В самой идее труда существует познающий, процесс познания и познаваемое. Когда труд является идеей, то существует исполнитель, исполнение и продукт готовый.

19 Познание, исполнитель и продукт готовый, как говорит наука о «Гунах», бывают трёх видов. Слушай. Я расскажу тебе о них.

Когда Человек видит Вечность в вещах преходящих, а Бесконечность в вещах конечных, тогда чистым знанием он обладает.

Но если Человек видит простое разнообразие вещей, с их различиями и ограниченностями, тогда он обладает знанием нечистым.

22 И если кто-то видит вещь односторонне с позиции самости, как будто бы всё в ней воплощено, как обособленную, независимую от ЕДИНОГО, Целого Всего и множества других, тогда он пребывает в темноте невежества.

23 Когда работа выполнена, как священный труд завещанный от Бога, без эгоистичных побуждений самости, с Разумом уравновешенным, спокойным, без ненависти или вожделения, без упования на награду, - этот Труд чист!

24 Но когда в основе труда лежит эгоистичное желание, или присутствует ощущение затраченных усилий, или появлялась мысль о приносимой жертве, - этот Труд нечист!

25 А работа, осуществляемая с Разумом сконфуженным, пребывающем в состоянии замешательства, без учёта последствий, или своих собственных сил и возможностей, а также возможного ущерба наносимого себе и другим, - является работой Темноты!

26 Человек, свободный от цепей эгоистичных, самостных пристрастий, от своего низшего “Я ЕСТЬ,” обладающий настойчивостью и решительностью, чьё внутреннее спокойствие превыше победы или поражения, - такой Человек обладает чистой Саттвой!

27 Но если Человек - раб своих страстей и трудится ради эгоистичных побуждений, кто жаден и жесток, чьи помыслы нечисты, чей стимул - боль и удовольствия, данный Человек от Раджаса нечистого!

28 А если Человек лишённый самогармонии, грубый, заносчивый и лживый; злобный, ленивый и унылый, да к тому же и медлительный, он принадлежит к Темноте Тамаса.

29 Теперь, в согласии с Наукой о Гунах, Я расскажу тебе подробно о трёх категориях мудрости и стойкости.

Есть мудрость, которая знает когда наступает время уходить, и когда возвращаться, что следует делать и чего не следует, что такое страх и что такое храбрость, что такое бремя и что такое освобождение, - это и есть Чистая Мудрость.

31 Нечистая мудрость не обладает ясным видением, и не способна отличить верное от ошибочного, что следует и чего делать не следует.

32 И есть мудрость, затерявшаяся в темноте, когда ошибочное или ложное принимается за истинное и когда всё видится в превратном свете.

33 Когда пребывают в Йоге Святого Созерцательного Размышления и при этом движения Разума и дыхание жизни находятся в гармонии мира и покоя, - тогда присутствует непоколебимость, это и есть чистая непоколебимость!

34 Но непоколебимость, подстрекаемая жаждой вознаграждения, привязывает к богатству, удовольствию и, даже, к религиозным ритуалам, является нечистой стойкостью страсти.

35 И та стойкость, с которой глупец не может отказаться от страха, лени, самосожаления, депрессии и похоти, воистину, является стойкостью Темноты!

36 А теперь, великий Арджуна, послушай о трёх видах удовольствий. Есть удовольствие путника, идущего по верному пути, который ведёт к завершению всевозможной боли.

37 То, что вначале принимается за кубок печалей, в конце оказывается вином бессмертным. Чистое такое удовольствие! Это - радость, которая восходит от ясного видения Духа!

38 Но удовольствие, которое исходит из страстного влечения чувств к объектам их желаний, которое поначалу кажется сладостным напитком, а под конец оказывается кубком яда. Это - нечистое удовольствие страсти!

39 А то удовольствие, которое и в начале, и в конце всего лишь заблуждение Души, которое исходит от инертности сонного отупения, лености или небрежной беззаботности, является удовольствием Темноты!

40 Ни на Земле, ни в Небесах нет ничего, что было бы свободным от этих трёх сил Природы.

41 Труды Брахминов, Кшатриев, Вейсиев и Судров отличаются по их гармонии с тремя силами породившей их природы.

42 Труды Брахмина представляют собой спокойствие, умиротворённость, самогармонию, умеренность и чистоту, любящее всепрощение и праведность, ясновидение, мудрость и веру.

43 Вот характерные особенности трудов Кшатрия: героический ум, внутренний огонь, последовательность, находчивость, храбрость в сражении, щедрость и благородное лидерство.

44: Торговля, сельское хозяйство и скотоводство - характерные занятия Вейсиев. А характерный род занятий Судров - служба.

Наши рекомендации