Iii. сбор и обработка материала
Сбор материала сопровождается обязательной фиксацией разнообразных сведений, извлеченных из источников и специальной литературы. Выписки из книг и документов, описание исследовательских материалов, свои замечания, выводы и обобщения – все это требует последовательной и четкой записи. Опыт многих ученых показывает, что наиболее удобно делать выписки на специальных карточках. Наиболее распространены два типа подобных карточек: библиографические и рабочие (для выписок из источников и историографии).
Библиографическая карточкадля простоты использования должна быть единого формата, например: 73х123 мм.
Рабочая карточка – размер примерно 130-190 мм или в половину «стандартного» листа (лучше из плотной бумаги или картона).
В пользу карточек говорит возможность оперативно работать с ними, проводить классификацию по фактическим аспектам, группировать по проблемным и дискуссионным вопросам. Одна и та же карточка, исходя из различных целевых установок, может быть использована в нескольких разделах текста (введении, заключении, главах).
Библиографические карточки являются почти готовым материалом для составления списка использованных источников и литературы по общепринятым правилам.
Немаловажно и то, что правильно и аккуратно составленные библиографические карточки достаточно просто перевести в компьютерную форму, как путём набора текста, так и сканированием.
На библиографических карточках расписываются все использованные материалы: монографии, статьи, рецензии, архивные и опубликованные источники.
Библиографические карточки могут составляться таким образом:
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. – М.: Наука, 1987. – 440 с. (Фонд НБЛ. 0-339871.) |
В рабочих карточках повторяется библиографическое описание расписываемого материала, а далее делаются выписки и замечания.
Расположение материала в рабочей карточке может быть различным. Предлагаем на выбор два варианта:
Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка / Н.М. Дружинин. – 2-е изд. – М.: Наука,1979. – 158 с. | |
Опыт работы историка | «Исследовательская работа всегда складывалась у меня из определенных этапов, которые сменяли друг друга в строгой последовательности: выбор темы, составление библиографии, изучение литературы, извлечение материала из источников (сначала опубликованных, потом архивных), составление ориентировочного плана, систематизация собранных данных, развитие и уточнение плана отдельных глав, литературное оформление». (С.96). |
Последовательность этапов исследования | |
Место источника | «Бесспорно, работа над источниками занимает центральное место в исследовании историка». (С.97). |
Курсив автора Глава 1. Ведущая роль теории и методологии в научном познании. – С. 14. Глава 2. Место истории в системе наук. – С. 55. | Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. – М: Наука,1987. – 440 с. Наука как система знания имеет сложную структуру, состоящую из целого ряда компонентов. Высшей формой научного знания является теория. Наука является не только средоточением имеющегося научного знания, но основой для получения новых знаний для выработки методов научного познания. Это привело к возникновению специального учения о методах научного познания. Таким учением является методология. Предметом познания исторической науки является раскрытие человеческой деятельности как естественноисторического, поступательно-прогрессивного, внутренне обусловленного и закономерного процесса во всём его многообразии, пространственной и временной конкретности. |
В рабочих карточках необходимы поля для пометок. При переходе на следующую карточку библиографические данные должны быть кратко повторены. Рабочую карточку целесообразно заполнять только с одной стороны.
Принципиально важно в правой части карточки выписывать дословно только текст автора или источника, все ваши же комментарии и замечания размещать на левой стороне карточки. Соблюдение этого несложного требования даст вам полную уверенность при дальнейшем использовании карточки, что вы использовали точную цитату.
Сбор материала по теме начинается с составления библиографии, как по литературе, так и по источникам. Задача состоит в том, чтобы библиография была представлена наиболее полно.
Работу по выявлению литературы и опубликованных источников полезно начинать со специальных библиографических указателей, например:
Справочники по истории дореволюционной России: Библиографический указатель. – М.: Книга, 1978. – 640 с.
Движение декабристов: Указатель литературы: 1928-1959. – М.: Изд-во Всесоюзн.кн.палаты, 1960. – 435 с.
История Отечественной войны 1812 года: Указатель советской литературы (1918-1990 гг.). – М., 1992. – 425 с.
I Интернационал и Парижская Коммуна: Указатель литературы, вышедшей в СССР: 1917-1970. – М.: Книга, 1971. – 127 с.
Антифашистское движение сопротивления в Германии в годы второй мировой войны: 1939–1945: Аннотированный указатель советских и зарубежных книг по истории. – М., 1975. – 105 с.
История средних веков: Библиографический указатель литературы, изданной в СССР. – Т.1: 1918-1957. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 250 с.
Древняя Греция и древний Рим: Библиографический указатель изданий, вышедших в СССР: (1895-1959 гг.). – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 524 с.
Справки об указателях подобного рода можно получить в научно-библиографическом отделе Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского университета, где также можно получить квалифицированную консультацию по всем вопросам библиографии.
Большим подспорьем являются такие библиографические материалы, как «Ежегодник книги», «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись рецензий». Полезным библиографическим указателем может служить «Новая литература по общественным наукам: История. Археология. Этнография» (издается РАН с 1947 г.). Для оперативного использования современной литературы целесообразно также просматривать еженедельник «Книжное обозрение».
При работе с этими материалами рекомендуется соблюдать следующий принцип: сначала рассматриваются издания текущего года, затем предыдущих лет: 2015, 2014, 2013, 2012 гг. ... и т.д. Таким образом, можно лучше представить современное состояние изучения выбранной проблематики исследования, хотя (особенно в дипломных работах историографического характера) можно выбрать некую исходную дату, например 1991 год или 1956 год и уже от неё отталкиваясь составлять ретроспективную библиографию, такой подход позволяет лучше понять и проследить тенденции историографии, выявить этапы разработки научной проблематики.
При составлении библиографии следует обращать внимание на такие издания, в приложении к которым даются перечни литературы и источников, например специальные рубрики в журналах, прикнижные библиографии, библиографии к сборникам документов, справочный аппарат книги или статьи.
Большую помощь в составлении библиографии оказывают систематический и алфавитный каталоги, которые имеются в библиотеках, прежде всего, в Научной библиотеке Казанского университета. Работа с каталогами представляет определенные трудности, поэтому, полезно обращаться за советами к дежурному библиотекарю. В последнее время многие библиотечные каталоги переведены в электронную форму (в библиотеке нашего университета с 1992 года ведется каталогизация новых поступлений в компьютерной форме).
Составление библиографии – процесс длительный. Он продолжается и в ходе работы над текстом курсового и выпускного квалификационного сочинения. Необходимо понимать, что составляемый студентом список использованных источников и литературы по теме, особенно тщательно и внимательно выполненный, представляет собой не только обязательную, необходимую и важную составную часть исследовательской работы, но и имеет самостоятельное научное значение.
Работа с поиском архивных источников проводится в самом архиве на основании внимательного просмотра каталогов архива, описей фондов и номенклатуры единиц хранения. Однако, начать её можно и нужно с опубликованных путеводителей и указателей, таких как:
Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР. В 3-х томах. – М.: Архив АН СССР, 1962-1980. – Т. 1. 478 с.; Т. 2. 502 с.; Т. 3. 544 с.
Национальный архив Республики Татарстан: Путеводитель. Изд. доп. и перераб. / сост. Л.В.Горохова, Г.А.Двоеносова, Н.Д.Нерозникова, Л.В.Романова, О.Н.Шафигуллина; под ред. Л.В.Гороховой и др. – Казань: Гасыр, 1999. – 615 с.
Рукописный фонд русского сектора Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского: Путеводитель / сост. Э.И.Амерханова, Н.В.Ермолаева, Н.И.Макарова, И.А.Новицкая, А.В.Скоробогатов, В.И.Шишкин; науч. ред. А.А. Преображенский. – Казань: Форт-Диалог, 1999. – 142 с.
Прежде чем приступить к обработке выявленных материалов по теме, необходимо определить порядок чтения и анализа литературы и источников, последовательность работы над ними. Для этого библиографические карточки приводятся в систему, группируются соответственно вопросы, которые предполагается рассмотреть в курсовых и выпускном сочинениях.
Обоснованиями для классификации исследовательских материалов и рубрикации картотеки могут быть различные признаки, как частные, так и общие. К последним относятся, например, следующие: хронологическая последовательность публикации источников и литературы, проблемно-тематический принцип, расположение по авторам, направлениям, школам, концепциям, региональным, государственным, языковым особенностям и т.д.
Исследование конкретной темы целесообразно начинать с изучения выявленной литературы, затем опубликованных источников и, наконец, неопубликованных. Этот путь является наиболее эффективным, но не единственным. Нередко изучение темы начинается с источников.
Для осмысления изучаемой темы начинать работу полезно с прочтения общих теоретических работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Студенту необходимо уяснить общие методологические принципы и подходы, выработанные в науке и понять практическую методику изучения конкретных типов и видов источников, историографии.
Также необходимо сосредоточить особое внимание на изучении новейших публикаций, связанных с темой. Это дает возможность понять, как рассматривается вопрос на современном этапе, выявить степень изученности темы, уяснить концепции предшественников, учесть источники, введенные в научный оборот. Все это необходимо для уяснения научной актуальности проблемы, ее новизны, достоверности наблюдений и выводов. Необходимо только не подпасть под влияние какой-либо одной работы или взглядов одного автора, важно представлять всё разнообразие точек зрения и походов.
Именно на этом этапе можно и нужно принять решение о продолжении работы или выборе иной исследовательской проблематике, уточнении темы будущей работы.
Проделав всю эту работу, студент получает возможность составить предварительный вариант плана сочинения, то есть определить его структуру. Дальнейшую работу над изучением литературы и источников необходимо вести целенаправленно, в соответствии с планом.
IV. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Нельзя начинать написание текста выпускного сочинения, не составив предварительного плана, при этом его варианты могут изменяться в ходе работы. План призван организовать логику исследования темы. Он отражает главные аспекты, возникающие в процессе изучения всего комплекса материалов (источников, литературы, результатов археологических и этнографических экспедиций, экспериментальных и социально-статистических данных). План работы всегда индивидуален и зависим от темы и типа исследования, но имеются общие элементы, присущие большинству студенческих научных работ: введение, заключение, главы работы, список использованных источников и литературы. Выпускные квалификационные работы могут иметь «Приложения», необходимые для понимания концептуальных положений и выводов автора, а также аргументирующие конкретные исследовательские сюжеты, в силу тех или иных причин не рассмотренные подробно в основном тексте.
На первом этапе план может быть предварительным, но и в нем должны быть указаны названия глав в первоначальной редакции. В дальнейшем план уточняется и детализируется, обозначаются параграфы или разделы глав, которые могут иметь свою нумерацию или название (последнее предпочтительнее). Таких параграфов (разделов) в каждой главе не должно быть много, их количество определяется характером исследования. Подчеркнём, что в некоторых случаях можно не дробить главы дипломного сочинения на параграфы, но мотивировка такого подхода должна быть аргументирована вами и согласована с научным руководителем.
При составлении плана должна быть учтена архитектоника (общее построение, структура) работы в целом и соблюдена пропорциональность глав и параграфов. Нельзя допускать, чтобы одни разделы работы были по объему слишком маленькими, а другие очень большими. Введение и Заключение не могут быть по объему приравнены к главам; главы должны быть примерно равны по объему; параграфами выделяются только существенные аспекты в содержании глав. Поэтому в плане лучше всего изначально определить примерный объем каждой структурной части сочинения. Список использованных источников и литературы и «Приложения» не регламентируются по своему объему.
Писать текст можно начинать с того раздела, который автором более всего уяснен, осмыслен и который лучше других разделов к этому времени обеспечен всем необходимым. В то же время последовательное написание текста имеет неоспоримые достоинства в исследовательском погружении в проблематику, постепенном развитии и углублении концептуальных представлений автора, наконец, в логичности и взаимосвязанности положений и выводов.
Вместе с тем литературное оформление текста следует начинать тогда, когда вся структура работы, логика изложения всей работы и отдельных разделов охватывается умозрительно в целом и в деталях, ясно представляется вся цепь связей между фактами и идеями содержания, хорошо продуманы границы, объем, основные наблюдения и обобщения задуманного исследования.
Введение выполняет функцию программы всей научной работы, является его теоретическим обоснованием, выявляет актуальность, формирует цель и задачи исследования, определяет предмет изучения, источниковую основу, историографическую оснащённость, т.е. указание на степень изученности темы, новизну работы и ее структуру.
Процесс написания «Введения» является сложным и ответственным, поэтому над ним нужно работать особенно тщательно, возвращаясь к нему неоднократно в процессе написания и после того, когда работа написана в целом. Не следует забывать и о том, что значительная часть этого материала озвучивается в ходе публичной защиты.
«Введение» должно занимать примерно 10% от общего объема работы. Можно рекомендовать следующую схему изложения материала во «Введении»:
1. Обоснование темы: актуальность, научная значимость, степень ее изученности.
2. Характеристика источников, их доступность, достаточность, достоверность, обзор литературы.
3. Методика исследования.
4. Новизна и практическая значимость проводимого исследования.
5. Определение цели и задач исследования.
6. Структура сочинения: количество глав, логика их построения, сквозная линия исследования.
Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается степень его научной значимости в данный момент для решения предложенной проблемы. При этом следует различать актуальность научную и социально-политическую. Последняя заключается во взаимообусловленности исторических событий и современных общественно-политических явлений, необходимости анализа исторического опыта. Научная актуальность определяется степенью изученности проблемы, она зависит от того, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным.
С обоснованием актуальности связана постановка проблемы. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что пока неизвестно о предмете исследования.
Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет. Объект –это процесс или явление, избранное для изучения. Объект и предмет исследования как категории исследовательского процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте исследования выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и должно быть направлено основное внимание выпускника, так как предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как её заглавие.
Иначе говоря, предмет исследования – это определённый аспект, та точка зрения, с которой студент познаёт целостный социальный объект. Именно предмет исследования, таким образом, и совпадает с его темой, ибо оно направлено на решение конкретных исследовательских задач. Например:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – Отечественная война 1812 г.
Возможные варианты ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ –
Партизанское движение в ходе войны 1812 г.;
Пожар Москвы 1812 г.: историография вопроса;
Е.В. Тарле как историк войны 1812 г.;
Участие татар в войне 1812 г.;
Война 1812 г. и наш край и т.д.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– Финансовая политика самодержавия в ХIХ веке.
Возможные вариантыПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ –
Состояние финансов в России в 1801 – 1811 гг.;
Создание министерства финансов и его роль в проведении в жизнь финансово-кредитной политики (на определённом этапе);
Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина;
Изменения в финансовой политике в царствование Александра III;
Финансовые преобразования С.Ю. Витте и т.д.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – Процесс закрепощения крестьян в России.
Возможные вариантыПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ –
Предпосылки и особенности закрепощения крестьян в России; Дореволюционная отечественная историография процесса закрепощения российского крестьянства;
Законодательные источники процесса закрепощения российского крестьянства;
Методические основы преподавания темы «Процесс закрепощения крестьян» в школьном курсе истории России и т.д.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ –Политические партии и движения в Казанской губернии в начале ХХ века.
Возможные вариантыПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ –
Черносотенное движение в Казанской губернии в 1905 – 1907 гг.;
Казанский комитет партии кадетов и профессура Казанского университета; Документы полицейского управления как источник по изучению деятельности революционных партий в Казани в 1905-1912 гг.;
Местная периодическая печать как источник по истории студенческого движения в крае в начале ХХ века и т.д.
На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. В определении цели намечается стратегическая программа всего исследования и предполагается в самом общем виде конечный результат работы.
Формулировки цели исследования обычно начинаются словами: «охарактеризовать…», «показать…», «представить целостную картину…», «раскрыть особенности…(периода)», «проанализировать и обобщить…», «выявить…» и т.п.
Сформулированная цель определяет задачиисследования, которые рассматриваются как основные этапы работы дипломника, намечающие пути, средства и методы достижения поставленной цели, т.е. играют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования в целом. Решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить выполнение конечной цели исследования.
Чаще всего формулировки задач делаются в форме перечисления. Например: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) разработать…, 4) рассмотреть…, 5) показать… 6) раскрыть … 7) определить» и т.д. Перечисление задач исследования может определяться как временной, так и логической последовательностью, обусловленной внутренней логикой исследовательского процесса.
Задачи исследования необходимо формулировать как можно точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения и составит содержание глав выпускной работы. Это важно также и потому, что из формулировок задач обычно вытекают и названия глав самой работы.
Под методологическими основами исследования понимают те концепции и теории, которые легли в его основу. Имеются в виду не все те публикации, на которые автор ссылается, а только те, которые действительно лежат в основе выпускной квалификационной работы. Чаще всего методологические основы формулируются во введении примерно так: «исследование опиралось на концепцию…», «методологической базой исследования послужили работы…», «методологической основой исследования являются…» и т.п.
Указывать на методологическую базу проведённого исследования обязательно, так как в науке существуют разные научные школы, разрабатывающие подчас одни и те же проблемы, но с разных позиций, в разных направлениях. Эти научные школы могут иметь совершенно разные, нередко противоположные научные взгляды. Поэтому желательно, чтобы студент, работая над дипломным сочинением, определился, какиетеории, концепции он принимает за базовые и почему.
Во Введении нужно назвать и преобладающий метод исследования, особенно, если кроме общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация и типологизация и т.д.) и специальных методов (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный и т.д.) привлекались частные: статистический, диахронный, математический или количественный, моделирования и т.п. Следует также указать на методические приемы в работе с источниками и литературой, применявшиеся автором и дать их обоснование. Выбор того или иного метода, особенности методики работы обусловлены особенностями источников и предмета исследования.
Наконец, введение должно объяснить структуру текста сочинения, его разделы и логику изложения результатов исследования по главам.
Обзор источников и литературы в курсовой и выпускной квалификационной работе по истории является очень важным элементом исследования и показателем готовности автора к научному осмыслению темы. Этот раздел несет на себе две функции: источниковедческую и историографическую, а поэтому и написание его является делом трудным и ответственным, требующим специальных знаний, умений и навыков анализа, обобщения, систематизации и классификации историографических материалов и источниковых данных.
Вполне естественно, что обзор источников и литературы следует писать тогда, когда источники и литература по теме собраны и хорошо осмыслены.
Для написания обзора источников, безусловно, важным является то, как проведена классификация привлеченного к анализу материала. Необходимо четко сгруппировать источники по их видам и типам, например, археологические памятники, эпиграфические данные, актовые материалы, документы личного происхождения (письма, дневники, мемуары и т.д.), периодическая печать, кино- и фотодокументы. Проводя классификацию документальных материалов, студент должен расположить группы источников по степени их значимости для раскрытия темы.
Источниковедческий обзор предполагает краткую характеристику внешних и внутренних данных источника: что он представляет собой по виду и способу воспроизведения, каково его содержание, социально-политические взгляды автора, степень достоверности содержащихся в нем фактов, кем и когда источник обнаружен, вводился ли ранее в научный оборот, оценка его предшественниками и т. д.
Если имеется много источников, то нет необходимости делать обзор каждого из них. Автор работы должен в каждой группе источников выделить наиболее важные, а прочие сгруппировать вокруг этих основных. В этом случае не будет утрачена основная нить повествования, и рецензент сочинения будет иметь более ясное представление о проделанной студентом работе с источниками.
Другим важным аспектом работы над курсовым и выпускным квалификационным сочинением является обзор литературы по теме, в котором необходимо расположить материал по определенному принципу. Обычно выделяют следующие принципы: проблемный, хронологический и комбинированный (проблемно-хронологический).
Если принят проблемный принцип, то обзор литературы проводится так, чтобы литература вопроса была сгруппирована по основным проблемам дипломного исследования. Например, давая общий обзор историографии Великой французской революции XVIII столетия, студент может сначала представить обзор работ по проблемам социально-экономических предпосылок революции, затем – по проблемам I этапа революции, затем – по проблемам II этапа революции и т. д.
В том случае, когда принят хронологический принцип, обзор проводится так, чтобы выделить этапы развития исторических взглядов на изучаемые проблемы, показать борьбу концепций и школ на тех или иных этапах. Изученная специальная литература располагается по хронологии выхода в свет: сначала, например, обзор работ, написанных в XVIII веке, затем, в первой половине XIX века и т. д. При этом, конечно, работы в обзоре группируются по направлениям.
Надо ли в этом случае подробно писать о каждом отдельном историке? Вероятно, студент просто не сможет этого сделать. Нужно обратить внимание главным образом на труды тех историков, которые внесли наибольший вклад в изучение данной темы, т. е. на тех, работы которых являются этапными. Остальные работы можно расположить вокруг этих фундаментальных исследований по теме или проблеме в целом.
Если в сочинении принимается проблемно-хронологический принцип распределения материала в «обзоре», то особенности этапов развития в историографии нужно соединить с анализом тех проблем, которые ставили историки на каждом этапе развития науки.
Проблемно-хронологический путь «обзора» наиболее труден, но вместе с тем наиболее результативен, поскольку позволяет проследить эволюцию взглядов ученого, нередко отражавших состояние исторической науки в целом на том или ином этапе ее развития.
Принцип обзора источников и литературы подсказывается характером собранного материала по конкретной теме, а также целью и задачами исследования.
Обзор источников и литературы должен показать знание студентом истории изучения проблемы (темы) в прошлом, умение критически рассматривать работы предшественников и обобщить то, что сделано ими по изучению темы, какие вопросы остались неразрешенными или незамеченными вообще, что необходимо сделать на данном этапе исследования. Все это позволяет определить место исследования самого студента в изучении темы, решении проблемы.
Прежде чем приступить к написанию текста обзора источников и литературы, полезно обратиться к опыту предшествующих поколений историков, прочитать «обзоры» в книгах по конкретным темам или историографические работы. Например, в монографиях Л.Г.Бескровного «Отечественная война 1812 года», М.В.Нечкиной «А.С.Грибоедов и декабристы», Е.А.Косминского «Историография средних веков», а также работах такого характера, как: О.М.Медущевская «Современное зарубежное источниковедение», Л.Н. Пушкарев «Классификация русских письменных источников по отечественной истории», Е.А.Гутнова «Историография истории средних веков», Р.А.Киреева «Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г.» и др. Внимательное чтение таких текстов поможет в выработке собственного стиля работы над обзором источников и литературы для курсового и выпускного квалификационного сочинения.
Выделение глав и параграфов. Выделение конкретных вопросов темы начинается еще в момент составления плана сочинения, затем уточняется и корректируется в процессе написания запланированных разделов и завершается в результате редактирования текста, подготовки его к защите.
Обычным правилом разбивки курсовой и выпускной квалификационной работы на разделы является выделение глав и параграфов. Принципы деления результатов исследования на части возникают в процессе углубленного анализа содержания и зависят от особенностей темы, характера собранного и изученного материала, цели и задач исследования. Можно указать три распространенных принципа определения разделов: хронологический, проблемный и перекрестный, сочетающий в себе элементы первых двух.
Хронологический способ используется при членении содержания, охватывающего длительный по времени развития исторический процесс, в котором наблюдаются качественные переходы изучаемого явления от одного этапа к другому с установлением временных границ. Таким образом, устанавливается внутренняя периодизация исторического процесса в пределах охватываемого хронологического периода. Определение научно обоснованной внутренней периодизации в развитии изучаемого события является важным условием разработки темы.
Проблемный порядок выделения глав и параграфов используется при многоплановом проявлении изучаемого предмета в границах небольшого по времени периода, когда явление характеризуется многими социально-историческими функциями, рассматривается в исследовании с различных сторон. Проблемный порядок группировки вопросов темы исследования зачастую бывает не только предпочтительным, но и единственно возможным.
Следует заметить, что в выборе принципа членения текста сочинения на разделы определяющим является глубокое проникновение исследователя в содержание вопросов темы, хорошее знание источников и литературы. Принцип же подсказывается самим содержанием материала. Более того, насильственное применение принципа, объективно не вытекающего из особенностей содержания темы, вызывает непреодолимое сопротивление материала. Автор сочинения сразу поймет, что нужен иной подход. Так что до тех пор, пока материалы исследования не изучены, не продуманы и не освоены во всех деталях и основных идеях, составление окончательного плана текста по разделам не представляется возможным.
Каждая глава как самостоятельный сюжетный раздел научной работы должна представляться законченным произведением, имеющим общее вступление, изложение основного содержания в целом или по частям (параграфам) и выводы по материалу главы. Выводы в конце каждой главы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в «Заключении». Важно помнить, что каждая глава имеет право на существование как в системе всех других разделов сочинения (быть логически связанной с предшествующим и последующим разделами), так и отдельно от них в виде самостоятельного научно-исторического сюжета. Стройность и логичность построения текста, целеустремленность изложения содержания обеспечиваются строгим целевым назначением каждой главы или параграфа, когда каждый раздел является развитием общего содержания исследования.
Заголовки к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем словесном выражении. Необходимо избегать в заголовках параграфов повторения формулировок, использованных в названиях соответствующих глав.
Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам – все это в самом лучшем виде может характеризовать курсовую и выпускную квалификационную работу.
Заключение. «Заключение» к исследованию, как и «Введение», являются не вспомогательным разделом к «основному содержанию», а важной и ответственной частью основного содержания курсовой и выпускной квалификационной работы. «Заключение» подводит итог всего проделанного автором. В нем обобщаются результаты, изложенные в главах, даются окончательные выводы по изучению темы. Не нужно думать, что «Заключение» есть простой реферат сочинения, краткий пересказ того, что изложено в главах и параграфах. Строго говоря, содержание «Заключения» и суммированное содержание глав и параграфов различаются не в количественном, а в качественном значениях. В процессе написания «Заключения» происходит не механическое сокращение объема изложенных результатов исследования, а новое, на более высоком уровне проводимое осмысление научных результатов, продолжается процесс решения задач и достижения цели исследования, осуществляется завершающий этап исследования, абстрагирование от частностей до уровня теоретического обобщения. В то же время это не тезисы, которые требуют доказательства, а обоснованные научные положения, доказанные в главах.
«Заключение» оформляется различными способами, выбор которых зависит от характера конкретного материала, цели и задач исследования. Используются такие приемы, как реферативное обобщение в последовательности разделов сочинения, проблемное изложение итогов работы, обобщение содержания в порядке соподчиненности основных вопросов независимо от очередности их рассмотрения в главах, перечисление выводов и др.
Независимо от способа организации материалов в «Заключении» необходимо обеспечить некоторые позиции как обязательное условие отчета о проделанной работе:
1. Провести мысль о достижении цели и решении задач, сформулированных во «Введении»;
2. Предоставить в выводах положения, указывающие на доказательство гипотезы, тезисов, ответы к поставленным вопросам;
3. Сформулировать основные выводы;
4. Изложить предложения по дальнейшему научному освоению темы;
5. Дать рекомендации для научного или практического использования результатов.
6. Отметить позиции, в которых исследователем внесено нечто новое в науку или практику;
7. Обобщить главный научно-практический итог исследования.
Объем «Заключения» трудно определить безотносительно к конкретной работе, однако при выполнении всех перечисленных условий этот раздел составит, по-видимому, 3-5 страниц.
Следует иметь в виду, что не должно быть противоречий между выводами в главах и выводами в «Заключении». В то же время выводы «Заключения» не могут быть дословным пересказом выводов к главам. Выводы из глав обобщаются при создании «Заключения», формулируются уже не на материале каждой отдельно взятой главы, а на базе результатов исследования всей темы в целом и, следовательно, на иной логико-познавательной основе, на более широком содержательном фоне, с иными возможностями к обобщению.