Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Подготовительная группа
Юрга 2012
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п | Раздел | стр |
Технология диагностической работы | ||
Структура диагностического журнала и организация проведения диагностического обследования | ||
Направление педагогической работы «Физическое развитие» Образовательная область «Здоровье» | ||
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» | ||
«Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании» | ||
Направление педагогической работы «Социально – личностное развитие» | ||
Образовательная область «Социализация» | ||
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» | ||
«Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношение со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным» | ||
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу | ||
Образовательная область «Труд» | ||
«Развитие трудовой деятельности» | ||
Образовательная область «Безопасность» | ||
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности» | ||
Направление педагогической работы «Познавательно – речевое развитие» | ||
Образовательная область «Познание» | ||
«Сенсорное развитие» | ||
«Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности» | ||
«Формирование элементарных математических представлений» | ||
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение» | ||
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: ознакомление с природой» | ||
Образовательная область «Коммуникация» | ||
«Развитие свободного общения со взрослыми и детьми» | ||
«Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи» | ||
Образовательная область «Чтение художественной литературы» | ||
«Формирование интереса и потребности в чтении» | ||
Направление педагогической работы «Художественно – эстетическое развитие» | ||
Образовательная область «Художественное творчество» | ||
«Развитие продуктивной деятельности: рисование» | ||
«Развитие продуктивной деятельности: лепка» | ||
«Развитие продуктивной деятельности: аппликация» | ||
Образовательная область «Музыка» | ||
«Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству». | ||
Литература |
ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Обоснование
Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенции.
Диагностический журнал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
В основе данной концепции лежит принцип личностно-деятельностного подхода, который раскрывает следующую идею. Смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специфически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формируются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.
В основу разработки диагностического журнала были положены теоретические идеи А. В. Запорожца, О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, Д. Б. Эльконина:
1. Развитие ребенка осуществляется в его деятельности, которая является формой активного отношения человека к окружающему. От особенностей стимулирования детской деятельности зависят достижения в физическом и психическом развитии. Амплификация (обогащение) развития происходит на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
2. Реализация возможностей дошкольного возраста предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается с помощью использования особых средств. Основное направление дошкольного образования определяется как развитие ребенка через его осмысленное обращение к построению новых, культурных способов взаимодействия с действительностью.
3. Подлинное развитие характеризуется не просто механическим овладением новыми действиями с предметами, достижением определенных результатов, а прежде всего самоосознанием и овладением новым способом предметных действий с опорой на функциональное назначение предмета, выработанным произвольным его построением и использованием; а значит, подлинное развитие предполагает особую гибкость в организации условий такого процесса.
4. Каждый из видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами и оказывает специфическое влияние на психическое развитие ребенка, способствует познанию ребенком своих сил и возможностей.
5. Образовательный процесс есть не что иное как особый целостный процесс совокупной коллективной деятельности педагога и детей. В процессе такой деятельности дети под целенаправленным руководством педагога активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры (знание, мораль, искусство, труд), созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств. Таким образом, происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие способностей.