему роль Степана Разина – он описывает свою жизнь, свои походы и причины, подтолкнувшие его к антправительственным действиям.

В завершении заседатели «суда истории» делают вывод о том, насколько обоснованны были доводы «обвиняемых» и «обвинителей», а также делают вывод об исторических уроках этого события.

Литература

1. Буганов В. И. Мир истории. Россия в XVII в. – М., 1989.

2. Бушуев С. В. История государства Российского. – Т. 2. XVII–XVIII вв. – М., 1994. – С. 113–162.

3. Маньков А. Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. – Л., 1980.

4. Отечественная история : хрестоматия / под ред. В. А. Бердинских. – Киров, 2003.

5. Соборное Уложение 1649 г. Текст и комментарии. – Л., 1987.

6. Успенский Б. Этюды о русской истории. – СПб., 2002. (статьи по расколу).

7. Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – Кн. 1. (XVII – нач. XVIII вв.). – М., 1995. – С. 27–66.

8. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998. (гл. – Церковная реформа Никона). – С. 85–103.

Тема 6. Культура России в XVII в.

План семинара

1. Новые тенденции в развитии русской литературы XVII в.

2. Развитие культового зодчества и гражданской архитектуры. Возникновение стиля «нарышкинское барокко».

3. Процесс обмирщения в живописи. Парсуны.

Методические рекомендации по выполнению заданий:

В процессе работы над темой, выделите те элементы светской культуры, которые появились в России задолго до преобразований Петра I и готовили почву для восприятия его реформ определенной частью общества. Выясните, в чем заключается сущность процесса обмирщения (секуляризации), а также выражение этого процесса в литературе, архитектуре, живописи.

Анализируя житие протопопа Аввакума, рассмотрите, как проявилось в нем процесс обмирщение сознания, определите черты сходства и различия с обычным житием святого. Особое внимание обратите на появление в литературе новых жанров – сатиры и бытовой повести.

Второй вопрос требует освещения основных тенденций в развитии русской архитектуры XVII в. Из памятников церковного зодчества следует рассмотреть Новый Иерусалим, ставший загородной резиденцией патриарха Никона, Ростовский Кремль, шатровые храмы Углича, Ярославля и др. Особое внимание следует уделить стилю «нарышкинское барокко» и его характеристике.

Отвечая на третий вопрос, необходимо рассмотреть творчество Симона Ушакова, раскрыть сущность нововведений, проанализировать особенности «строгановской школы» иконописания, рассказать о появлении парсуны.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что такое обмирщение культуры?

2. Как отразилась секуляризация культуры XVII в. на развитии литературы?

3. Какие новые жанры появились в литературе XVII в.? Приведите примеры произведений.

4. Как эволюционировало понимание сущности православного храма? Какое отражение это нашло отражение в архитектуре?

5. Приведите примеры памятников культового зодчества и гражданского строительства XVII в. Что вы знаете об их истории?

6. Какую роль в развитии искусства играла Оружейная палата Московского Кремля?

7. Что такое парсуна? О чем свидетельствует ее появление в живописи? Приведите примеры парсуной живописи XVII в.

8. Проанализируйте новые тенденции в русском иконописании XVII в. Расскажите о творчестве Симона Ушакова. Выделите отличительные особенности Строгановской иконописной школы.

Литература

1. Буганов В. И. Мир истории. Россия в XVII в. – М., 1989.

2. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века. – М., 1995.

3. Кондаков И. В. Культура России. – М., 2005.

4. Георгиева Т. С. История русской культуры. – М., 2008.

5. Петров-Стромский В. Тысяча лет русского искусства. – М., 1999.

6. Успенский Б. Этюды о русской истории. – СПб., 2002. (статьи по расколу).

Тема 7. Идеи Просвещения в политике и общественной мысли России XVIII в.

План семинара

1. Европейское Просвещение XVIII в. и его основные идеи.

2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: программа правления (в т.ч. «Наказ» Уложенной комиссии) и основные итоги реформ.

3. Основные направления общественно-политической мысли XVIII в.:

А) консервативное (М. М. Щербатов)

Б) либеральное (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин)

В) революционное (Н. И. Новиков, Радищев)

4. Масонство как новая религиозная философия.

Темы докладов (по выбору):

1. Екатерина II: исторический портрет.

2. Российские просветители.

3. Российская наука и культура второй половины XVIII в. (с показом презентации)

Наши рекомендации