Внутренняя политика России в XVII в. Крепостное право. Народные движения протеста в XVII в. Церковный раскол.

Внутренняя политика России в XVII в. Крепостное право. Народные движения протеста в XVII в. Церковный раскол.

Михаил Федорович Романов (1613-1645) с большим трудом вывел Россию из состояния смуты и войны, заключив мир со Швецией и Польшей. Вскоре в Москву вернулся из плена патриарх Филарет, и в стране началось двоевластие. Ввел новую систему управления – воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой.

Его сын Алексей Михайлович (1645- 1676 гг.) начал свое правление в 16 лет. Впервые после длительного перерыва царский трон занял подготовленный к политической деятельности государь. Он знал иностранные языки, разбирался в философии и богословии, в законах, понимал и любил духовную музыку. Именно при нем был составлен весьма полный свод законов - Уложение 1649 года. Соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

В Европе окончательно складывается представление о России как о могучей православной державе, наследнице Византии. Элементы европейской культуры начинают распространяться в высших слоях московского общества.

Федор Алексеевич Романов (правил 1676—1682). Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения; в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт. В военном деле в 1682 отменено парализующее начальствование в армии местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги. В 1676—1681 гг. при Фёдоре Алексеевиче была русско-турецкая война (Османского государства и союзного с ним Крымского ханства с Российским государством за украинские земли).

Кризис в государстве в XVII веке проявился и в ухудшении условий жизни крестьян, приведших к эпохе Крестьянской войны. Первый период (1603-1605), важнейшим событием которого было восстание Хлопка; второй период (1606-1607) - крестьянское восстание под руководством И. И. Болотникова; третий период (1608-1615) - спад Крестьянской войны, сопровождаемый рядом крупных выступлений крестьян, горожан, казачества и т.д.

Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлял протопоп Аввакум. Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества. Старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению.

Церковная реформа не затрагивала основ русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

Отечественная война 1812 г.

В 1811 г. противоречия между Россией и Францией крайне обострились. Купцы и дворяне требовали отказа от блокады Англии, тайно торговали с ней. Эти действия являлись вызовом Наполеону. Он принял решение покорить Россию, превратить ее в аграрный придаток своей страны.

В мае 1812 г. России удалось своевременно завершить войну с Турцией. Францию в ее войне против России поддерживали Пруссия и Австрия, а союзниками России выступили Англия, Испания и Швеция. Французская армия, выступившая против России, насчитывала около 600 тыс. человек. Российская армия на границе составляла около 240 тыс. воинов. Командовали войсками М.Б. Барклай-де-Тол-ли, П.И. Багратион и А.П. Тормасов, силы которых были далеко друг от друга, разобщены, что создавало угрозу окружения.

12 июня 1812 г. началась война. Наполеон переправляется через Неман. Главнокомандующий Барклай-де-Толли принимает решение отступать. К сожалению, удержать Смоленск не удалось. 6 августа 1812 г. отступление сил русских было продолжено. Во время продвижения вглубь страны наполеоновская армия начала страдать от недостатка продовольствия.

Большой вклад в разгром неприятеля внесло партизанское движение. В партизанском движении участвовали как дворяне (Д. Давыдов), так и крестьяне (В. Кожина, Е. Четвертаков). Наполеону пришлось вести войну не только с армией, но со всем русским народом. Война 1812 г. носила народно-освободительный характер.

8 августа 1812 г. новым главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. У селения Бородино 26 августа 1812 г. состоялось знаменитое Бородинское сражение. Русские силы: 120 тыс. человек, 640 орудий. Наполеоновские силы: 130 тыс. человек, 587 орудий. Ни одна из сторон не получила в битве решающего преимущества. Но развенчан миф о непобедимости наполеоновской армии.

В сложившейся ситуации Александр I и Кутузов на совете в Филях 1 сентября 1812 г. приняли решение сдать французам Москву. В русской столице Наполеон оказался запертым в ловушке. Голод, пьянство, деморализация, потеря связи с Францией и, наконец, пожары, намеренно устраивавшиеся московским подпольем, заставили Наполеона искать мира. 7 октября 1812 г. французы покидают Москву.

12 октября 1812 г. в сражении под Малоярославцем французы были вытеснены на Смоленскую дорогу, разграбленную в ходе нашествия. Ранние холода и преследование русской армии и партизан обратили отступление сил Наполеона в бегство. Значительные потери французы понесли в ходе переправы через реку Березину. 25 декабря 1812 г. войска Наполеона были изгнаны с территории России. От его огромного войска осталось лишь 30 тыс. чел.

Победа русского народа в Отечественной войне 1812 г. оказала большое влияние на все сферы жизни страны: политическую, социальную, культурную. Она дала большой толчок развитию передовой общественной мысли в России.

Внутренняя политика России в XVII в. Крепостное право. Народные движения протеста в XVII в. Церковный раскол.

Михаил Федорович Романов (1613-1645) с большим трудом вывел Россию из состояния смуты и войны, заключив мир со Швецией и Польшей. Вскоре в Москву вернулся из плена патриарх Филарет, и в стране началось двоевластие. Ввел новую систему управления – воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой.

Его сын Алексей Михайлович (1645- 1676 гг.) начал свое правление в 16 лет. Впервые после длительного перерыва царский трон занял подготовленный к политической деятельности государь. Он знал иностранные языки, разбирался в философии и богословии, в законах, понимал и любил духовную музыку. Именно при нем был составлен весьма полный свод законов - Уложение 1649 года. Соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

В Европе окончательно складывается представление о России как о могучей православной державе, наследнице Византии. Элементы европейской культуры начинают распространяться в высших слоях московского общества.

Федор Алексеевич Романов (правил 1676—1682). Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения; в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт. В военном деле в 1682 отменено парализующее начальствование в армии местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги. В 1676—1681 гг. при Фёдоре Алексеевиче была русско-турецкая война (Османского государства и союзного с ним Крымского ханства с Российским государством за украинские земли).

Кризис в государстве в XVII веке проявился и в ухудшении условий жизни крестьян, приведших к эпохе Крестьянской войны. Первый период (1603-1605), важнейшим событием которого было восстание Хлопка; второй период (1606-1607) - крестьянское восстание под руководством И. И. Болотникова; третий период (1608-1615) - спад Крестьянской войны, сопровождаемый рядом крупных выступлений крестьян, горожан, казачества и т.д.

Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлял протопоп Аввакум. Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества. Старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению.

Церковная реформа не затрагивала основ русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

Наши рекомендации