Сбор и обработка материала

Сбор материала – основной этап в научной работе – заключается в планомерном накапливании фактов.

Фактический материал может быть представлен непосредственными сборами и наблюдениями в природе, результатами сравнительного анализа объектов, результатами экспериментов, что определяется спецификой каждой конкретной работы. Все детали сбора материала, постановки опытов решаются с научным руководителем.

Добытый фактический материал прилагается к работе. В качестве первичного фактического материала могут быть представлены собранный и хорошо паспортизированный гербарий, коллекционный материал, микропрепараты, фотографии, зарисовки и т.п.

После систематизации, описания и обсчета материала его анализируют, обобщают и сводят в соответствующие списки, таблицы, графики, диаграммы, карты.

Анализ и обобщение полученных данных зависит от многих факторов: удачного выбора темы, верного планирования, четкости выполнения поставленных задач, общей научной и специальной подготовки студента, его трудоспособности и сообразительности. Студент имеет право на соавторство в случае публикации материалов его работы.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие замечания

Курсовая работа должна иметь объем 25-30 страниц машинописного текста, включая иллюстративный материал. Страницы должны быть пронумерованы, начиная с 3 листа (введение).

Материал необходимо располагать в следующем порядке:

Титульный лист (прил.1)

План или содержание курсовой работы

Введение

Основная часть:

Глава 1. Обзор литературы

Глава 2. Материалы и методы исследования

Глава 3. Результаты экспериментальных исследований

Выводы и заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В этом разделе излагаются предпосылки исследования. Во введении приводится обоснование выбора темы, раскрывается ее актуальность в научном и практическом отношениях, четко формулируются поставленные автором цели и задачи. Объем материала должен быть не более 1-2 страниц.

Изложение курсовой работы ведется по хорошо продуманной, заранее составленной схеме (плану). В процессе написания чернового текста работы план может видоизменяться.

При изложении работы следует строго разграничивать мысли свои и заимствованные, уже известные науке. Для точности всегда следует делать в работе ссылки на источники; такие ссылки не умаляют достоинства работы, а, наоборот, увеличивают ее научную ценность.

План построения работы выбирается по усмотрению автора и зависит от многих факторов, вытекающих из особенностей каждой работы. Однако в изложении материала следует придерживаться принятой в научной литературе последовательности; введение, обзор литературы по данной проблеме (история вопроса), характеристика объектов, материала и методов исследования, изложение собственных результатов с последующим их анализом в сравнении с литературными данными, заключение и (или) выводы, указатель использованной литературы, при необходимости приложение.

Каждый из разделов (глав) может иметь подразделы, параграфы.

Ниже приводятся краткие характеристики структурных элементов курсовой.

Обзор литературы

В этом разделе приводится обзор литературных источников по содержанию темы, история развития знаний по данному вопросу. Необходимо показать, что уже сделано, что является спорным и что совершенно не исследовано.

Итогом «Обзора» должна быть полная ясность у читающего и самого автора о том, что предпринятое исследование действительно актуально и должно внести нечто новое в понимании изучаемого явления.

В «Обзор литературы» не следует включать популярные работы, учебники, если они не являются в выполняемой работе предметом специального анализа. Нельзя цитировать неиспользованные источники, а также работы, не содержащие материалов по теме труда.

Чем больше имеется литературы по данному вопросу, тем строже нужно подходить к ее отбору. Не нужно стараться включить в обзор непременно все известные вам работы, поскольку за сообщениями второстепенной важности легко потерять главный предмет исследования. Следует иметь в виду, что многие литературные данные будут использованы при обсуждении собственных материалов после изложения результатов.

В тех случаях, когда литературы, прямо относящейся к изучаемому вопросу, нет или очень мало, можно использовать и приводить общую литературу и литературу по аналогичному вопросу, но относящуюся к другому объекту. Обычно из такой литературы по смежным вопросам черпаются сведения по методике и общим закономерностям, заимствуются идеи, что особенно облегчает выполнение поставленной задачи. Она пополнит специальные знания и даст основания для сопоставлений и оценки собственных материалов.

В обзоренеобходимо приводить литературу и отечественную, и зарубежную. В тех случаях, когда источники в оригинале не использовались, указать, по каким рефератам они приводятся.

Весьма желательно заключить обзор литературы кратким резюме, в котором показать, что те научные задачи, которые ставит и желает решить автор в своей работе, действительно не решены другими исследователями.

"Обзор литературы" - необходимая и очень важная глава курсовой работы. Однако приводимый в ней материал не должен загромождать собственные результаты автора. "Литературная" и "собственная" части работы должны быть уравновешены так, чтобы первая подводила к пониманию и правильной оценке результатов второй. Лишь в особых случаях можно оправдать преобладание "литературного" текста над собственным. Как правило, "Обзор литературы" не должен превышать 1/4 -1/3 всей рукописи.

Наши рекомендации