Урок 14. природа в классе
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
иметь представление о наиболее часто выращиваемых в школе комнатных растениях;
распознавать комнатные растения;
знать названия комнатных растений, перечисленных в данном параграфе учебника и имеющихся в классе;
определять комнатные растения класса (2-3 названия) с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
работать с атласом-определителем «От земли до неба»;
рассуждать о целях выращивания комнатных растений;
узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения;
сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки;
рисовать комнатные растения своего класса.
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к комнатным растениям.
Оборудование.У учителя — карточки-паспорта комнатных растений, имеющихся в классе; магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы.
Предварительная работа.Составьте карточки-паспорта на комнатные растения, имеющиеся в классе, указав сведения, доступные для учащихся (название на русском языке, родина, указания по уходу).
Ход урока
Целеполагание. Ввести детей в тему урока поможет мелодия «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Учитель сообщает тему урока, затем просит детей рассмотреть растения, находящиеся в классе, и спрашивает: «Видели ли вы такие растения в парке, саду, на лугу, в лесу? А почему они там не растут? В чем отличие этих растений от тех, которые растут на свежем воздухе? (Эти растения не сбрасывают листья на зиму, они всегда зеленые и могут цвести даже зимой. Их называют комнатными, потому что в наших краях они могут расти только в помещении благодаря заботе человека.) А почему они не могут расти у нас на свежем воздухе?» (Оказывается, эти растения родом из жарких стран, где тепло и зимой, и летом. Одни из них прибыли к нам из пустынь, где жарко и мало воды, а другие — из тропических лесов, где жарко и влажно.)
Аналитический этап. Далее учитель предлагает открыть учебник на с. 32—33 и говорит: «Посмотрите на кактус. Стебель у него мясистый и содержит много влаги, будто в бочонке. Эту воду он добыл корнями с большой глубины. А вот листьев у него будто бы и нет, одни колючки. Это так у него изменились листья, чтобы не испарять много влаги. Откуда родом кактус — из пустыни или влажного тропического леса?» (Ответы детей.)
Учитель: «А теперь посмотрим на бегонию. Какие у нее листья? Они широкие и мясистые. Откуда она родом?» (Ответы детей.)
Этот этап урока учитель подытоживает, зачитывая первый абзац текста на с. 32 учебника.
Затем детям предлагается подумать, для чего люди выращивают комнатные растения. Найти ответ поможет фотография на с. 32, сделанная в классе одной из школ. Как меняют вид класса эти растения? Какое настроение у детей они создают? Учащиеся делают вывод, что благодаря растениям в классе становится красиво и уютно. Потом дети рассматривают изображения других растений в учебнике, сопоставляют их с теми, что растут в классной комнате, определяют, какие растения имеются на подоконниках и столах.
Тренировочные упражнения. Далее проводится практическая работа по распознаванию комнатных растений с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Ее можно провести в группах, предложив каждой группе для определения одно растение. При этом учителю следует иметь в виду, что даже если некоторые первоклассники, приходя в школу, уже умеют читать, они, как правило, не знают цифр, поэтому в атласы необходимо вложить закладки на нужных страницах. После того как растения определены, представители групп докладывают классу о результатах работы. Учитель ставит рядом с каждым растением карточку-паспорт и зачитывает ее классу. Постепенно, по мере усвоения грамоты, первоклассники будут стараться самостоятельно читать эти карточки.
Полученные знания применяются для распознавания растений на фотографии в учебнике (с. 33). Дети также отвечают на вопросы внизу страницы (о зимнем саде в школе). Отталкиваясь от этих вопросов, учитель может дать задание на большой перемене или после уроков отправиться в зимний сад школы и определить, какие растения там растут. При этом желательно воспользоваться атласом-определителем.
Не следует требовать от детей обязательного заучивания названий комнатных растений. Они запоминаются постепенно в ходе выполнения различных заданий и упражнений, развивающих умение различать комнатные растения. С этой целью выполняются задания № 1—3 в рабочей тетради (с. 24—25). Задание № 1 лучше выполнять в парах, а задания № 2 и № 3 индивидуально. При выполнении задания № 3 дети рисуют с натуры 2—3 растения, стараясь точнее передать их особенности. Фотографии можно сделать во внеурочное время и наклеить дома.
Выводы и обобщения. В заключительной части урока учитель просит детей при вести примеры комнатных растений, имеющихся в классе. Урок можно закончить стихотворением:
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
И. Бунин
Физкультминутки(потягивание, покачивание с подняты ми руками, наклоны) можно выполнить под «Вальс цветов».
Рекомендации для занятий в семье.Помогите ребенку сделать и напечатать фотографию комнатного растения. Найдите вместе с ребенком его изображение в атласе-определителе и подпишите название под фотоснимком в задании № 3 на с. 25 рабочей тетради.
Урок 15. КАК УХАЖИВАТЬ
ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
называть средства ухода за комнатными растениями;
освоить приемы ухода за комнатными растениями (в ходе практической работы);
правильно поливать и опрыскивать комнатные цветы.
Метапредметные результаты:
сравнивать иллюстрации учебника;
выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений;
рассказывать об известных способах уходам за комнатными растениями.
Личностные результаты:
осознавать важность ухода за комнатными растениями.
Оборудование урока:магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; леечка для полива комнатных растений, опрыскиватель, грабельки, трезубец, совок.
Предварительная работа.Найдите в литературе по комнатному цветоводству сведения об особенностях ухода за растениями, имеющимися в классе.
Ход урока
Актуализация знаний и умений. Урок следует начать с повторения материала предыдущего урока. Дети отвечают на вопросы: «Откуда родом комнатные растения? Для чего люди их выращивают?», демонстрируют свои рисунки любимых комнатных растений, вспоминают названия тех, которые находятся в классе.
Далее можно провести конкурс знатоков комнатных растений по вопросам:
1. Какое растение похоже на ежика? (Кактус.) 2. Какое растение в народе называют «щучий хвост»? (Сансевьера.)
1 Какое растение может цвести круглый год? (Фиалка.)
2 Какое растение похоже на папоротник? (Пальма.)
Целеполагание. Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», который является «визитной карточкой» уроков, посвященных растениям.
Для перехода к новому материалу можно задать детям вопросы по теме «Неживая и живая природа»: «Мы уже знаем, что природа делится на неживую и живую. Чем отличаются живые существа от неживой природы? Что должно делать живое существо, чтобы не умереть?» (Дышать, питаться.)
Аналитический этап. Затем дети открывают учебник на с. 34 и сравнивают растения на верхних и нижних рисунках. В ходе беседы учитель подводит учащихся к выводу о том, какие условия не обходимы комнатным растениям для жизни. С этими условиями связываются правила ухода за растениями (вопрос и задание в нижней части страницы).
Учитель, обобщая ответы детей, подчеркивает, что жизнь растения зависит от нашей заботы и умения ухаживать за ним:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун
Дополнительно учитель сообщает, что знать нужно не только общие правила, но и особенности ухода за тем или иным растением. Некоторые из них указаны в карточках-паспортах. Например, кактусы не любят, когда их много полива ют, глоксинии зимой срезают, а горшки ставят в прохладное место, бальзамин (ванька-мокрый) любит обильный полив, традесканция не любит яркого солнца и т. д.
Учитель предлагает внимательно рассмотреть фотографию на с. 35 учебника и спрашивает: «Как вы думаете, это старинная фотография или современная? Почему вы считаете, что фотография старинная? (Ответы детей.) Действительно, этой фотографии около ста лет. О чем она рассказывает нам? Хорошо ли ухаживают за растениями, изображенными на этой фотографии? Почему вы так думаете?»
Тренировочные упражнения. Далее дети рассматривают на рисунках средства ухода за комнатными растениями, обсуждают, для чего каждое из них предназначено: из лейки поливают; с помощью совка пересаживают растение в горшок большего размера; с по мощью трезубца рыхлят почву в небольших горшках, а с по мощью грабелек — в кадках; опрыскиватель служит для опрыскивания растений, чтобы обеспечить их дополнительной влагой. Затем учитель демонстрирует эти приспособления.
Далее проводится практическая работа по уходу за комнатными растениями. Освоить правила полива помогает задание в нижней части с. 35 учебника.
Выводы и обобщения.В конце урока дети говорят, чему они научились. При наличии времени одни демонстрируют освоенные ими приемы ухода за растениями, другие наблюдают и оценивают.
Рекомендации для занятий в семье.Обсудите с ребенком, все ли предметы для ухода за комнатными растениями есть в вашем доме. Если нет, то желательно купить недостающие. Пусть ребенок развивает дома те умения по уходу за комнатными растениями, которые заложены на уроке.