Экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации[1].

2. Правовую основу деятельности по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов составляют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, законодательные и подзаконные нормативные правовые акты о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, а также настоящая Инструкция.

3. Экспертно-криминалистическим учетом является система хранения и поиска экспертно-криминалистической информации[2] об объектах учета, перечисленных в п. 9 настоящей Инструкции, используемая для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся в Экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел Российской Федерации[3] – федеральные учеты; в экспертно-криминалистическом центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по преступлениям, совершенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая территории обслуживания УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, либо на территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяемых МВД России – региональные учеты; в территориальных структурных подразделениях ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД по экспертно-криминалистическому обеспечению городского, районного органа внутренних дел[4], в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД на закрытых территориях и режимных объектах по преступлениям, совершенным на территории обслуживания соответствующего органа внутренних дел – местные учеты.

4. Формирование и использование экспертно-криминалистических учетов осуществляется следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел[5], а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, в пределах их компетенции.

Формирование учета представляет собой комплекс мероприятий по обнаружению, изъятию и направлению предметов, следов, которые могут быть объектами учета, в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел[6] в целях создания информационных систем, используемых при решении задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Использование учета представляет собой комплекс мероприятий по получению результатов сопоставления экспертно-криминалистической информации об объектах учета и объектах проверки, предусмотренных п.10 настоящей Инструкции, в целях установления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

5. Ведение экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками ЭКП и представляет собой деятельность по систематизации и размещению в информационной системе экспертно-криминалистической информации об объектах учета, позволяющей осуществить ее использование в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

6. Основной формой ведения экспертно-криминалистических учетов является картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих закрепленную и систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета.

Виды учета, соответствующие им формы информационных карт, а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России.

7. В случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, к информационным картам прилагаются натурные объекты.

Направление натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования, либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.

Постановка на учет и хранение в экспертно-криминалистических учетах натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятие натурных объектов из массивов учетов до истечения установленных сроков хранения осуществляется на основании письменного требования органа или лица, осуществляющего производство по уголовному делу, иному делу (материалу).

8. Ведение экспертно-криминалистических учетов может быть автоматизировано с использованием технических средств и автоматизированных информационных систем, прошедших апробацию и рекомендованных к использованию ЭКЦ МВД России.

Автоматизированное ведение картотек экспертно-криминалистических учетов не допускается без обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.

9. Объектами экспертно-криминалистических учетов являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о следующих объектах:

9.1. Следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений.

9.2. Данные ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений.

9.3. Данные ДНК неопознанных трупов, установить личность которых иными методами не представилось возможным.

9.4. Пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений.

9.5. Контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.

9.6. Самодельное (переделанное) оружие.

9.7. Самодельные взрывные устройства и их части.

9.8. Поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы.

9.9. Поддельные монеты.

9.10. Фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц.

9.11. Следы подошв обуви.

9.12. Следы орудий взлома.

9.13. Следы протекторов колес транспортных средств.

9.14. Субъективные портреты устанавливаемых и(или) разыскиваемых лиц.

9.15. Микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла).

9.16. Черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным.

9.17. При наличии необходимости, соответствующего организационно-штатного и материально-технического обеспечения в экспертно-криминалистических подразделениях может осуществляться учет иных объектов, поступающих в ЭКП в установленном законодательными и нормативными правовыми актами порядке. Использование таких учетов в целях раскрытия и расследования преступлений осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

10. Объектами проверки по экспертно-криминалистическим учетам являются лица, субъективные портреты[7], предметы, вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, использование которой может способствовать установлению лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной проверке по экспертно-криминалистическим учетам подлежат все объекты учета перед их постановкой на соответствующий учет, а также:

10.1. Установленные лица, подозреваемые в совершении преступлений либо представляющие иной оперативный интерес,[8] – по учетам:

следов рук;

данных ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений;

субъективных портретов;

фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц.

10.2. Одежда и обувь лиц-объектов проверки ­– соответственно, по учетам:

микрообъектов (микроволокон);

следов подошв обуви.

10.3. Транспортные средства лиц­-объектов проверки, а также обнаруженные ранее угнанные транспортные средства – по учетам:

следов протекторов колес транспортных средств;

микрообъектов (частиц лакокрасочных покрытий) – при наличии на транспортных средствах повреждений или следов свежего ремонта.

10.4. Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, самодельно изготовленное и переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши) – по учету пуль и гильз, изъятых с мест происшествий и преступлений, а в случае отсутствия и невозможности восстановления индивидуальной маркировки – по учету пуль и гильз утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.

10.5. Предметы-объекты проверки (орудия преступлений) – по учетам:

следов орудий взлома;

микрообъектов (частиц металла).

10.6. Фотографии лиц, пропавших без вести – по учету черепов неопознанных трупов.

10.7. Данные ДНК биологических родителей (детей) лиц, пропавших без вести, ­– по учету данных ДНК неопознанных трупов.

11. Учет работы по ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений – в Журнале регистрации объектов, поставленных на учет (приложение № 1), журнале регистрации участия сотрудников ЭКП в оперативно-розыскных мероприятиях, а также установленной форме статистической отчетности.

12. Контроль за ведением экспертно-криминалистических учетов осуществляют руководители экспертно-криминалистических подразделений.

13. Контроль за формированием и использованием экспертно-криминалистических учетов в пределах их компетенции осуществляется руководителями оперативных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений, а также подразделений дознания органов внутренних дел.

14. Организационное, штатное и материально-техническое обеспечение деятельности по формированию, ведению и использованию предусмотренных настоящим приказом видов экспертно-криминалистических учетов в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах осуществляется начальниками соответствующих органов внутренних дел по представлению начальника ЭКЦ (ЭКП).

15. ЭКЦ МВД России является головным подразделением в системе МВД России по организации ведения экспертно-криминалистических учетов.

16. Содержащаяся в экспертно-криминалистических учетах информация имеет ограниченный доступ.

17. Основанием постановки объекта на экспертно-криминалистический учет, а также проверки объекта по экспертно-криминалистическому учету, является рапорт сотрудника оперативного подразделения, утвержденный его руководителем, или поручение следователя, дознавателя либо иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу.

Поручение или рапорт о постановке либо проверке объекта по учету может быть представлено в ЭКП в виде отдельного документа либо изложено в иных документах, содержащих поручения уполномоченного органа (лица) по исследованию объектов.

18. Основанием для снятия объекта с учета является:

18.1. Справка о совпадении объекта учета с идентифицируемым объектом.

18.2. Официальная информация о прекращении производства по делу.

18.3. Истечение сроков хранения объектов. Срок хранения объектов в учетах ЭКП определяется сроками давности по уголовным делам, по которым они изъяты, либо степенью устойчивости идентификационных признаков объектов.

Срок хранения объектов в зависимости от вида преступления составляет: 2 года с момента постановки на учет – по преступлениям небольшой тяжести; 6 лет – преступлениям средней тяжести; 10 лет – тяжким преступлениям; 15 лет – особо тяжким преступлениям, если иное не определено лицом (органом), направившим объект для постановки на учет.

Срок хранения объекта в зависимости от степени устойчивости идентификационных признаков определяется Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел.

19. Снятые с учета информационные карты помещаются в архив ЭКП, натурные объекты возвращаются инициатору их постановки на учет для дальнейшего принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке, если настоящей Инструкцией не установлено иное.

20. Хранение информационных массивов учетов организуется в специально оборудованных служебных помещениях, оснащенных средствами охранной сигнализации, пожаротушения и ограничения доступа, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, а применительно к натурным объектам – в соответствии с правилами хранения отдельных видов вещественных доказательств, в условиях, исключающих их хищение, утрату или порчу, а также несанкционированный доступ к ним.

Наши рекомендации