Урок истории в 3-м классе по теме

"Петр I. Образование Санкт-Петербурга"

Структура урока

1.Петр I и его реформы

2. 3класс

3. Комбинированный урок

4. Урок-беседа

5. Цель урока:

- познакомить уч-ся с историческими преобразованиями в стране во времена правления Петра - показать заслуги, за которые народ прозвал Петра Великим;
- пополнять словарный запас учащихся, развивать устную речь, развивать познавательную активность, повышать интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать интерес к истории родного государства.

6. Задачи урока:

- образовательная - приобретение исторических знаний:

- развивающая – продемонстрировать как вести работу с картой, на примере заданий обучить учащихся элементам анализа;

- воспитательная – формирование социализации,

7. Средства обучения: картина В.А.Серова «Петр Первый на набережной Невы»; мультимедийное сопровождение (слайды с иллюстрациями из истории правления Петра Первого); музыка Свиридова «Время, вперед»; историческая карта времен XVIII века; изображение флага России и герба Санкт – Петербурга; набор иллюстраций одежды XVIII в., города Санкт – Петербурга.

План урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. Момент. (3мин) Приветствие. Чтение стихотворения. Рано утром я встаю, Землю я благодарю. Солнцу, ветру улыбаюсь, И, при этом не стесняясь, Слово «здравствуй» говорю. С кем встречаюсь поутру, Всем здоровья я желаю, Никого не обижаю. Хватит места на Земле Людям всем, животным, мне. Чтоб Земля моя цвела, Я желаю всем ДОБРА!   Приветствие. Чтение стихотворения
Проверка домашнего задания. (5мин) Фронтальный опрос домашнего задания. На доске написаны имена исторических деятелей: Иван, Дмитрий, Невский, Мудрый, Ярослав, Грозный, Александр, Донской, Иван, Калита. Ребята, должны соединить имя исторической личности с данным ему прозвищем. Объяснить, почему их так называли?(Ученик выходит к доске и соединяет, остальные учащиеся их аргументируют):Александр Невский Ярослав Мудрый Иван Грозный Дмитрий Донской Иван Калит. Учитель делает вывод: Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.   Работа с доской, именами исторических деятелей.
Переход к изучению нового материала. (2мин) Рассказ о Петре I. Петр I родился 30 мая 1672 г. Рос он умным мальчиком. Рано научился читать. В детстве особенно нравились книжки с картинками, рассказывающие об истории России и всего мира. Петр Первый в совершенстве знал 14 ремесел. Безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Он был очень высокого роста. Фигура его всегда была приметна для окружающих. Вскоре он становится самостоятельным правителем страны. В 1697 г. Петр отправляется на несколько месяцев для обучения за границу. Он учился корабельному делу в Голландии и Англии. По прибытии в Россию учредил новый флаг, который вначале был военным, а затем стал государственным. Слушают, Смотрят изображения на доске.
Изучение нового материала. (5мин) Петровские реформы. Многие привычки европейцев Петру показались достойными подражания. Изменения государства он начал с изменения внешнего вида.(На экран выводится картинка с иллюстрациями одежды, которую носили до и во время правления Петра I). Работа в парах. Наблюдение.(У.):- Удобной ли была раньше одежда при ношении? - Что изменилось?- Что еще было изменено во внешнем виде? (У.):- Много ли наработаешь в кафтанах с длинными рукавами? – думал царь. Его раздражали и бороды. И вот на пиру в честь возвращения Петра из Голландии он взял ножницы и отрезал рукава от кафтана и бороды у нескольких уважаемых бояр. И издал указ об обязательном ношении короткого платья и запрещении бороды. Только крестьянам и священникам разрешалось иметь бороды.(слайд - внешний вид и одежда)   Работа в парах; доклад учащихся.  
Физ. Минутка. (2мин.) Демонстрирует учащимся упражнения. Буратино подтянулся, раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся! Видно ключик не нашел. Чтобы ключик отыскать, надо на носочки встать! Ученики подтягиваются Повторение за деятельностью учителя.
Продолжение работы. (6мин.) Опрос. Учитель прослушивает с другими учениками, доклады подготовленные дома. Работа с докладами.
Работа по учебнику (3мин) Учитель дает одному из учеников прочитать отрывок из учебника, остальные следят. Далее вызывает к доске другого ученика. С учеником чертят ленту времени, отмечают 2 даты (год постройки Петербурга, и сегодняшний год), ученик считает, сколько времени прошло с этой даты до нашего времени. Остальные учащиеся записывают это все в тетрадь. Ученик читает отрывок учебника и отвечает на вопрос, чертят ленту времени
Работа с кроссвордом. (5мин) Работа с мультимедиа. Фронтальный опрос. На мультимедийной доске появляется кроссворд, учитель задает вопросы: 1 Место на берегу для постройки и починки судов. 2Средство массовой информации, которое впервые появилось при Петре I. 3 Встречи или собрания, на которых принимали участие мужчины и женщины. 4 Страна, флаг которой стал прообразом Российского флота. 5Человек, служивший в регулярной армии всю жизнь. 6 Титул, который был принят царем в 1721 г. Ученики поочередно отвечают на эти вопросы. Отвечают на вопросы.
Работа с картой. (4мин.) Демонстрирует карту. Один из учеников вызывается к доске и отвечает на вопросы, показывая на карте. Остальные помогают. Рассматривают карту. Выполняют задания по карте. 1.покажите город основанный Петром 2.покажите крупные города 3.покажите границы Российской империи 4.покажите где происходили крестьянские волнения
Путешествие во времени. (3мин.) Читает рассказ и демонстрирует картину: (У.): -А сейчас мы совершим мысленное путешествие на воображаемой машине времени во времена Петра I. (Звучит музыка Свиридова «Время, вперед»). Рассматривание картины. Рассказ учителя. Статный, крепко сложенный физически человек на первом плане - Петр. Идет быстро, стремительно. При ходьбе широко размахивает руками. Его спутники едва поспевают за ним и вынуждены бежать вприпрыжку. Куда торопится Великий царь, что за мостовая, на которой запечатлено это действие? Это строительство нового города, который создается по личному распоряжению царя. После прослушанного рассказа, учитель задает вопросы по картине.   Слушают рас сказ. Рассматривают картину. Отвечают на вопросы.
Обобщение изученного материала. (2мин.) Фронтальный опрос. Учитель задает обобщающие вопросы по теме: (У.)- Порассуждайте, почему ПетрI провел в России преобразования?- Могут ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? Ученики все вместе работают.   Ответы на вопросы
Итог урока. (5мин.) Показывает памятник. Задает домашнее задание. (У.): - Благодарные потомки в память о Великом государе Петре I воздвигли монументальный памятник, который установлен в городе Санкт- Петербурге на площади Декабристов. Д/з: стр. 122, беседа 21 ( М.В. Ломоносов), ответить на первый вопрос в конце беседы. Рассматривают памятники. Записывают домашнее задание.


Наши рекомендации