III. Выгоды неагрессивного настаивания на своем.

Спросите детей, какие преимущества, по их мнению, можно получить, умея

неагрессивно настаивать на своем. Выпишите это на лист.

Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение; повышение вероятности

того, что вы получите то, что хотите; возрастающая самооценка; повышение

чувства контроля за своей жизнью; понижение тревоги из-за межличностных

конфликтов; повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами верх; уважение и симпатия со стороны окружающих.

IV. Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного

Настаивания на своем.

Ведущий. Первая важная область неагрессивного настаивания на своем

включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то

требуют или просят.

Умение сказать «нет» включает три компонента:

а) скажите о вашей позиции;

б) назовите причины или суждения в пользу этой позиции;

в) признайте позицию и чувства другого человека.

Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение

попросить об одолжении или настаивать на своих правах:

а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;

б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.

Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные,

так и отрицательные. Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя

очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.д. Я

– высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я

хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.

А теперь давайте разыграем сценки, иллюстрирующие вербальный навык

неагрессивного настаивания на своем.

V. Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного

Настаивания на своем

Ведущий. Идентифицируйте и поупражняйтесь в следующих невербальных

навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное

высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: громкость

голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение

тела (позы); дистанция.

Попросить подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз

сконцентрироваться на невербальных компонентах.

VI. Выводы

Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает

ваши права, позволяет открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.

Оно повышает вероятность получения того, что вам в жизни надо, и приносит

личное удовлетворение.

Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные и вербальные

компоненты и может быть сформировано путем упражнений.

Занятие 12.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Цель: научить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений cо

сверстниками, умению познакомиться с понравившимся человеком.

Задачи:

1. обсудить, какие атрибуты привлекательны для лиц противоположного пола;

2. обсудить значение внешних (физических) данных во взаимоотношениях;

3. обсудить чувства, необходимые для начала разговора с человеком противоположного пола, и

чувства, которые препятствуют этому (страх, стыд и т.д.).

Время: 45 -60 минут.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий.Сегодня мы будем отрабатывать социальные приемы на примере ситуаций, включающих отношения между мальчиками и девочками.

Какие атрибуты делают человека привлекательным, вызывающим стремление

взаимодействовать?

Написать эти признаки на листе бумаги. Отметить, что некоторые из них могут быть прямо противоположными. Обсудить причины этого. Например: внешний вид (прическа, макияж, фигура); «честный, открытый» взгляд; стремление другого вступить в диалог; хорошие манеры; вызывающее поведение; схожие черты поведения; сексуальная привлекательность; физическая сила.

I. Привести примеры.

Попросить участников вспомнить кинозвезд или «секс-бомб», которые считаются сексуально привлекательными и в то же время относительно непривлекательны физически.

Подумать, а затем обсудить, что это значит.

II. Обсудить чувства.

Ведущий. Есть чувства, которые могут затруднять первый разговор с человеком

противоположного пола. Например: стеснительность; думаешь, что совсем не достоин этого человека; боязнь, что тебя «пошлют»; окажешься человеком из другого круга; кажется, что по сравнению с ним/с ней ты «урод», плохо выглядишь; низкая самооценка.

III. Разыграть ситуацию.

Предложить подросткам разыграть ситуацию по следующей инструкции: «Вы свободны.

Как грамотно назначить свидание, пригласить в кино?»

Дети разбиваются на пары, потом меняются ролями.

«Если вам отказали, что ответить?»

Спросить участников, какой способ назначить свидание они считают наилучшим. Обсудить эффективность этих приемов.

IV. Выводы.

• Люди противоположного пола могут нравиться по многим причинам.

• представления людей о привлекательности могут существенно различаться.

• многие люди испытывают стеснение при разговоре с противоположным полом.

• приемы, используемые для эффективного общения, могут быть применены для установления контакта и беседы с противоположным полом.

Занятие 13.

Наши рекомендации