I. Повторение изученного материала
1. Объясните название стихотворения Г. Граубина. Сколько глаголов условного наклонения использовано в тексте?
Бы
Если бы печь не топилась в избе,
Искры бы прыгать не стали в трубе.
Если бы ветер так сильно не дул,
Он бы из искры огня не раздул.
Если бы крыша железной была,
Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.
Если бы рядом стояла вода,
Люди бы сбили огонь без труда.
Если бы не было этого «бы».
Не плакал бы дед у сгоревшей избы.
2. _1___2_____3____4____5____6____7_________
Под чертой написать спряжение 1 или 2:терпит, держат, заправлять, лежит, внедряют, корчить, прокладывает.
II. Работа по теме.
1. Различение личных окончаний глаголов 1 и 2 спр. (с. 214 – 215), упр. 638, 639, 640.
2. Орфоэпическая работа. Стр. 278. упр. 641 (1 – жалеешь [жы э]; стригу, стрижёшь, стрижём, стрижёте.
2 – балу́ешь, балу́ю; включи́шь; повтори́шь; поло́жишь; положу́, положи́, положи́те)
3. Выучить шуточное стихотворение, чтобы лучше запомнить глаголы-исключения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья, их с буквой е писать нельзя!
Запомните написание начальной формы глаголов:
Таять, реять, веять, сеять, чуять, лаять, каяться
маяться, надеяться, лелеять – I спр.;
клеить - II спр.
4. Запишите, графически обозначая окончания глаголов.Борются за чистоту воздуха, заклеит конверт, веет ветер, колышет тростник, сеется дождь, строят дом, пашет в поле, бушует океан, осы жалят, топором рубят, сверкает на солнце.
5. Упр. 642.
6. Объяснительный диктант. Кто поздно сеет, тот редко веет. Скромность украшает человека. Правда и реку остановит. Труд кормит, а лень портит. С правдой обойдёшь весь мир, без правды и шага не ступишь. Словами поля не засеешь. Не посмотришь – не увидишь, не расспросишь – не найдёшь. От гнева стареешь, от смеха молодеешь.
Пословицы
7. Записать глаголы с помощью приставки вы -: летим, пьём, стоишь, сидит, говоришь. Обозначить спряжение.
8. Записать предложения, вставить пропущенные буквы: Ты внемлешь грохоту громов. Ползут, как змеи, облака, игру бессвязную заводят. В провалы душные заходят. Ч видел, как полют. Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, просушат, колотят-колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб испекут. Дождичек вымочит. Солнышко высушит. Слабый ночной свет чуть сеется сквозь тёмные стёкла. Варька колет лучину. Молодая зелень шепчет, колышется. Осень дышит чарой скошенных лугов. Для геройства не сыщешь предела. У отваги не видно конца. Мы здесь долго продержимся. Ветер осенний наводит печаль, по небу тучи осенние гонит. Сыпет. Сыпет метель, как вчера, на дорогу. По-прежнему зыбится море. У опушки дремлют кони, подпирая боком ель; снится им, что в поле стонет безголосая метель. Равняясь, строятся полки. Будет буря. Мы поспорим, и поборемся мы с ней. Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра, помнит, что слышит и видит.
9. Записать пословицы. Выделить окончания глаголов, объяснить их написание (работа у доски): Работа и кормит и учит. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. Бездонной кадки водою не наполнишь. Пожалеешь лычка – не увяжешь и ремешком. Пустая мельница и без ветра мелет. Правда глаза колет. Потерянного времени не воротишь. Одной рукой и узла не завяжешь. Пашню пашет – руками не машет. Ноги носят, а руки кормят. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь. Словами, что листьями, стелешь. А стеблем в глаза колешь.
10. Поставить глаголы в неопределённую форму и образовать 3-е лицо ед. и мн. лица. Обижаюсь (обижаться - обижается, обижаются), обижусь (обидеться – обидится - обидятся); отвечаю (отвечать – отвечает, отвечают), отвечу (ответить – ответит, ответят); объявляю (объявлять – объявляет, объявляют), объявлю (объявить – объявит, объявят).
11. Записать стихотворение под диктовку, выделяя безударные окончания глаголов.
Всё, что в песне славится,
Всё, что сердцу помнится,
Всё, что снится-видится
В стороне лесной,-
Милая красавица,
Ласковая скромница
Белая берёзонька
Дарит мне весной.
(Н. Рыленков)
- Выполнить морфологический разбор: Вариант 1: посоветую, надеяться, видеть; вариант 2: развиваемся, уберёгся, ходить.
III. Итог уроков.Какие трудности могут возникнуть в написании личных окончаний глаголов? Что нужно знать, делать, чтобы с ними справиться?
IV. Д. з. § 83, Упр. 643. Подготовиться к письму по памяти упр. 644.
152 урок | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | 1 час |
Цели урока:1. Дать понятие безличных глаголов.
2. Выучить наизусть перечень наиболее употребительных безличных глаголов.
3. Сформировать умение находить безличные и личные глаголы в безличном значении.
Методическое обоснование:упражнения параграфа нацеливают на нахождение безличных и личных глаголов в безличном значении. Полученные знания и умения помогут учащимся в дальнейшем при изучении односоставных безличных предложений.
Ход урока
I. Письмо по памяти– упр. 644. Чем больше вы учите стихов наизусть, тем лучше у вас будет память. Сегодня на уроке вы запишите отрывок из стихотворения И. А. Бунина, а затем проверите, правильно ли вы написали все слова и правильно ли поставили знаки препинания. Такая работа очень полезна для развития вашего внимания, мышления и памяти.
II. Изучение темы.
- Изучениеосновного теоретического материала на с.217.
- Нахождениебезличных и личных глаголов. (Упр. 645)
- Работа с рубрикой«Возьмите на заметку!» на стр. 217.
- Преобразованиепредложений с целью употребления безличных глаголов (упр. 646)
III. Глаголы переходные и непереходные на с. 218. Упр. 647.
IV. Д. з. упр. 648.
153 урок | Рр Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. | урок |
Цели урока: 1. Продолжить изучение связи предложений в тексте, дать понятие о «данном» и «новом» в предложении.
2. Сформировать умение находить данное и «новое» в предложении.
Ход урока