Роль и значение экспертно-криминалистических учетов и учетов Информационно-аналитических центров в деятельности уголовно-исполнительных инспекций
В МВДРоссии основным документом, регламентирующим ведение учетов, является «Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических учетов, розыскных, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденное приказом МВД № 752 дсп. от 12 июня 2000 г.
Это наставление согласовано с Генеральной прокуратурой РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством обороны России, а также с Федеральной службой безопасности. Этот документ определяет формирование и функционирование централизованных учетов МВД России.
Основной массив учетной документации сосредоточен в Информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД и Главном информационном центре (ГИЦ) МВД РФ[24].
Помимо подразделений МВД, ГИЦобслуживает органы Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, ФСБ, Государственного таможенного комитета, Министерства обороны, других ведомств России, а по специальным соглашениям — правоохранительные органы государств ближнего и дальнего зарубежья.
Помимо информационных центров значительная часть централизованных учетов сосредоточена в экспертно-криминалистических подразделениях. Данные подразделения действуют в МВД, ГУВД, УВД и ГРОВД. В МВД России функционирует Главное управление Экспертно-криминалистический центр (ГУ ЭКЦ).
Функционирование коллекций и картотек в экспертно-криминалистических подразделениях регламентируется «Инструкцией по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел», введенной в действие приказом МВД России № 261 от 1 июня 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел»[25]. Некоторые изменения в эту инструкцию внесены, указанным ранее, наставлением.
Ведущиеся в органах МВД России учеты в зависимости от своем о назначения делятся на три группы:
Оперативно-справочные учеты — содержат краткое описание объектов учета. Назначение этих учетов — представлять установочные сведения об объектах учета и указывать местонахождение этих объектов на момент запроса.
Основу оперативно-справочных учетов составляют сведения о лицах. Перечень этих лиц приводится в ст. 15 «Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации»[26]. В него включены: граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане, подозреваемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным образом невозможно; граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане, которые неспособны по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о своей личности, если установить их другим способом не представляется возможным; иностранные граждане и лица без гражданства, которые подлежат выдворению (депортации) за пределы территории РФ; неопознанные трупы. Традиционно в число оперативно-справочных учетов включены и лица, объявленные в местный, федеральный либо международный розыск.
Формирование оперативно-справочных учетов осуществляется по результатам процессуальных действий работников правоохранительных органов и на основе нормативных актов этих органов, предусматривающих организацию и функционирование этих учетов.
Контроль за созданием оперативно-справочных учетов осуществляют, должностные лица, которым предоставлено право обратиться с запросом в соответствующий информационный центр, порядок обращения и исполнения запросов, сроки хранения учетов — все это регламентируется ведомственными нормативными актами.
Розыскные и криминалистические учеты содержат информацию, необходимую для предупреждения, раскрытия и расследования особо опасных преступлений, а так же анализа преступности.
Розыскные и криминалистические учеты, функционирующие в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, и ГИЦ МВД РФ входят составной частью в МИБ — Межгосударственный информационный банк государств СНГ. Они содержат более подробные сведения об учитываемых объектах по сравнению с оперативно-справочными учетами[27].
В криминалистической литературе обычно приводят следующий перечень объектов криминалистических и розыскных учетов[28]:
— лица, совершившие преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие преступления с характерными способами их совершения (т. е. лица которым предъявлены обвинения в совершении указанных преступлений); подозреваемые в совершении преступлений, местонахождение которых неизвестно, но имеются сведения о их внешности, иных приметах;
— лица, объявленные в местный, федеральный, межгосударственный или международный розыск; лица, пропавшие без вести, а также неспособные по состоянию здоровья либо возрасту сообщить о себе необходимые данные, и лица, утратившие связь с близкими родственниками; неопознанные трупы;
— сведения об особо тяжких раскрытых и нераскрытых преступлениях, для которых характерны особые способы их совершения, либо имеющие межрегиональную направленность, или же входящие в серию преступлений;
— преступления, связанные с хищением ценностей из металлических и иных специальных хранилищ;
— транспортные средства, объявленные в розыск, а также указанные средства, принадлежность которых неизвестна;
— огнестрельное оружие, иное вооружение, которое было утрачено или обнаружено;
— огнестрельное оружие, находящееся у граждан либо организаций по разрешению органов внутренних дел;
— похищенные номерные вещи либо вещи, имеющие какие-либо особенности, по которым их можно опознать;
— похищенные или изъятые предметы, подпадающие под категорию вещей, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность;
— похищенные или изъятые документы, ценные бумаги, в том числе номерные бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности, паспорта граждан России.
Функционирование криминалистических и розыскных учетов в информационных центрах осуществляется с помощью автоматизированных банков данных — АБД, специализированных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), действующих как в качестве локальных, так и являющихся составной частью интегрированного банка данных (ИБД).
Экспертно-криминалистические учеты, коллекции, картотеки и справочно-информационные фонды действуют в системе экспертно-криминалистических подразделений МВД. Они могут быть представлены как натурными объектами, так и их копиями (в виде фотоснимков, материалов видеозаписи, слепков, оттисков), а также другими источниками криминалистической информации.
Система экспертно-криминалистических учетов охватывает городские и районные органы внутренних дел УВД, УВДТ (ОВДТ), ГУВД, МВД, а также ГУ ЭКЦ МВД России.
Экспертно-криминалистические учеты, коллекции, картотеки и справочно-информационные фонды необходимы для рационального и эффективного функционирования деятельности экспертных служб. Данный вид учета для краткости называют и справочно-вспомогательным. В одной из первых работ, посвященных информационному обеспечению деятельности экспертных учреждений, Г. Л. Грановский отмечал, что оно необходимо как дополнительная научная и техническая информация, используемая при решении экспертных задач[29].
В экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ также ведутся различные коллекции, картотеки. Собираются и справочные материалы, которые необходимы в экспертной деятельности. Однако, задачи, стоящие перед экспертными службами этого министерств, имеют и определенные отличия от задач, стоящих перед ЭКП МВД РФ. По этой причине отлично и назначение использования коллекций, картотек и справочно-информационных фондов.
В работах криминалистов появился и новый термин «криминалистическая информатика»[30]. В настоящее время экспертно-криминалистические учеты представлены в виде коллекций, картотек и справочно-информационных фондов а так же информационных баз данных на электронных носителях. Систематизация информационных фондов справочного назначения строится по видам экспертиз, выполняемых в экспертно-криминалистических подразделениях МВД РФ и судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
Приказом № 114 от 14 мая 2003 г. по Минюсту РФ «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»[31] установлен следующий перечень экспертиз, проводимых в этом ведомстве:
1. почерковедческие,
2. автороведческие,
3. технического исследования документов,
4. фототехнические,
5. портретные (идентификация человека по фотографическим изображениям),
6. трасологические;
7. видео- и звукозаписей,
8. оружия и следов выстрела,
9. маркировочных обозначений,
10. взрывотехнические и взрывотехнологические,
11. криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий,
12. почвоведческие,
13. биологические,
14. автотехнические,
15. пожарно-технические,
16. строительно-технические,
17. бухгалтерские,
18. финансово-экономические,
19. товароведческие,
20. психологические,
21. компьютерно-технические.
Исходя из особенностей работы эксперта в справочно-вспомогательных учетах преобладают натурные коллекции, поскольку собранные образцы содержат устойчивую (по времени) совокупность признаков. К тому же в силу своей наглядности эти признаки наиболее удобны для исследования. Г. Л. Грановский следующим образом характеризует преимущества натурных коллекций перед копиями в виде фотоснимков, материалов видеозаписи, изображений, изучаемых с помощью компьютерной техники, слепками и оттисками[32]:
1. Фотографические материалы не могут охватить все сведения об исследуемом объекте, необходимость в которых может возникнуть в процессе экспертного исследования.
2. Эксперту требуются не только сведения о свойствах исследуемого объекта. Во многих случаях ему нужно еще проверить вариационность этих свойств (признаков) в различных условиях взаимодействия, которые он воспроизводит, манипулируя с объектом в процессе экспертных экспериментов.
3. Экспертная деятельность состоит не только в использовании признаков (свойств), которые могут быть формализованы и описаны, но и в использовании связей (отношений) этих свойств. Эти связи могут быть в большинстве случаев выделены лишь при непосредственном изучении предмета.
4. В решении экспертных задач велика роль эвристических выводов и интуиции. Такие выводы часто основываются не на анализе отдельных признаков, а на совокупной их оценке. Подобная оценка возможна, если в поле зрения эксперта находится сам предмет, и он может выделить неожиданные свойства, их связи и пр.
Специально занимаясь проблемами создания и функционирования натурных коллекций в экспертных подразделениях и учреждениях правоохранительных органов России, В. Пахомов[33], в частности, замечает о необходимости межведомственного согласования этих служб, ибо они в своей деятельности преследуют общие цели. По его мнению, назрела необходимость создания единой информационной базы; координирующим центром для местных коллекций может стать ЭКЦ МВД России. Целесообразно также издание специального бюллетеня, посвященного справочно-вспомогательному обеспечению судебных экспертиз. При формировании натурных коллекций надлежит прогнозировать появление новых объектов исследования, создав централизованную систему натурных коллекций в экспертных службах, активно используя для этой цели возможности компьютерных технологий.
Криминалистические учеты, ведущиеся в информационных центрах МВД, представляют собой информационно-поисковые системы оперативного назначения. На федеральном уровне они сосредоточены в Главном информационном центре МВД, на региональном — в информационных центрах ГУВД субъектов Российской Федерации.
Информационно-поисковые системы подразделяются на две группы[34]:
1. оперативно-справочные учеты;
2. оперативно-розыскные учеты.
Оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, путем подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания; установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Оперативно-справочные учеты реализованы в виде пофамильной (алфавитно-справочной) и дактилоскопической картотек. Учет осуществляется в отношении[35]:
а) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — ЛБГ), подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления,, либо осужденных за совершение преступления; разыскиваемых лиц; лиц без определенного места пребывания или жительства, задержанных и доставленных в приемники-распределители органов внутренних дел, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;
б) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и ЛБГ, подвергнутых административному аресту; совершивших административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
в) иностранных граждан и ЛБГ, подлежащих выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;
г) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и ЛБГ, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно.
Оперативно-справочные учеты образованы следующими основными видами учетных документов[36]:
1. учетная алфавитная карточка формы № 1 на осужденного (арестованного);
2. дактилоскопическая карта;
3. розыскная карточка;
4. учетная алфавитная карточка формы № 1а на лицо без определенного места пребывания или жительства;
5. постановление органов дознания и предварительного следствия о прекращении уголовного дела, оправдательный приговор суда;
6. справка о результатах рассмотрения дела в суде.
В оперативно-справочных учетах сосредоточены: анкетные данные учитываемого лица; сведения о судимости (когда и каким судом был осужден, квалификация деяния, мера наказания), об изменении приговора, применении амнистии (помилования), месте и времени отбывания наказания, перемещениях осужденного, основаниях освобождения либо дате его смерти; номера прекращенных производством уголовных дел; нахождение в федеральном или межгосударственном розыске, основания, время и инициатор розыска; задержания (кем, когда, за что, принятые меры).
Для получения информации о проверяемых лицах следует обращаться к оперативно-справочным учетам информационного центра (ИЦ), где они постоянно проживали после достижения возраста, с которого в соответствии с законодательством установлена уголовная ответственность, а также по месту содержания под стражей или задержания, а о военнослужащих и лицах, служивших ранее в Вооруженных Силах Российской Федерации, кроме того, — по месту рождения.
Проверка по учетам Главного информационного центра производится только в тех случаях, когда лица не имели постоянного места жительства или часто его меняли, а также если результат проверки в региональном ИЦ отрицательный, но есть основания полагать, что они скрывают факты своих прежних судимостей.
Проверка осуществляется путем направления требований, списков лиц для проверки по учету ИЦ, дактилоскопических карт, телеграмм и шифр-телеграмм, мотивированных писем-запросов в произвольной форме.
Централизованные оперативно-розыскные учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, в том числе особо опасных (например, серийных межрегиональных и региональных).
Посредством обращения к учету можно получить следующие сведения: анкетные данные лица, интересы, навыки, наклонности, сведения о судимости и о местонахождении, дактоформулу, особенности внешности и поведения, особые приметы, способ и средства совершения преступления, предмет посягательства, дату совершения преступления и т.д.
Для учета лиц, совершивших преступления, и преступлений используется единая унифицированная информационно-поисковая карта (ИПК), порядок заполнения которой определяется инструктивно-методическими материалами. Она используется для постановки на учет, коррекции, составлении запросов при обращении пользователей к учету[37].
Учет осуществляется совместно: Главным информационным центром МВД (информационная технология сбора и первичного контроля данных, ведение картотеки информационных карт на лиц); Экспертно-криминалистическим центром МВД (экспертно-криминалистический анализ данных и ответы на запросы, ведение картотеки информационных карт на преступления); Главным управлением уголовного розыска МВД России и Следственным комитетом при МВД России (организация отработки материалов на серийные хищения и преступников, в первую очередь при рецидиве преступлений и гастролеров, координация усилий МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в этом направлении)[38].
Централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск Учет предназначен для обеспечения мероприятий федерального розыска лиц, пропавших без вести или скрывающихся от правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств.
На учет берутся лица[39]:
1. обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от дознания, следствия и суда;
2. совершившие побег из изоляторов временного содержания, из-под стражи (конвоя) полиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов;
3. уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам граждан, предприятий и организаций, проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и ЛБГ по видам на жительство, выбывшие с места жительства, но не зарегистрировавшиеся по новому месту жительства, по письменным обращениям родственников об их розыске (госдолжники, неплательщики алиментов);
4. пропавшие без вести, в том числе лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь между собой;
5. иные категории лиц, определенные Инструкцией об организации розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 1993 г.
Учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, содержит анкетные данные разыскиваемого, дактоформулу, его особые приметы и связи, номер и дату возбуждения уголовного дела, номер и дату заведения розыскного дела, сведения об инициаторе розыска и т.д.