Интегрированный урок словесности в 10 классе

Учитель – А.Л.Латухина

Тема«Трепет жизни». Импрессионизм в лирике А.А. Фета

Цели: 1) обучающая:изучить черты импрессионистической поэтики в лирике А.А. Фета, обучить находить общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы, выполнять стилистический анализ текста, дать определение понятий «импрессионизм», «импрессионистическое видение мира», закрепить литературоведческие термины (художественный метод, стиль, направление)

2) развивающая:развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выразительно читать стихи наизусть, памяти, логического и ассоциативного мышления

3) воспитывающая:демонстрация единства эстетического освоения мира; воспитание эстетического вкуса, коллективизма

Тип урокакомбинированный

Оборудование:1)Репродукции картин художников-импрессионистов (К. Моне, Э.Мане, А. Сислей, О. Ренуар, Э.Дега, И. Левитан, И. Грабарь и т.д.). 2) Кассеты с записью музыкальных произведений К. Дебюсси «Образы», «Отражения в воде», «Лунный свет». 3) Стенд, оформленный третьей группой («иллюстраторами»), сопровождение стихотворений Фета репродукциями импрессионистов. 4) Тексты анализируемых стихотворений для каждой группы. 5) Листочки для каждого ученика для записи ассоциаций.

Внутрипредметные связис биографией А.АФета, историей русской литературы, с литературной критикой, с литературоведением (термины)

Методы и приемы работы:метод творческого чтения (выразительное чтение наизусть, рассматривание репродукций, запись ассоциаций, сопоставление литературного текста с живописным полотном, слушание музыкального произведения), репродуктивный метод (фронтальный опрос, слово учителя, конспектирование, заполнение таблицы, запись определения термина в тетрадь, запись выводов в тетрадь), эвристический метод (эвристическая беседа, аналитическая беседа), исследовательский метод (работа в группах)

Ход урока

Рассматриваемые вопросы Методы, приемы, задачи
1. Подготовка к объяснению нового материала (5 мин.)
На фоне музыки К. Дебюсси («Образы» («Отражения в воде»)) учащиеся читают наизусть стихотворения А.А. Фета «Ночь. Не слышно городского шума…», «Только встречу улыбку твою…» Чтение учителем фрагмента стихотворения «Еще люблю, еще томлюсь…»: Покуда на груди земной, Хотя с трудом, дышать я буду, Весь трепет жизни молодой Мне будет ясен отовсюду. Сегодняшний урок мы назвали словами поэта: «"Трепет жизни". Импрессионизм в лирике А. А. Фета». Давайте запишем число, классная работа, тема урока. м.- творческого чтения, п.- выразительное чтение наизусть, з.- создать положительный эмоциональный настрой, подготовить к восприятию материала
2. Проверка домашнего задания (10 мин)
- О чем пишет Фет? - Какова тематика его стихотворений? (Природа, любовь, красота.) Действительно, поэт находит красоту буквально во всем. Но ведь о любви, о природе писали многие поэты. Что же сделало Фета неповторимым, поэтом, без оценки творчества которого русская литература будет неполной? Почему его стихи восхищали Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева? Почему спустя столетие стихи Фета продолжают жить и волновать сердца? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, понять, что особенного таится в поэзии Фета, в чем заключается своеобразие его стиля. - Как же оценивали современники творчество А.А. Фета? Об этом нам расскажет первая группа «литературные критики». Слушается ответ учащихся. Учащиеся выступают с сообщениями, которые они готовили дома самостоятельно, используя дополнительную литературу. Остальные учащиеся фиксируют позиции «литературных критиков» в тетради. В.Г. Белинский признавал поэтичность стихов Фета, правда, при этом добавлял: «Оно хорошо, но как же не стыдно тратить времени на такой вздор…» Л.Н. Толстой высоко ценил творчество Фета, сохранившаяся переписка свидетельствует о дружбе писателей. Толстой говорил о «непонятной лирической дерзости» поэта. Особенно острую полемику вызвало стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» Чтение ребятами из первой группы пародий на стихотворение Н.Добролюбова, Н.Вормса, Д. Минаева. - Спасибо за работу первой группе. У вас было сложное задание, но вы с ним очень хорошо справились, подобрали интересный материал и удачно его систематизировали. - А как вы думаете, ребята, почему рождались столь разноречивые оценки? (В литературе этого периода шла «борьба» между двумя литературными направлениями («чистого искусства» и «гражданской поэзии»). Они расходились в понимании целей искусства, роли художника, отношением к действительности, поэтому не принимали друг друга.) м.- репродуктивный, п.- фронтальный опрос, з.- повторить материал прошлого урока (тематика лирики Фета), сформулировать цель урока м.- репродуктивный, п.- слово учителя м.- исследовательский, п.- работа в группах м.- репродуктивный, п.- конспектирование з.- создать проблемную ситуацию (полемика вокруг творчества Фета)   м.- творческого чтения, п.- выразительное чтение наизусть м.- эвристический п.- эвристическая беседа з.- выявить своеобразие стиля Фета
3. Объяснение нового материала (25 мин.)
- Для того чтобы нам самим оценить новаторство стиля Фета, обратимся к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…» Выразительное чтение стихотворения учащимся. - На листочках, лежащих на столах, напишите слово-ассоциацию, вызванную прослушанным стихотворением. (На листочках записывают ассоциации, вызванные прочитанным стихотворением, загибают листок и откладывают в сторону.) Вопросы к анализу стихотворения «Шепот, робкое дыханье»: - О чем, по-вашему, это стихотворение? (Сюжет стихотворения – ночное свидание.) - Но ведь слова «свидание» в тексте нет, по каким приметам мы узнаем, о чем идет речь? («Шепот», «дыханье», «милое лицо», «лобзанья», «слезы». Чувства не названы, а слова, передающие чувства, расположены в определенном порядке.) - Как называется такой прием? (Градация.) - В любом поэтическом тексте каждое слово значимо, и все же какие строчки кажутся вам главными? («И лобзания, и слезы…») - А почему «слезы»? По каким приметам можно догадаться, что это слезы радости, счастья? («Серебро ручья», «пурпур розы»… Сам подбор лексики несет в себе свет радости, счастья.) - Обратите внимание на строчку «Ряд волшебных изменений милого лица…» Почему произошли эти изменения? (Меняется состояние влюбленных. Но происходят изменения в природе, постепенно наступает рассвет: «серебро ручья» сменяется «пурпуром розы» и «янтарной зарей».) - Действительно, природа словно «подыгрывает» влюбленным. На наших глазах меняется состояние, произошло движение. Но обратите внимание на части речи, встречающиеся в этом стихотворении. (В стихотворении нет глаголов.) - Поэт передает движение не традиционно (морфологически), а через лексику, ритм, строфику стихотворения. Он передает переходы состояний, зыбкость человеческих чувств, «трепет жизни». - Найдите два слова, которые придают картине особенную живость. (Колыханье, изменений.) - Слова трепет, дрожь, трепещут, дрожат, колыханье – одни из самых излюбленных слов поэтического словаря Фета. Он умеет зафиксировать каждый миг жизни. Подведем некоторые итоги. - Давайте еще раз обозначим то новое в поэтике Фета, что отличает его поэзию от современников. Запись в тетрадь таблицы «Особенности поэзии Фета»: - стремление зафиксировать каждый миг; - изображение жизни во всем богатстве видоизменений; - единение человека и природы. - Какой вид искусства обладает способностью остановить миг? Стремление передать жизнь во всем ее многообразии, богатстве тонких, сложных, быстролетных видоизменений роднит лирику Фета с удивительным явлением в мировом искусстве – импрессионизмом. Давайте запишем это понятие в тетрадь (в словарь). Импрессионизм (фр. impression) впечатление – течение во французской живописи 60-х годов 19 века. Показ репродукций картин художников-импрессионистов на фоне музыки К. Дебюсси. Задание: В листочках с ассоциациями, не разворачивая, написать слово, ассоциирующееся с картинами импрессионистов. Слово предоставляется «искусствоведам». Вторая группа делает сообщение об импрессионизме в живописи. По ходу повествования остальные учащиеся заполняют таблицу «Черты импрессионистического сознания»: - работы этих художников стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от нее; - интерес к мгновенному движению; - свежесть и непосредственность восприятия мира; - создание трепетной, светлой, воздушной живописи, передающей динамику и сложность современного городского быта Группа «иллюстраторов»подготовила стенд соотнесенности лирики Фета и живописи импрессионистов. - Что общего вы обнаружили в манерах художников, когда готовились к уроку? (Общее в тематике, в том, что они изображают. И в картинах, и в лирике изображены радость жизни, красота природы, мимолетные состояния души. Импрессионизм был светлой сказкой. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен…) - Задание, которое вы выполняли, носило творческий характер. Сложно ли вам было его выполнять? (Сложно, но интересно. Не владея теоретическими сведениями по импрессионизму, мы сопоставляли произведения искусства, и самостоятельно пришли к некоторым выводам, сформулированным сегодня на уроке.) Микровывод: Мы выявили ряд общих мировоззренческих черт, поэтому можем сделать вывод, что импрессионизм – это не просто сумма приемов, стилевая манера, это особая философско-поэтическая концепция. - Первое что бросается в глаза, когда смотришь на полотна импрессионистов, - это особая манера письма. А. А. Фет внес в поэзию свои находки. Наша задача – обнаружить черты импрессионизма в поэтике А.Фета. Обратимся к стихотворению «Сосна так темна, хоть и месяц…». Выразительное чтение стихотворения. Вопросы к анализу стихотворения «Сосна так темна, хоть и месяц…».. - О чем это стихотворение? (Трудно сразу определить, лишь две последние строчки указывают, что речь идет о чувствах влюбленного человека.) - В чем композиционная особенность этого стихотворения? (В стихотворении можно выделить две части: первые две строфы - описание природы, а последняя - описание состояния лирического героя.) - Тождество человеческой души и природы выражено с помощью особого приема – психологического параллелизма. - Обратите внимание на то, как строится начало стихотворения. Идет перечисление ассоциативных рядов без пояснений (подобие красочных пятен на картинах импрессионистов). Это тоже новинка для литературы той поры. - Необычны в лирике Фета и эпитеты. Кто заметил, в чем их особенность? (Эпитеты отражают признак не в прямом значении, а в переносном.) Такие эпитеты носят название метафорические. Заполнение таблицы «Приемы импрессионистической поэтики в лирике А. А. Фета». 1. Психологический параллелизм. 2. Ассоциативные ряды. 3. Цветовая палитра. 4. Светоносность. 5. Метафорические эпитеты. - Мы выявили особенности импрессионистической поэтики Фета, познакомились с живописью импрессионистов, а сейчас мы вновь вернемся к началу урока и прослушаем импрессионистическую музыку. – пьесу французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси «Лунный свет». Я попрошу вас вновь записать слово-ассоциацию на ваших листочках. м.- творческого чтения, п.- выразительное чтение наизусть з.- мотивация, подготовка к осмыслению стихотворения м.- эвристический п.- аналитическая беседа з.- анализ стихотворения в единстве содержания и формы, выявление особенностей поэтики А.А.Фета   м.- репродуктивный п.- заполнение таблицы. з. – зафиксировать черты, характерные для стиля Фета. м.- репродуктивный, п.- слово учителя м.- репродуктивный, п.- запись определения термина в тетрадь м.- творческого чтения, п.- рассматривание репродукций, запись ассоциаций м.- исследовательский, п.- работа в группах м.- репродуктивный, п.- конспектирование з.- рассказать об импрессионизме в живописи, выделить характерные черты м.- творческого чтения, п.- сопоставление литературного текста с живописным полотном, з.- выявить типологическое сходство импрессионизма в живописи и в лирике Фета   м.- репродуктивный, п.- запись вывода в тетрадь, слово учителя м.- творческого чтения, п.- выразительное чтение наизусть м.- эвристический п.- аналитическая беседа з.- выявить черты импрессионистической поэтики А.А.Фета     м.- репродуктивный, п.- запись вывода в тетрадь, слово учителя м.- творческого чтения, п. – слушание музыкального произведения з.- эмоциональное восприятие музыки импрессионистов
4. Подведение итогов урока (3 мин.)
- Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Посмотрите на листочки со своими ассоциациями. Вы, подобно импрессионистам, выражали собственные впечатления от увиденного и услышанного. У каждого из вас получилась ассоциативная цепочка из трех слов. Обсудите в группах то, что у вас получилось. (Ассоциативные ряды позволяют увидеть родство импрессионистической живописи, музыки и поэзии.) м.- творческого чтения, п.- работа в группах, з.- подведение итогов урока, анализ личных ассоциаций
5. Домашнее задание (2 мин.)
Дома я попрошу вас сочинить стихотворение – подражание А.А. Фету, а ваши ассоциации станут ключевыми образами этого стихотворения. м.- творческого чтения

Наши рекомендации