Интегрированный урок словесности в 11 классе

Учитель – Т.В.Алексеева

Тема: Образ Демона в литературе, живописи и музыке XIX-XX веков.

Цели:

1. Рассмотреть образ Демона в разных видах искусства (литература, музыка, живопись) художников (Лермонтов, Блок, Балакирев, Врубель).

2. Проследить традиционные и новаторские черты демонизма в творчестве А. Блока по сравнению с М. Ю. Лермонтовым

3. Научить проводить сопоставительный анализ текстов.

4. Расширение кругозора.

5. Развитие связной устной и письменной речи.

6. Развитие критического мышления.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: тексты стихов А. Блока «Демон» (1910 г.) и «Демон» (1916 г.); поэма Лермонтова «Демон»; картины М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон поверженный»; музыкальное произведение Балакирева «Тамара».

Методы:

Основной метод, применяемый на уроке – исследовательский: самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Метод творческого чтения реализуется через приемы выразительного, комментированного чтения, подбор цитат из текста, написание творческого эссе.

Значим и репродуктивный метод – в слове учителя, в повторении ранее пройденного материала.

Важным выступает и эвристический метод, проявляющийся в беседе учителя с классом.

Ход урока

I. Организационный момент (3 мин.):приветствие учителя, который отмечает отсутствующих; знакомит с целями, задачами и ходом интегрированного урока словесности.

II. Повторение предыдущего материала (проверка домашнего задания) (25 мин.):

Слово учителя о том, что образ Демона восходит из библейской традиции, где Демон – это падший ангел, дух мятежный, восставший против Бога. За это Всевышний низвергает Демона в ад.

На дом было задано перечитать поэму М. Ю. Лермонтова «Демон», выучить наизусть и проанализировать стихотворения А. Блока «Демон» (1910 г.) и «Демон» (1916 г.)

Учитель проводит фронтальный опрос, нацеленный на воспроизведение ранее изученного материала по поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» (специфика темы демонизма и образа Демона в поэме):

Учитель. Охарактеризовать образ Демона, выявить его основные черты, особенности.

Ученики.

— Горд и независим: «… давно отверженный блуждая в пустыне мира без приюта», «гордый дух», «презрительным оком», «зарделся ревностию взгляд», «старинной ненависти яд», «сердце, полное гордыни».

— Сила духа: «Я царь познанья и свободы, / Я враг небес, я зло природы, / и, видишь, - я у ног твоих!»

— Страдания и тоска: «Тоску любви, ее волненье / Постигнул Демон в первый раз»; «И, чудо! Из померкших глаз / Слеза тяжелая катится»; «Трепет ожиданья»; «Страх неизвестности немой».

— Страстные мечты: «Мечты о прежнем счастье…»; «в нем чувство вдруг заговорило…»; «Тебя я, вольный сын Эфира, / Возьму в надзвездные края; / И будешь ты царицей мира…»

— Мятежные порывы: «И входит он, любить готовый, / С душой открытой для добра, / И мыслит он, что жизни новой / Пришла желанная пора»; «Хочу я с небом примириться, / Хочу любить, хочу молиться, / Хочу я веровать добру»; «Я дам тебе все, все земное – Люби меня!..»

— Романтическая ненависть к несправедливому и прозаическому порядку жизни: «Что люди? Что их жизнь и труд? / Они прошли, они пройдут…»; «Смотреть на землю будешь ты, / Где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты, / Где преступленья лишь до казни, / Где страсти мелкой только жить; / Где не умеют без боязни / Ни ненавидеть, ни любить…»

— Зол, но в то же время тяготится своим демонизмом. «Печальный Демон»; «Он сеял зло без наслажденья»; «зло наскучило ему»; «Но злобы мрачные забавы недолго нравилися мне»; «Я отрекся от старой мести, / Я отрекся от гордых дум».

Учитель. Назвать основные мотивы поэмы. Характерны ли эти мотивы для всей философской лирики М. Ю. Лермонтова?

Ученики. Основные мотивы поэмы характерны для философской лирики М. Ю. Лермонтова:

— мотив одиночества («Один среди людского шума», «Один я в тишине ночной», «Парус», «Узник», «Утес», «Выхожу один я на дорогу» и др.)

— мотив смерти («Смерть», «Эпитафия» и др.)

— мотив мятежного порыва («Желание», «Я жить хочу, хочу печали» и др.)

— мотив Кавказа («Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» и др.)

— мотив неприятия действительности, неправильного устройства мира («Как часто, пестрою толпою окружен», «Дума», «Мой демон» и др.)

Учитель. Выделить основные изобразительно-выразительные средства, используемые автором при создании образа Демона.

Ученики.

— эпитет: печальный, отверженный, гордый, жаркими (устами), могучий (взор), злобным (взглядом), могильным (хладом), надменный, побежденный, (дух) беспокойный, (дух) порочный.

— метафора: «немой души его пустыню».

— сравнение: о своей отверженности Демон говорит: «… так поврежденная ладья / Без парусов и без руля / Плывет, не зная назначенья; / Так ранней утренней порой / Отрывок тучи громовой, / В лазурной тишине чернея, / Один, нигде пристать не смея, / Летит без цели и следа, / Бог весть откуда и куда!»; «Он сверкал, неотразимый, как кинжал»; «Он был могущ, как вихорь шумный, / Блистал, как молнии струя».

Все эти и некоторые другие тропы направлены на создание образа Демона, могучего, всесильного, гордого бунтаря, но в то же время уставшего от своего одиночества, своей доли, своего зла.

Учитель. Каково значение поэмы «Демон» для творчества М. Ю. Лермонтова и какое место поэма занимает в отечественном литературном процессе?

Ученики. Поэма «Демон» - важнейшая поэма М. Ю. Лермонтова. Работа над ней велась автором в продолжение всей его сознательной жизни – с 1829 по 1841 год. За это время произведение претерпело восемь редакций.

Демон – это главный образ всего поэтического и философского мира Лермонтова, а не одна поэма; он прямо или косвенно, так или иначе проявляется почти во всех поэмах, драмах, во многих лирических стихотворениях, даже в прозе Лермонтова.

Позже эта поэма с ее центральным образом окажет огромное влияние на жизнь и творчество выдающихся художников М. Врубеля и поэта А. Блока.

Наши рекомендации