Методы управления редакцией. Какие организационные методы управления редакцией вы знаете?

В распоряжении руководителей редакции имеются различные методы управления ее коллективом. Под методом мы понимаем в данном случае способ воздействия на коллектив и его членов с целью достижения определенных целей. В практике социального управления применяют множество различных методов, классифицируемых по разным основаниям: политические, экономические, правовые, психологические и др. Для нас представляют интерес четыре вида методов управления: правовые, экономические, психологические и организационные (их называют также административными).

Основой правовых методов управления редакцией являются Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон о средствах массовой информации, принятый 27 октября 1991 г. В соответствии с этими документами руководители редакции контролируют деятельность всех ее сотрудников, не допуская нарушений правовых норм в публикациях периодического издания. Эти нормы являются правовым основанием и трудовых, производственных отношений внутри редакционного коллектива. При нарушении этих норм главный редактор имеет право использовать по отношению к виновному все предусмотренные законом меры взыскания вплоть до его увольнения.

Руководители редакции, журналисты и коммерческие сотрудники нередко сталкиваются с вопросами, для ответа на которые необходимы солидные правовые знания. В крупных редакциях они могут обратиться к штатному юристу, советы которого помогут им найти правильное решение. Редакции небольшого местного издания приходится искать такого правоведа среди активистов газеты.

Правовые методы управления органично связаны с политическими методами. Политика, проводимая государством, его властными структурами на всех уровнях – президентом и его администрацией, Государственной и местными думами, губернаторами и т.д., – приводит к принятию решений, формулируемых в законах, указах и других документах, регулирующих процессы, происходящие в различных областях жизни общества. В том числе в законах и подзаконных актах, относящихся к СМИ. На редакционном уровне это активно влияет на формирование информационной политики газеты и использование главным редактором политических методов управления коллективом – утверждением планов его работы, изданием приказов, распоряжений, обращением к иным формам решений, обязательным для всех работников редакции.С вхождением наших средств массовой информации в информационный рынок все большее значение в управлении редакцией периодического издания получают экономические методы. В руках руководителя они оказались мощным рычагом воздействия на работу каждого сотрудника редакции и всего коллектива в целом. Они дают главному редактору широкие возможности финансового воздействия на сотрудника редакции, например, путем перевода журналиста на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» должностного оклада. Еще больший эффект дает регулирование размеров гонорара, который можно изменять в зависимости от качества материала, написанного журналистом, и трудоемкости процесса его подготовки. В соответствии с работой журналиста – его инициативностью, мастерством, эффективностью выступлений и т.д. – можно изменять частоту его публикаций, тем самым регулируя размеры его гонорара и стимулируя лучшую организацию его труда. И наоборот, при серьезной ошибке, допущенной журналистом, лишая его премии, которую в редакциях некоторых крупных изданий регулярно добавляют к окладу творческого работника.

Экономические методы управления редакцией связаны с использованием и других форм материального и финансового поощрения сотрудников, о которых мы расскажем ниже. К ним могут обращаться не только руководители редакции – главный редактор и ответственный секретарь, но и руководители подразделений коллектива – творческих отделов и др., например, регулируя частоту публикации материалов своих журналистов.

Эффективность руководства редакцией в немалой степени зависит и от использования психологических методов управления. Это предполагает необходимость учета руководителем особенностей характера и психологии его подчиненного. Обычно для редакции характернаразносоставность ее коллектива. В нем объединяются люди разного возраста, жизненного и профессионального опыта, разных способностей, возможностей, знаний и интересов. Общим для них является стремление к творческому труду и к поддержанию известности и авторитета издания, в редакции которого они работают. Каждый из них стремится найти в ее коллективе свое место – должность, на которой работник мог бы полностью раскрыть свои способности, получить от работы наибольшее удовлетворение – творческое и материальное, заслужить уважение коллег и своих руководителей. Помочь ему найти это место – одна из целей руководителя редакции. Ему приходится быть психологом, стремясь оптимизировать структуру и состав коллектива, он учитывает особенности характера, возможности каждого сотрудника.Важнейшее значение для обеспечения оптимальной организации труда в редакции имеют организационные (административные) методы управления. К ним относятся: моделирование периодического издания и работы его редакции, планирование ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование, контроль и проверка исполнения.



  1. Что можно и нужно моделировать в газетной редакции и ее деятельности?

Модель структуры редакции создают в виде оргасхемы – чертежа, воспроизводящего все элементы редакционного коллектива, все его подразделения. Это позволяет указать связи между элементами редакционной системы, их субординацию – подчиненность и координацию, направление потоков информации, циркулирующей в коллективе. На оргасхеме можно показать изменения структуры редакции, ее развитие, обозначая новые подразделения и их место в коллективе.

С помощью оргасхемы контролируют контакты всех компонентов редакции, предотвращают дублирование и параллелизм в процессе управления, устанавливают между подразделениями коллектива самые рациональные – прямые и короткие – линии связей. Оргасхема удобна и тем, что допускает любую степень детализации – вплоть до обозначения на ней места и связей конкретных работников – журналистов, технических и коммерческих сотрудников.

Модель структуры редакции может получить и форму описания, в котором фиксируется место каждого подразделения, его роль и обязанности. Такое описание нередко составляет часть памятки или положения об обязанностях сотрудников. Оптимальный вариант модели структуры редакции – соединение оргасхемы с приложенным к ней описанием-комментарием всех ее элементов.

Моделирование работы коллектива имеет важнейшее значение для его руководителей, прежде всего для ответственного секретаря, так как открывает возможности, с одной стороны, точно определять конкретные задачи любого отдела или службы редакции, его роль в подготовке как очередного, так и последующих номеров издания, и, с другой – осуществлять повседневный контроль выполнения этих задач.

Моделировать можно все основные этапы подготовки и выпуска номера. Особенно успешно поддаются моделированию те процессы редакционной деятельности, для которых характерна цикличность. Например, работа секретариата, отличающаяся повторением циклов производственно-творческих операций.

  1. Что такое сетевой график подготовки номеров газеты. Каковы его достоинства?

В некоторых редакциях моделируют подготовку периодического издания. Такая модель нередко имеет форму описания, в котором фиксируют этапы этого процесса, роль и обязанности каждого отдела и службы редакции. Еще чаще такая модель представляет собой так называемый сетевой график. В нем указывают основные параметры хода подготовки издания – его номеров и комплекта – недельного, месячного и т.д. А именно: дату – число и день публикации материалов номера, их характер – разделы и рубрики, в которых они должны быть помещены, жанры и объем будущих публикаций, отделы или журналистов, ответственных за их подготовку.

Такой график имеет форму сетки, в головке которой обычно указывают даты и дни выхода номеров, а в боковике – тематические рубрики и полосы номера. В квадратах, образуемых сеткой, обозначают отделы редакции (условными индексами), объем материалов, их жанры и т.д. В редакциях пользуются сетевыми графиками самой разнообразной формы и структуры, видоизменяя их и приспосабливая к нуждам и особенностям каждого коллектива.

Сетевой график позволяет управлять работой не только всей редакции, но и каждого ее творческого подразделения. Так моделируют работу любого отдела: график дает руководителю и журналистам представление об их задачах и обязанностях в подготовке очередного номера.

В некоторых редакциях секретариат моделирует процесс сдачи материалов в виде графика, устанавливающего очередность и время представления материалов отделами. Это позволяет предотвратить штурмовщину в подготовке номера, повысить качество работы над его материалами в секретариате.

Как правило, в редакциях газеты и других периодических изданий пользуются моделью процесса производства очередного номера в виде графика его выпуска. Такой график отражает выпуск номера по всем производственным операциям – от направления материалов в набор до окончания печатания тиража.

  1. Какие виды планов входят в систему редакционного планирования и каковы их особенности?

Немалую роль в этой системе могут играть специальные планы – тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др. Обычно эти планы и акции охватывают большой период и способствуют целеустремленности работы коллектива.

Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций. Несравненно конкретнее рабочие, особенно оперативные планы – недельный и отдельного номера. План отдела детализированноеобщередакционного плана. Как и недельный план редакции, он должен давать основу – информацию для реального задания журналисту, содержащего основные характеристики его будущего выступления.

Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных. Эти рубрики – остов, скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы.

Оперативность – не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на составление нового плана отделу и секретариату редакции дается весьма ограниченное время – всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено.

Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов. Без такого контроля большая часть плана может остаться на бумаге или в памяти компьютера. А руководство редакции, в частности ее секретариат, рискует лишиться информации, необходимой для обеспечения процесса непрерывного планирования работы коллектива.

С выходом средств массовой информации на информационный рынок в систему планирования деятельности газетной редакции вошел новый элемент – бизнес-план. Он определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы. Изучение бизнес-планирования редакционной деятельности предусмотрено программой курса экономики средств массовой информации.

  1. Основные направления функционирования газетной редакции.

Первая из этих особенностей – системность функционирования коллектива. Его звенья, элементы образуют систему, где все находится во взаимозависимости. Выход из строя или просто сбой какого-либо элемента – плохая работа одного из творческих отделов или технической службы – немедленно сказывается на деятельности всего коллектива, может привести к снижению уровня периодического издания. Ухудшается освещение одного из важных тематических направлений газеты – снижается ее популярность. Недочеты в организации работы корректорской или компьютерного центра быстро скажутся на подготовке и выпуске издания, могут привести к задержке подписания полос к печати, к срыву графика производства номера. Даже недостатки работы какого-либо одного журналиста или слишком долгое его отсутствие в редакции, например по болезни, отрицательно сказываются на деятельности всего коллектива. Чтобы не допустить нарушения ритма в выходе на газетные полосы рубрик, которые ведет этот журналист, руководству приходится оперативно принимать организационные меры: давать дополнительные задания другим сотрудникам, перестраивать план работы отдела и т.п. Нагрузка коллег этого журналиста возрастает. Чтобы обеспечить четкое функционирование редакционной системы, руководителям коллектива полезно предусмотреть возможность взаимозаменяемости сотрудников.

Для деятельности любой редакции характерна ритмичность. В связи с тем, что выпуск газеты производится с определенной периодичностью, через равные интервалы – день, неделю и т.п., работа редакционного коллектива проходит в определенном ритме. Ритмичность означает, во-первых, производство всех операций, связанных с подготовкой и выпуском периодического издания, в строгой, заранее обусловленной последовательности. Во-вторых, производство каждой операции в определенное время, к установленному сроку. И, наконец, в-третьих, повторяемость этих операций в определенный период, известный всему коллективу и прежде всего работникам, производящим данную операцию. Это означает, например, что журналисты отделов газетной редакции перед сдачей в секретариат материалов для очередного номера редактируют их, определяют объем и затем сдают к установленному сроку. В свою очередь работники секретариата готовят оригиналы к печати, макетируют полосы и – в соответствии с графиком выпуска номера – сдают материалы каждой страницы в набор и на верстку вместе с ее макетом.

Неизменный и ровный ритм — свидетельство четкой работы всего коллектива. Обеспечить его можно, лишь добившись ритмичной деятельности всех подразделений редакции. Забота о поддержании в коллективе делового ритма – важная обязанность его руководителей, прежде всего ответственного секретаря.

Одна из предпосылок и условий обеспечения такой ритмичности – моделирование работы коллектива. Модель работы редакции и каждого ее подразделения – в форме сетевого графика или описания – основа всех практических мероприятий, направленных на обеспечение ритмичности редакционной деятельности. В каждом коллективе – свой ритм работы. Он зависит от многих объективных и субъективных факторов – от периодичности выхода издания, его объема, величины редакции, профессионального мастерства ее сотрудников и др. Но, установив в коллективе определенный деловой ритм, надо его выдерживать.

Ритмичность редакционной деятельности непосредственно связана с ее цикличностью – третьей особенностью функционирования коллектива редакции.

Работа любой редакции образует четкие циклы. Они повторяют друг друга. Каждый из них обычно состоит из двух частей – подготовка номера и его выпуск. В свою очередь каждая из этих частей состоит из нескольких элементов. Так, в подготовку номера входят сбор информации, ее обработка, формирование номера. Процесс выпуска номера также расчленен на несколько основных, повторяющихся этапов. Подобная цикличность определяет всю жизнь редакции: на том или ином этапе цикла внимание журналистов и технических сотрудников последовательно сосредоточивается на очередной задаче – на сборе информации или ее обработке, на формировании номера или его выпуске. Следствием этого являются и определенные особенности организации труда работников редакции, связанные с необходимостью быстрого переключения внимания с одной частной цели на другую.

  1. Причины и цели формирования редакционного актива. Кто в него входит и как сотрудники газетной редакции работают с ним?

Ни одна газетная редакция не в состоянии решать стоящие перед ней задачи силами только своих штатных работников. Это относится не только к малой редакции небольшого местного издания, но и к редакциям крупных региональных – республиканских или областных – и даже столичных газет. Руководитель редакции вынужден искать поддержки вне границ ее коллектива на многих направлениях его деятельности. Такую поддержку он находит, формируя редакционный актив.

Кто же входит в этот актив? Как он складывается? Какова его структура?Основа редакционного актива – аудитория периодического издания, читатели газеты. Их связь с газетой или другим изданием весьма различна по ее формам и характеру. От простой привязанности к «своей» газете, от привычки и постоянства в ее чтении, к посылке в редакцию отклика на ее выступление и до установления с ее сотрудниками более или менее постоянных контактов и информирования их о том, что происходит в поле зрения такого читателя. Отсюда уже путь к корреспондированию в редакцию, получению заданий, к превращению читателя в нештатного корреспондента газеты.Обычно актив редакции состоит из нескольких частей. В него входят информаторы, живущие в различных городах и других населенных пунктах региона распространения газеты, работники различных муниципальных и других властных структур, крупных предприятий, фирм и компаний, институтов и школ. Сами они, как правило, в газете не выступают, а лишь сообщают журналистам – по телефону, при личной встрече или письмом – о событиях, которые могут представить интерес для редакции. Информатор может передать журналисту свежие или закрытые данные, которые можно будет использовать в выступлениях газеты. Окружающие его люди нередко и не знают о его связях с газетой. Но ее редакция должна стимулировать его, используя методы материального и морального поощрения.В актив редакции входят и консультанты. Это специалисты – ученые, экономисты, инженеры и другие люди, компетентные в какой-либо области знания или практической деятельности. Их немного, но к каждому из них руководитель редакции или ее журналист может обратиться за советом, консультацией, с просьбой высказать свое мнение о целесообразности публикации материала, пришедшего в газету самотеком. Или предложить выступить в газете, где идет обсуждение актуальной сложной проблемы.Важнейшую часть актива составляют внередакционные авторы. Это люди с достаточно высоким уровнем образования, умеющие грамотно выражать свои мысли и стремящиеся к общению с газетой, которую постоянно читают. Они готовы прислать в редакцию свои отклики на выступления газеты, поделиться своими соображениями о событии или ситуации, рассказать о встрече с интересным человеком. Лучшим средством «приручить» автора является публикация его письма или заказного материала. Ободренный первым успехом, начинающий автор непременно продолжит корреспондировать в газету. И конечно, он почувствует, сколь внимателен и доброжелателен к нему журналист редакции, поддерживающий с ним контакты.Реальную пользу от деятельности авторского актива редакция ощутит, лишь укрепляя связи с ним. Это требует немалого времени и сил, постоянной работы сотрудников редакции с внередакционными авторами. Каждый из них – личность и требует индивидуального подхода. Если журналист прекратит регулярные контакты с ним, он воспримет этот факт как свидетельство того, что редакция не заинтересована в его поддержке газеты, и она потеряет своего сторонника и друга.В редакционный актив, наконец, входят и нештатные профессиональные журналисты, выступающие на страницах газеты. С некоторыми из них руководитель редакции заключает контракт, поручая им подготовку материалов на определенную тему или ведение тематической рубрики в газете. В таком случае они фактически становятся членами трудового коллектива редакции, формально оставаясь вне его рамок. Они связаны с определенным отделом редакции, работают по его плану и получают компенсацию за работу в форме гонораров за свои публикации.Вопросы, связанные с формированием и укреплением редакционного актива, заботят не только главного редактора газеты, но и каждого журналиста редакции. В конечном счете, именно журналист, группируя вокруг себя своих информаторов и потенциальных авторов, участвует в создании редакционного актива.Величину этого актива и его состав надо регулировать. Искать и отбирать надежных людей, обладающих знаниями, опытом, возможностями получения ценной информации и её передачи редакции. И руководить ими, разъяснять, как и чем они могут помочь своей газете.

  1. Работа редакции с письмами читателей.

Чем больше писем читателей приходит в редакцию, тем меньшую их часть могут публиковать на газетных полосах. Однако сотрудники редакции располагают широкими возможностями использования информации, содержащейся в неопубликованных письмах. Их будут цитировать в статьях журналисты, они могут стать поводом для творческих командировок, материалом для анализа особенностей общественного мнения и т.д. Эффективным методом работы с редакционной почтой является подготовка и публикация общих и тематических обзоров писем – концентрации мнений авторов откликов на публикации газеты или на события, происходящие в жизни общества.

Отказ от этого опыта, от публикации писем читателей и других форм использования редакционной почты, как показала недавняя практика редакций некоторых газет, приводит к самым отрицательным последствиям – потери связей журналистов с читательской аудиторией, ухудшению имиджа издания, понижению его уровня и, в конечном счете, к ослаблению его экономической базы.Конечно, работа с письмами читателей требует от сотрудников редакции времени и сил, терпения и достаточно высокого уровня профессионального мастерства, но польза от нее окупает все издержки. К тому же со временем возникли новые формы работы с редакционной почтой, раскрывающие неизвестные ранее возможности ее использования в периодических изданиях.Количество обычных, бумажных писем, приходящих в редакции, по ряду причин – экономических, психологических и др. – уменьшилось, но возникли новые виды почты, связанные с использованием новых технологий. Читатели стали активно использовать телефон как средство общения с газетой и ее журналистами. Опыт «Комсомольской правды», первой организовавшей «горячую линию» и пригласившей к редакционному телефону известных государственных деятелей, был быстро подхвачен редакциями многих газет и журналов. В «Известиях» стали еженедельно проводить телефонные встречи руководителей газеты и гостей редакции – политиков, экономистов, писателей, артистов – с читателями. В очередном субботнем номере газеты публиковали отчет о такой встрече – вопросы и ответы на них. Читатели «Вечерней Москвы» могли позвонить в редакцию по определенному номеру телефона и задать журналисту волновавшие их вопросы. Газета печатала затем ответы на самые важные из них.Еще более широкие возможности использования писем читателей открылись с возникновением Интернета. Создав на Интернете свой сайт, редакция еженедельника «Московские новости» не только предоставила пользователям Всемирной сети возможность знакомиться с электронной версией своего издания, но и нашла новые пути для общения с читателями, выяснения их реакции на публикации своих авторов. В каждом номере еженедельника публикуется полоса «Обратная связь», где помещают отклики читателей на его материалы. Некоторые статьи еженедельника вызывают 3–3,5 тыс. откликов-посещений сайта «МН» читателями. Самые интересные из них печатают на этой полосе.Работа с письмами непосредственно связана с массовой работой редакции. В каждом редакционном коллективе целесообразно продумать свою систему различных форм и методов использования писем читателей – как публикуемых, так и непубликуемых, в соответствии с возможностями редакции и спецификой периодического издания.

  1. Виды редакционных акций и кампаний.

Кроме известных нам методов руководства и управления редакционным коллективом, применяются различные формы организации редакционной деятельности. Их общей основой является кооперирование, объединение усилий нескольких журналистов или подразделений редакции.

Это объединение происходит, прежде всего, в процессе планирования работы коллектива, постановки задач его творческих отделов, технических и коммерческих служб и последующего определения индивидуальных заданий журналистов и других сотрудников редакции.В ходе управления коллективом используют также разные виды редакционной акции. Под нею понимают коллективные действия нескольких журналистов или творческих подразделений редакции, направленные на достижение единой достаточно крупной цели. Такие акции могут иметь общий или частный характер. В последнем случае цель акции – проведение какого-либо организационного мероприятия. Примером может служить написание отчета о праздничной демонстрации, репортажа о народном гулянии или о спортивных состязаниях на очередной олимпиаде. Как правило, такие отчеты и репортажи готовит группа в составе нескольких репортеров.Для проведения редакционной акции могут объединяться и два-три журналиста. Так, редакция газеты «Труд» нередко направляла спецкора туда, где работал собкор газеты, с заданием вместе написать критическую корреспонденцию или проблемную статью. А в редакции «Известий» практиковали объединение нескольких собкоров, работавших в соседних регионах. Они коллективно готовили масштабное выступление на темы экономики или морали.Частные акции помогают организовать работу лишь нескольких журналистов или небольшого подразделения редакции. Распространенная форма такой акции – подготовка тематической или целевой полосы журналистами творческого отдела. Несравненно большее значение имеют общие акции. Нередко они определяют деятельность всего коллектива или большей его части. В их ходе перед редакцией встают крупные задачи. К таким акциям относятся кампания и обсуждение.

Кампания– это комплекс публикаций и организационных мероприятий редакции, посвященных одной общезначимой проблеме или актуальной теме. Цель кампании – вовлечение масс читателей в решение этой проблемы или в обсуждение этой темы. Это важнейшая форма коллективной акции в любой редакции. Одновременно это один из главных методов организации деятельности редакции и вместе с тем организации материалов в периодическом издании. Редакция всегда ведет какую-либо кампанию, а нередко и несколько одновременно: одну – главную, другую – на втором, не столь важном направлении. Значение кампании связано, в частности, с тем, что правильное ее ведение обеспечивает целеустремленность периодического издания и работы всего редакционного коллектива.

Кампания охватывает длительный период – от нескольких недель до нескольких месяцев и дольше. Тип, характер и длительность кампании определяются ее целью. Политические газетные кампании, связанные с важными событиями в политической жизни страны и общества – выборами президента, депутатов Государственной Думы или мэра крупного города, обычно продолжаются длительное время. Столь же продолжительной может быть и экономическая кампания, посвященная, например, изменению налоговой системы в стране. Но сезонная кампания, связанная, например, с проведением очередных сельскохозяйственных работ – севом или уборкой урожая, ограничивается их началом и окончанием.Поскольку проведение кампании определяет деятельность всей редакции или значительной ее части, в подготовку, планирование, организацию и подведение итогов этого мероприятия включается все руководство коллектива. В редакции создается группа, разрабатывающая план кампании, определяющая её этапы, время и характер кульминации, формы завершения, предлагающая рубрику кампании и, главное, роль разных отделов и других подразделений коллектива в ее проведении. Редколлегия или редакторат обсуждает этот план и затем контролирует его реализацию.

Другая форма масштабной редакционной акции – обсуждение.Оно имеет много общего с кампанией. Оно также может продолжаться длительное время. Поводом для него обычно служит обнародование какого-либо важного законопроекта или другого документа. Оно дает возможность выяснить отношение читательской аудитории печатного издания к новому проекту и повлиять на формирование общественного мнения. Часто такое обсуждение проводится в ходе газетной кампании, составляет ее неотъемлемую часть. И все же они различаются своими целями: если у кампании это постановка актуальной проблемы, поиск путей и средств ее решения, то цель обсуждения – выяснение и формирование общественного мнения.

Эффективность кампании или обсуждения повышается, если в их проведение включаются несколько редакций различных средств массовой информации – газет, телевидения и радио. Обычно их руководители согласовывают план своих действий и ведут такую совместную кампанию к достижению общей цели.

  1. По каким признакам-основаниям различаются публикации газетного номера?

Публикации номера периодического издания образуют систему, все элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они различаются по их основным признакам – основаниям. Одно из таких оснований – источник информации, место, где она подготовлена. В зависимости от этого вся информация, включаемая в номер, делится на две части. Большая ее часть создается в самой редакции, ее журналистами. Это редакционная журналистская информация. Другая часть – внередакционная информация – создается государственными и общественными органами и организациями, информационными агентствами, а также внередакционными авторами: нештатными журналистами, авторами писем в редакцию и др. Она также подвергается в редакции обработке, превращаясь в журналистскую информацию.

Публикации, входящие в номер, различаются и по другому основанию – средству отображения действительности. В газете – это напечатанное слово – вербальная информация и иллюстрации – визуальная информация. В зависимости от этого все публикации здесь разделяются на текстовые и иллюстрационные.

Третье основание деления публикаций номера – метод отображения действительности. В зависимости от назначения его произведения журналист пользуется различными методами. Чаще всего – публицистическим методом, создавая заметку, репортаж, статью или тексты в других жанрах газетной публицистики. Но если ему нужно написать фельетон или сатирическую заметку, он обращается к сатирическому методу отображения действительности. При необходимости он может обратиться и к художественному методу, написав, если у него есть соответствующий талант, стихотворение в номер или рассказ.

Но, пожалуй, важнейшее – четвертое основание деления публикаций в номере – их назначение, функция. Это, прежде всего, определяет место и роль публикации в номере периодического издания.

Можно ввести и другие признаки публикаций, определяющие основу структуры номера, например «географию» материалов или состав авторов и др. Но решающую роль играют вышеуказанные четыре признака.

  1. Какие текстовые публикации составляют основу материалов массовой общественно-политической газеты?

В массовой общественно-политической газете важнейшую роль играют публицистические материалы. Мы имеем в виду публицистику в широком смысле слова, т.е. все журналистские произведения – от заметок и репортажей до статей, очерков и эссе, в которых освещаются факты и события, имеющие значение для жизни людей, поднимаются актуальные вопросы и проблемы политики, экономики и других важнейших общественных сфер. Все эти материалы образуют подсистему жанров газетной публицистики. Они представляют основное содержание большинства газет – как их комплектов, так и каждого отдельного номера. Эти тексты дают читателю ту разнообразную и непрерывно меняющуюся панораму событий в мире или в определенном регионе, которую он ожидает увидеть в газете.

Информация, содержащаяся в публицистических материалах, подкрепляется сообщениями, которые несут публикации других типов. Важное место среди них занимают документальные и официальные материалы.

  1. Что входит в систему иллюстрирования номера печатного периодического издания?

Наряду с текстовыми публикациями газеты печатают иллюстрации. Они содержат визуальную информацию, воспринимаются читателями быстрее и воздействуют на них подчас сильнее текстов. Иллюстрации – один из элементов дизайна издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». Их готовят специалисты – фотокорреспонденты и художники, работающие в отделе иллюстрирования газетной редакции или непосредственно под руководством ответственного секретаря.

В подавляющем большинстве газет важнейшее значение имеют тексты, представленные в различных жанрах публикаций разного типа. Они занимают большую часть площади каждого номера периодического издания. Однако без иллюстраций газетный номер будет неполноценным, – сплошной серый текст тяжело воспринимается читателями. К тому же руководители такой газеты лишают себя дополнительного сильного средства воздействия на читателей. И с точки зрения экономической эта газета оказывается в невыгодном положении по сравнению с ее конкурентами – иллюстрированными изданиями. Поэтому в каждой газете необходимо установить соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере. Лишь в некоторых специальных номерах газеты, выпускаемых в связи с особым поводом – праздником, юбилеем и т.п., иллюстрации могут стать основным видом публикаций. В некоторых крупных газетах – «Известия», «Время новостей» и др. – одну из последних полос последнего номера недели полностью отводят под фотоиллюстрации, показывая важнейшие события с помощью репортажных снимков.Отметим, однако, появление в последнее время новых газетных изданий, в которых визуальная информация становится равнозначной вербальной информации. В столичной многополосной ежедневной газете под претенциозным названием «Газета» иллюстрации, в частности фотоиллюстрации, стали важнейшей формой передачи информации. Руководители такого издания исходят из того, что в начале третьего тысячелетия значительная часть аудитории средств массовой информации быстро утрачивает привычку к постоянному чтению и привыкает получать теленовости в визуальных формах их подачи. На полосах этой газеты крупные яркие фотоиллюстрации занимают не меньшее, а подчас и большее место, чем тексты. Одним из главных руководителей коллектива, направляющим политику редакции, становится главный художник.Оставим времени решить вопрос о справедливости подобной позиции. Но в любом случае несомненно, что дизайнерам газеты необходимо разработать систему ее иллюстрирования. Это подразумевает определение ответов на несколько вопросов: какие иллюстрации необходимо публиковать в н

Наши рекомендации