I. Проверка дом. задания
1.Беседа о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами по вопросам585 упр.
2.Распознавание глаголов как части речи.
Выпишите однокоренные слова. подчеркните глаголы. Докажите, что подчёркнутые слова – глаголы. Определите вид и спряжение глаголов.
Рядом С нами Лени Жить запрещено Помните, ребята, Правило одно: | Сам барабан Не забарабанит, Медная труба Сама Трубить Не станет! |
· Найдите предложение с обращением. Объясните постановку знаком препинания при обращении.
II. Знакомство с основными способами словообразования глагола.
1.Представление об образовании глаголов с помощью приставок и суффиксов.
· Устная и письменная работа над упр. 586. В результате учащиеся устанавливают типичные словообразовательные модели глаголов.
· Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Образуйте глаголы от других глаголов. Образец: строить – пере – строить, по-строить, от – строить, до – строить, недо – строить.
Слова для образования: Печатать, пилить, садить, лежать, плясать, ходить, плакать, говорить, слушать, стучать, бежать, читать.
· Роль приставок при образовании глаголов. Образуйте с помощью различных приставок глаголы, которые можно использовать при описании игры в футбол (баскетбол). Бросить, давать, хватать, бить.
· Запишите к данным глаголам на доске однокоренные глаголы по модели: корень + -ирова- (ть)
На доске: декламация, инсценировка, вальс, агитация, аплодисменты.
- Определить способ образования глаголов. Графически показать. Воссоединить, закричать, изгнать, низводить, передать, придавить, разделить, сжигать, списать, посвистывать, подарить.
2. Выполнение тренировочных упражнений № 587 – 590
3.Определить словообразовательную цепочку глаголов (самостоятельно в тетрадях) Подписаться, отговорить, посоветовать, прибежать.
4.Определить способ словообразования. Охать, похаживать, обрадоваться, властвовать, пошатываться, стареть, придержать, перебросить, закатиться, наговорить.
III. Итог урока. Определите значение глаголов с приставками при-, пре-, пере -. Составьте с данными глаголами словосочетания или предложения устно.
На доске: Приступить – преступить – переступить; придать – предать – передать.
IV.Д. з. § 73, упр. 591.
урок | Вид глагола | урок |
Цели урока: 1. дать понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях.
2. Сформировать умение правильно использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.
Методическое обоснование:Дети должны запомнить, что приставки указывают, как правило, на совершенный вид, а суффиксы ива - (ыва -) – на несовершенный вид.
Ход урока
I. Повторение изученного материала. Употребление некоторых глаголов с приставками.
1. Вставьте глагол того же корня, что и выделенный в предложении. Выделите приставку. Поставьте недостающие знаки препинания.
1) Книги вы обёртыва…те а покупку … .
2) Ребёнка мы одева…м а пальто … .
3) Укладываясь спать, …(приготовь) вовремя постель и подготовь на утро одежду.
2. Установите разницу в значении и морфемном составе глаголов, данных в скобках. Спишите и вставьте подходящий по смыслу глагол.
1) Возле кабинета врача меня спросили: «Вы уже ходили (вешаться, взвешиваться)? Вы (не) пр..бавили в весе? 2) Вы можете добродушно или зло (усмехаться, насмехаться), слушая эту забавную историю, но я (не) позволю вам (усмехаться, насмехаться) (надо) мною 3) Вы (сходите, выходите) на следующей остановке?
II. Введение нового материала.
1. Наблюдение за употреблением глаголов (упр. 592
2. Изучение теоретического материала на с. 199.
III. Практикум.
1.Различение глаголов совершенного и несовершенного вида по значению незавершённости и завершённости действия и по вопросам (упр. 593)
2. Выделениесоотносительных видовых пар глаголов (упр. 594 – 596)
3. Выпишите глаголы,обозначающие цвет, окраску (глаз). Как действие. Выделите в них корень, суффикс, окончание. Определите вил и время выписанных глаголов. Образец: искрились – несов. в., прош. вр.
Глаза у Славки были материнские, изменчивого цвета. В ясный день – голубели. В непогоду – темнели. Обращённые к речке – синели. Когда Славка глядел в лес, глаза его зеленели. Когда он радовался – светлели и искрились.
4. Выпишите глаголы, поставить к ним вопросы. Определить вид.
В декабре, если небо закрыто тучами, странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо наверху становится лиловым, свисает, опускается и торопит спасаться, а то в лесу скоро начнётся свой, нечеловеческий порядок.
5. 1 вариант – выписать глаголы сов. в., а 2 вариант – несовершенного вида.Класть, завершить, расти, строить, положить, соорудить, срезать, завершать, вырасти, построить, сооружать.
6. Подобрать к данным глаголам глаголы другого вида. Выделить суффиксы. Шагнуть, включить, прогуляться, выкрикнуть, толкать, избирать, мелькать, зевать, сверкать, колоть, замирать.
IV. Итог урока. Как определить написание суффиксов – ыва, - ива, - ова, - ева? Как отличите глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
V. Д. з.§ 74, упр. 597.
урок | Тема: Корни с чередованием е-и | час |
Цели урока: 1. Объяснить правописание корней с чередованием букв е – и. 2. Дать понятие об омонимичных корнях.
Методическое обоснование: данная орфографическая тема тесно связана с видовой дифференциацией глаголов. Дети должны знать наизусть перечень корней с чередованием е – и.
Оборудование:Стандартная таблица по теме.
Ход урока
I. Проверка домаш. з. 1) Как образуются глаголы совершенного вида? Приведите примеры.
2) Как образуются глаголы несовершенного вида? Приведите примеры.
II. Работа по теме.
1. Изучениетеоретического материала на стр. 201.
2. Наблюдениеза чередованием гласных и – е в корнях глаголов совершенного и несовершенного вида (упр.598.)
3. Образование однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида. Упр. 599.
4. Подобратьи записать однокоренные глаголы в той же форме, что и данные слова: выжигал, собираешь, растереть, настилает.
5. Понятие обомонимичных корнях упр. 602.
6. Записатьтекст, выделить корни в словах с чередованием. Внизу огорода, где растёт капуста, вырыт колодец. Колодец как яма, только стенки его выложили камнем. Ближе к воде он порос мхом, покрылся мокрой плесенью. Сюда, в мох, выпрыгивают лягушки. Они тоже зелёные, и сначала я с трудом узнаю их. Мы с Галькой швыряем в лягушек комья. Лягушки появляются всё реже, взбираются невысоко, жмутся ближе к воде.
Я ложусь над колодцем. В чёрной воде его появляется моё отражение,улыбаюсь ему, оно улыбается мне.Зелёненькая, блестящая от воды лягушка высовывает остренькую мордочку, упирается лапкой в камень… и тут я размахиваюсь…
Всё происходит очень быстро, я чувствую, что лечу, рукам не за что уцепиться, внутри замирает, и я не успеваю опомниться, как влетаю в воду. (По Л. Латьевой)
III. Итог урока.Расскажите о правописании корней с чередованием е – и.
Д. з.§ 75, упр. 600 или 601.
урок | Тема: Инфинитив | час |
Цели урока: 1. Сформировать умение безошибочно определять инфинитив. 2. Закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива.
Ход урока