Сформулированы ли задачи четко и ясно?

4. Охватывают ли задачи все аспекты программы?

5. Если все задачи будут выполнены, будет ли достигнута цель программы?

Актуальность и новизна:

1. Существует ли общественная потребность во внедрении данной программы?

2. Была ли проведена оценка необходимости данной программы?

3. Были ли обсуждены методы и результаты проведенного исследования?

4. Были ли полученные результаты использованы при составлении программы?

5. Является ли предлагаемая программа принципиально новой?

6. В чем заключаются преимущества данной программы перед аналогичными?

Сведения об учащихся:

1. Дана ли исчерпывающая характеристика учащимся?

2. Учтен ли уровень их культурного развития?

3. Указана ли необходимая предварительная подготовка учащихся?

4. Какие варианты предлагаются учащимся, которые не имеют данной подготовки?

5. Какие возможности открываются перед учащимися, которые уже выполнили все задачи программы?

Содержание курса:

1. Соответствует ли содержание целям и задачам программы?

2. Согласовано ли оно с образовательными стандартами?

3. Учтены ли при отборе содержания принципы дидактики?

4. Является ли содержание последовательным?

5. Будет ли оно интересным для учащихся?

6. Указаны ли различные уровни усвоения учебного материала?

7. Указана ли литература для учащихся и для педагогов?

8. Приведен ли словарь изучаемых понятий и терминов?

Связь с другими предметами:

1. Каким образом предлагаемая программа связана с другими элементами учебно-воспитательного процесса?

2. Четко ли установлено соотношение между предлагаемой программой, с одной стороны, и предыдущими и последующими курсами, с другой?

3. Указаны ли межпредметные связи?

Методика обучения:

1. Согласована ли она с содержанием обучения?

2. Удовлетворяет ли она потребностям учащихся?

3. Соответствует ли она целям и задачам программы?

4. Обеспечивает ли она прогресс в развитии учащихся?

5. Является ли методика обучения интересной и разнообразной?

6. Разработаны ли индивидуальные подходы к учащимся с разными возможностями?

7. Разработаны ли индивидуальные и коллективные методы обучения?

8. Как осуществляется обратная связь в данной программе?

9. Учтена ли возможность быстрого изменения программы в случае необходимости?

Оценка достижений учащихся:

1. Была ли предложена методика оценки выполнения каждой задачи программы?

2. Насколько эффективна эта методика?

3. Четко ли сформулированы требования к учащимся?

4. Насколько эти требования соответствуют существующим образовательным стандартам?

5. Смогут ли учащиеся самостоятельно оценить свои достижения?

6. Четко ли сформулированы критерии оценок?

7. Соответствует ли система оценок цели программы?

Учет необходимых ресурсов:

1. Дано ли описание, какой материал необходим для данного курса?

2. Доступен ли он для педагога? Даны ли рекомендации для его применения в классе (в творческом объединении)?

3. Определена ли необходимость квалификации учителя?

4. Указаны ли роли родителей, школьной администрации, приглашенных лиц?

5. Сделан ли детальный расчет необходимого времени?

6. Подсчитан ли бюджет программы?

Предварительное изучение эффективности программы:

1. Была ли проведена апробация данной программы?

2. Были ли обсуждены ее результаты, кто выполнял роль экспертов?

Оценка эффективности программы:

1. Есть ли в программе четкое описание ожидаемых педагогических результатов?

2. Были ли предложены критерии для оценки всех аспектов программы?

3. Был ли разработан педагогический эксперимент по оценке эффективности программы?

4. Была ли предложена методика проведения педагогического эксперимента?

5. Было ли проведено это исследование?

6. Были ли обсуждены результаты эксперимента?

7. Все ли учащиеся выполнили требования программы?

8. Какие имеются предложения по повышению эффективности программы?

ПРОГРАММА «УРОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ШКОЛЕ»

О.М. Комарова, педагог дополнительного

образования МОУ СОШ №2

Пояснительная записка

В основе содержания и структуры предлагаемой программы «Уроки музыкального фольклора в школе» лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент музыкального образования школьников первой ступени.

Под музыкально-фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора как искусство народного пения. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.

В соответствии с этим целью программы является формирование учащегося, способного к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Задачи программыопределены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:

1) формирование представлений о фольклоре как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

2) осмысление музыкального фольклора как особой формы освоения культурной традиции;

3) формирование основных эстетических и теоретико-музыкальных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки фольклорных произведений;

4) формирование системы музыкально-фольклорных понятий, составляющих этико-эстетический компонент народного искусства;

5) формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям.

Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.

Базовые теоретико-музыкально-фольклорные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-музыкально-фольклорная проблема – базовое понятие.

1 класс – жанры музыкального фольклора

2 класс – театр народных песен

3 класс – календарные обряды

4 класс – семейные обряды

Система теоретико-фольклорного понятий - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культуры школьника. Это не значит, что фольклорное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал.

Детский фольклор для школьника - основа предлагаемого репертуара, так как он наиболее близок и понятен детям. Жанры детского фольклора равно как полезны, так и доступны. Вместе с тем всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию на исполнителя и на культурную традицию. Поэтому выведение базовых теоретико-музыкально-фольклорных понятий в качестве структурных кажется не только возможным, но и обязательным: именно они обеспечивают музыкально-фольклорное образование.

Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы фольклорных уроков определяются тремя составляющими:

1) спецификой фольклорного материала и метода фольклорных творчеств;

2) педагогическими (образовательными) задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых учителем знаний, разучивания и исполнение песен, слушание музыки;

3) возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.

Для большей наглядности уроков используются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен.

Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучения детей музыкальному фольклору – это его синкретизм, соединение в нем напева слова и движения, которые определяют три основных вида творческой деятельности:

· импровизацию поэтического текста;

· импровизацию движений и пластике танца и играх;

· варьирование и импровизацию музыкального текста.

Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Сегодня песенный фольклор должен рассматриваться и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство массового нравственного эстетического воспитания.

Актуальным является интернациональное воспитание, поэтому в программу включены фольклорные произведения народов Севера. При изучении русского и национального фольклора школьники должны прийти к выводу, что каждый народ – это ветви одного дерева.

Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю тем, что музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей, включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования. Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен.

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Общее количество часов – 136 (34 часа – каждый год обучения). Режим занятий – 1 час в неделю.

В первом классе формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалах народного творчества потешного фольклора. У детей развивается умение петь в унисон, так как детский народный хор – это унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое и метроритмичное слияние голосов.

Во втором классе особое внимание уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного интонирования. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях. Приобретается навыки «разыгрывания» простейших композиций из песен. Развивается коллективные и индивидуальные формы исполнения. У детей расширяется голосовой диапазон вверх и вниз.

В третьем классе расширяется круг знаний об календарных обрядах и песенных жанрах обрядового фольклора. Инновационной практикой в этом классе в программе являются обрядовые жнивные и игровые песни. Активизируется коллективные и индивидуальные формы исполнения песен. Развивается подвижность голоса. Особое внимание уделяется двухголосному пению.

В четвертом классе дается общее понятие о «народной педагогике», об отражении в песенном фольклоре всех сторон народного бытия. Инновационная деятельность заключается в введении в содержание программы семейных обрядов. В центре внимания – поэтический строй русский народных песен: яркость и конкретность художественных образов. У детей закрепляются навыки кантиленного пения и ценного дыхания, совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительной деятельности.

Начиная со 2-го класса, в программе выделяются часы на индивидуальную работу. Для индивидуальной работы выбираются одаренные дети, а так же дети, имеющие скрытый музыкально-фольклорный потенциал – творческие склонности и интересы.

Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по освоению песенного фольклора согласно данной программе.

Музыкально-фольклорное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Программа «Уроки музыкального фольклора» может преподаваться как самостоятельно, так и в курсе изучения мировой художественной культуры школы 1 ступени.

Критериями успешности является результативность участия школьников в общешкольных, городских, окружных, региональных и всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах.

Содержание программы

Первый год обучения

«Потешный фольклор» (34 часа)

Наши рекомендации