Социальные движения в середине и второй половине XVII в. Церковный раскол.

С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на усиление эксплуатации и закрепощение крестьян – разрастания дворянского землевладения, введения новых сборов и повинностей. После смерти Михаила Романова к власти приходит его сын Алексей Романов (1645—1676) «Тишайший».

В 1648 г. вспыхнул в Москве «соляной бунт». Восстание продолжалось несколько дней. Народ громил дворы московских бояр и дворян, дьяков и богатых купцов, требуя выдать ненавистных чиновников Плещеева, ведавшего управлением столицы и главу правительства Морозова. Волнения в столице не прекращались до конца года. Мощное восстание вспыхнуло в Москве – «медный бунт». Его участники ратовали за снижение налогов, отмену медных денег, выпущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным.

Внутренняя политика России середины XVII в. была направлена на повышение налогов с крестьян для нужд армии, поэтому среди крестьян было множество недовольных. Свидетельством кризисного состояния страны стало движение под предводительством С.Т. Разина.

В конце 1669 г. Разин ставит цель покарать "изменников бояр". 13 апреля 1670 г. 7-тысячный отряд Разина подошел к Царицыну и овладел им. Стрелецкие отряды были разгромлены. Астраханские стрельцы перешли к Разину.

В лагере повстанцев было решено двигаться вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. Разин обратился к населению Поволжья с "прелестными письмами", в которых призывал примкнуть к восстанию и "выводить" изменников. 4 сентября Разин подступил к Симбирску и почти месяц его осаждал. Разинцы лишали жизни воевод, служилых и приказных людей, стрелецких голов, а также стрельцов, не пожелавших примкнуть к движению.

Напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. 28 августа 1670 г. царь напутствовал 60 тыс. служилых людей, державших путь в Среднее Поволжье. Ратные люди во главе с воеводой кн. Милославским засели в Симбирском кремле и выдержали четыре штурма повстанцев. 3 октября к Симбирску подошли правительственные войска под начальством Барятинского и после нанесенного Разину поражения соединились войском Милославского. Разин ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был выдан правительству.

Восстание потерпело неудачу. Тому причиной была стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы. 4 июня 1671 г. Разин был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. Церковь предала его анафеме.

Церковный раскол13 мая 1667 года собор святителей России и Православного Востока осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший, назревавший раскол между приверженцами старой веры – старообрядцами и сторонниками церковной реформы патриарха Никона.

К середине XVII в. утвердилось представление, что Русская Православная церковь – единственная преемница и хранительница благочестия. Московское государство являлось единственным в мире крупным независимым православным царством. Было принято считать, что Москва – «третий Рим».

Церковная практика выдвигала вопросы, обсуждение которых выливалось в споры. Особенно горячие прения вызвали два вопроса: 1) Сколько раз нужно произносить «аллилуйя» (два или три); 2) О движение по солнцу. Стоглавый церковный собор в 1551 г. закрепил как единственно правильные двойную аллилую, двуперстное крёстное знамение, хождение «посолонь» и другие традиции.

Тогда же было замечено множество расхождений в церковных книгах. На стоглавом совете было решено исправлять книги, но отсутствие единого подхода привело к ещё большим искажениям текста.

В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Никон отменил одновременное чтение и пение молитв. Взялся за исправление богослужебных книг. Первым стал указ о сокращении земных поклонов с 12 до 4 во время молитвы. Это вызвало большое смятение в кружке «ревнителей древнего благочестия». Протопоп Аввакум и его единомышленники подали царю челобитную на Никона, но ответа не последовало. В 1654 г. патриарх и государь созывают церковный собор. Было решено «исправить книги», а во избежание промахов посоветоваться с патриархом Константинопольским Паисием.

Все эти события – заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и изъятие прежних изданий – вызывали возмущение в народе.

Царь Алексей Михайлович в 1666 г. созвал собор для суда над противниками реформы. Все книжные исправления были одобрены. Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор объявил еретиками. Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А за преступление против веры полагалась смертная казнь.

Первоначально всех осуждённых собором ссылали в ссылку. В народе начались антиправительственные толки. Власть ответила указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов.

Главным убежищем ревнителей древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё безлюдные. Здесь появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами. Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгородо-Северская земля.

Наши рекомендации