Новые виды криминалистических учетов и возможности их использования в уголовно-исполнительных инспекциях

Законодательное регулирование деятельности в области баз генетических данных является насущной проблемой современного права. Такие базы данных созданы в настоящее время уже более чем в 30 европейских странах, а также в целом ряде других стран мира – США, Новой Зеландии, Австралии и т.д. Сейчас, когда с момента начала функционирования первых баз генетических данных прошло уже более десяти лет[40], опыт их использования в мире однозначно свидетельствует о том, что эффективность их для раскрытия и расследования преступлений исключительно высока. Эксперимент, в котором, по сути, участвовал почти весь мир, оказался чрезвычайно успешным: ожидания, связываемые с базами генетических данных, полностью оправдались. Что же касается прогнозов на будущее, то есть все основания полагать, что применение этих систем будет иметь еще большую отдачу.

Экспертное применение ДНК-идентификации началось в России во второй половине 1980-х годов. В настоящее время эта технология успешно используется в десятках лабораторий экспертно-криминалистической и судебно-медицинской служб. Что касается создания федеральной системы ДНК-регистрации, научные основы которой были разработаны в России еще в середине 1990-х годов, то ее практическая реализация, к сожалению, была отложена из-за отсутствия финансирования. Оснащение в последние годы экспертных подразделений автоматизированными системами ДНК-анализа создало, наконец, предпосылки для реализации данной программы. Это потребовало принятия нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность. Первым таким актом явился изданный в 2006 году приказ МВД РФ[41], которым был введен учет данных ДНК биологических объектов - следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц), а также образцов тканей неопознанных трупов.

Законом введены два вида государственной геномной регистрации: добровольная и обязательная. Обязательной геномной регистрации подлежат: 1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; 2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; 3) неопознанные трупы. Остановимся на каждой из этих категорий.

Итак, к первой категории лиц, подлежащих геномной регистрации, закон отнес осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы. Лица, у которых, в соответствии с законом, обязательно взятие образцов ДНК, являются основными «поставщиками» профилей ДНК[42] для баз генетических данных во всех странах, в которых создаются подобные системы. Такие профили ДНК в национальных базах данных имеют наибольший удельный вес. Например, в Национальной базе данных Великобритании 4,7 млн. профилей ДНК приходится на генотипы осужденных и подозреваемых и лишь около 350 тыс. – на профили ДНК следов с мест происшествия[43].

В Федеральном законе не содержится указаний относительно категорий преступлений, по которым разрешено изымать биологический материал в ходе следственных действий. Таким образом, круг таких преступлений не ограничен. Понятно, что изымать и, тем более, проводить генетический анализ следов по всем категориям преступлений, по крайней мере, на начальном этапе формирования базы данных, невозможно. Возникает вопрос, в связи с какими преступлениями будут изыматься следы на практике. Поскольку, в соответствии с указанным выше приказом МВД, изъятию с мест происшествий подлежат биологические следы по преступлениям, предусмотренным статьями 105, 111 и главой 18 УК РФ, речь, по логике, идет об этих преступлениях.

В законе не указан круг следственных действий, в ходе которых может изыматься биологический материал для федеральной базы данных. Исходя из этого, его изъятие возможно не только при осмотре места происшествия, но и при любых иных следственных действиях – эксгумации (следы, оставленные на трупе или его упаковке преступником или его соучастниками), проверке показаний на месте, обыске и др.

Федеральным законом РФ указан срок хранения геномной информации различных категорий лиц. В отношении лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, определено, что геномная информация осужденных и отбывающих наказание лиц должна храниться до установления факта смерти (при отсутствии сведений о смерти - до даты, когда данному лицу исполнилось бы 100 лет); неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, - 70 лет с момента получения генетической информации; неопознанных трупов - до установления личности (но не более 70 лет).

В законе не указано, подлежит ли изъятию из федеральной базы данных геномная информация лица, признанного невиновным. Такая ситуация оговорена в законодательствах целого ряда стран. В Норвегии и Венгрии из базы данных удаляются профили ДНК осужденных в случае оправдания данных лиц. В значительном числе стран (Австрии, Шотландии, Швейцарии, Греции, Эстонии) законодательно определено удаление профилей ДНК подозреваемых в случае признания их невиновными. Наиболее «жестким» в этом отношении законодательством является законодательство Великобритании, согласно которому в национальной базе данных разрешено оставлять без ограничения срока не только профили ДНК осужденных, но и профили ДНК подозреваемых, даже в случае признания их невиновными.

Федеральным законом РФ критерии и порядок изъятия из банка ДНК биологического материала не регламентированы, указано только, что правила уничтожения биологического материала устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Еще одним важным вопросом, не нашедшим отражения в законе, является вопрос о механизме получения образцов у лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации. Если обратиться к зарубежной практике, то существуют различные механизмы взятия образцов ДНК. Они могут также являться этапами. Осужденного (подозреваемого) могут вначале попросить предоставить образец добровольно. Еще один механизм - выдача на взятие образца полицейского или судебного ордера; такой ордер может быть выдан либо сразу, либо после отказа предоставить образец добровольно. В случае же отказа предоставить образец могут последовать: а) осуждение, б) физическое принуждение дать образец, в) получение образца с предмета, на котором имеется биологический (клеточный) материал данного лица. Надо отметить, что осуждение за отказ предоставить образец не приводит к получению профиля ДНК и включению его в базу данных и, следовательно, не является логичной законодательной мерой[44].

Требуют уточнения и целый ряд иных позиций, связанных с реализацией Федерального закона.

Центральным, ключевым положением закона является определение цели, с которой вводится государственная геномная регистрация. Такой целью, согласно статье 2, является идентификация личности человека. В законе указано, что «биологический материал, полученный при проведении геномной регистрации, должен использоваться только для целей, предусмотренных Федеральным законом и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Это четко обозначает сферу разрешенного использования генетической информации, вносимой в базу данных, от иных возможных, но не регламентированных законом, сфер ее использования. Однако, ни законом, ни какими-либо дополнительными нормативно-правовыми актами не установлено, как, конкретно, будет осуществляться такое строго целенаправленное использование содержащейся в базе данных информации. В законе лишь указано, что «право на использование геномной информации имеют суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», декларировано наличие контроля и надзора за исполнением настоящего закона. Никаких конкретных правовых регламентаций по всем этим существенным позициям пока не существует. Представляется, что это является наиболее слабым местом правовой базы геномной регистрации.

Значительная вовлеченность, в перспективе, создаваемой в России системы геномной регистрации в процесс раскрытия и расследования преступлений, а следовательно, и в жизнь общества, предъявляет особые требования к правовому обеспечению этой деятельности, требуя тщательного правового регулирования и детальной проработки всех существенных позиций. Вовлеченность данной системы в жизнь общества обещает быть тем больше, что во всем мире четко прослеживается тенденция охвата геномной регистрацией все более и более широких контингентов населения.

Как видно, вступивший в действие закон открывает огромные возможности для получения важнейшей криминалистически значимой информации. Возможность реализации закона будет определяться, прежде всего, тем уровнем финансового обеспечения, которая получит данная программа. Учитывая реалии современной экономической ситуации, эти перспективы не являются радужными. Для информации укажем, что, например, расходы на поддержание базы генетических данных Великобритании в 2008/2009 г.г. составили 4 290 500 фунтов стерлингов[45], причем речь идет о расходах на поддержание уже созданной системы.

Однако, вопросы финансового, материально-технического обеспечения не делают менее значимыми и другие аспекты реализации закона. Среди проблем первостепенной важности имеет дальнейшая разработка правового базиса системы государственной геномной регистрации, со всей полнотой охватывающего все наиболее существенные аспекты создания и функционирования системы геномной регистрации на практике. В данной работе рассмотрены только некоторые вопросы правового обеспечения, однако целый ряд их требует специального рассмотрения, например, проблема правых гарантий соблюдения прав личности при добровольной ДНК-регистрации, которой мы здесь только коснулись. Отдельной проблемой является также разработка и внедрение организационно-исполнительных механизмов, надежно обеспечивающих правовые регламентации.

Таким образом, беспрецедентно расширяя возможности расследования, внедрение в жизнь общества системы геномной регистрации, в свою очередь, делает обязательным решение целого ряда серьезных проблем. Это необходимо не только для реализации огромного потенциала системы ДНК-регистрации, но и для достижения при ее использовании баланса между интересами уголовного правосудия и правами личности.

Наши рекомендации