Правовое регулирование организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций

Нормативно-правовым актом, ре­гулирующим основные и наиболее общие вопросы организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций, является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержден­ное постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729[1], которое было в свою очередь подготовлено и утверждено Правитель­ством Российской Федерации на основа­нии ст. 6 Федерального закона от 8 янва­ря 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в дейст­вие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»[2]. В указанное Положение трижды вносились изменения. Первое из них бы­ло связано с передачей всей уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Минюста России. Так, поста­новлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 199[3] п. 3 был изложен в следующей редак­ции: «Порядок создания инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определения их организацион­но-правового статуса устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации», в то время как в первона­чальной редакции данного пункта эти за дачи возлагались на МВД России. В пер­воначальной редакции п. 5 рассматри­ваемого Положения было установлено, что «В своей работе инспекции взаимо­действуют с другими службами и под­разделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учрежде­ний и организаций (далее именуются -организации), в которых работают осуж­денные, органами местного самоуправле­ния, прокуратуры, судами и обществен­ными объединениями». В новой редак­ции п. 5 слова: «другими службами» бы­ли исключены.

Целый ряд изменений в Положе­ние об уголовно-исполнительных ин­спекциях был внесен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. № 190[4].

В п. 1 рассматриваемого Положе­ния в редакции от 23 апреля 2012 г. уста­новлено, что уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, ис­полняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уго­ловные наказания в отношении лиц, осу­жденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.

В п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях указаны ос­новные задачи. Ими, с учетом изменений внесенных постановлениями Правитель­ства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. и от 23 апреля 2012 г., являются:

- исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права за­нимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

- контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;

- контроль за нахождением подоз­реваемых или обвиняемых в месте ис­полнения меры пресечения в виде до­машнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ог­раничений;

- предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоя­щими на учете в инспекциях;

- иные задачи, возложенные на ин­спекции в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации

В п. 7 рассматриваемого Положения с дальнейшими изменениям установлены основные обязанности уголовно-исполнительных инспекций:

- ведение учета осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего аре­ста;

- разъяснение осужденным поряд­ка и условий отбывания наказаний;

- разъяснение лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, условий исполнения указанной меры пресечения;

- организация и проведение воспи­тательной работы с осужденными к огра­ничению свободы, лишению права зани­мать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью и исправительным работам;

- согласование с органами местно­го самоуправления объектов для отбыва­ния обязательных работ осужденными;

- согласование предложений орга­нов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются ис­правительные работы;

- контроль за поведением осуж­денных по месту работы, учебы и жи­тельства, а также исполнением ими обя­занностей и соблюдением запретов, воз­ложенных судом и инспекцией;

- согласование с администрацией организаций, в которых работают осуж­денные к исправительным работам, во­проса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;

- проведение первоначальных ме­роприятий по розыску условно осужден­ных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осуж­денных к исправительным работам;

- внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний, а также представлений об изменении по­дозреваемым или обвиняемым меры пре­сечения в виде домашнего ареста;

- выявление причин и условий, способствующих совершению осужден­ными повторных преступлений, наруше­ний общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их уст­ранению;

- внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отме­не полностью или частично либо допол­нении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о про­длении испытательного срока;

- внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отме­не частично либо о дополнении ранее ус­тановленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, укло­няющемуся от отбывания наказания, не­отбытой части наказания в виде ограни­чения свободы наказанием в виде лише­ния свободы.

В п. 8 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях с дальней­шими изменениями указано, что уголов­но-исполнительные инспекции имеют право:

- вызывать осужденных для разъ­яснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и при­чин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

вызывать лиц, в отношении ко­торых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, для разъяснения усло­вий исполнения указанной меры пресе­чения, проведения профилактических бе­сед, выяснения вопросов, возникающих в процессе исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, и причин нару­шения условий исполнения данной меры пресечения;

- выносить постановления об ус­тановлении обязанности для осужденных к исправительным работам до двух раз в месяц являться в инспекцию для регист­рации;

- посещать осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту их нахождения, включая место жи­тельства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установ­ленных обязанностей и запретов;

- выносить в установленном по­рядке постановления о приводе осужден­ных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;

- проверять исполнение требова­ний приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осуж­денные к исправительным работам и ли­шению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, право­мочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

- контролировать правильность и своевременность перечисления финансо­вых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в кото­рых работают осужденные к исправи­тельным работам, и привлекать к осуще­ствлению контроля финансовые и нало­говые органы;

- запрашивать от администрации организаций, в которых работают осуж­денные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отноше­нии к труду, принятых к ним мерах по­ощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;

- обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, свя­занных с исполнением наказаний или ме­ры пресечения в виде домашнего ареста;

- выдавать разрешения осужден­ным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;

- применять предусмотренные за­коном меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;

- в установленном порядке ис­пользовать аудиовизуальные, электрон­ные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде огра­ничения свободы и контроля за нахожде­нием подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в ви­де домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполне­нию отдельных видов наказаний регули­руется Уголовно-исполнительным кодек­сом (УИК) Российской Федерации (глава 4 «Исполнение наказания в виде обяза­тельных работ», глава 6 «Исполнение на­казания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», глава 7 «Исполнение наказания в виде исправи­тельных работ», глава 8 «Исполнение на­казания в виде ограничения свободы»).

В статьях 177, 178 УИК Россий­ской Федерации регулируется деятель­ность уголовно-исполнительных инспек­ций по контролю за поведением осуж­денных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено в порядке ст. 82 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации (в отношении осужденной беременной женщины, женщины, имею­щей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчины, имеющего ребенка в воз­расте до четырнадцати лет и являющему­ся единственным родителем), а в ст. 178.1 - в отношении осужденных, признанных в установленном порядке больным нар­команией.

Осуществляя контроль за поведе­нием указанных выше лиц, уголовно-исполнительные инспекции руково­дствуются также положениями соответствующих статей УК Российской Федерации - 82 «Отсрочка отбывания на­казания» и 82.1 «Отсрочка отбывания на­казания больным наркоманией».

- Положениями УК Российской Фе­дерации уголовно-исполнительные ин­спекции руководствуются при осуществ­лении контроля за поведением условно осужденных (статьи 73 и 74) и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания (ст. 79).

- Осуществляя контроль за нахож­дением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в ви­де домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений уголовно-исполнительные инспекции руководствуются положения­ми ст. 107 Уголовно-процессуального ко­декса (УПК) Российской Федерации.

Учитывая более высокую юриди­ческую силу кодексов Российской Феде­рации, которые принимаются в том же порядке, что и федеральные законы и по юридической силе равнозначны им, по сравнению с актами Правительства Рос­сийской Федерации, относящимся к под­законным актам, можно сформулировать вывод о том, что важнейшими норматив­но-правовыми актами, регулирующими организацию и деятельность уголовно-исполнительных инспекций, являются УИК Российской Федерации, УК Россий­ской Федерации, УПК Российской Феде­рации (в части исполнения меры пресе­чения в виде домашнего ареста) и Поло­жение об уголовно-исполнительных ин­спекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями.

Некоторые вопросы деятельности уголовно-исполнительных инспекций ре­гулируются другими федеральными за­конами и актами Правительства Россий­ской Федерации.

Так, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах сис­темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[5] регулируются вопросы взаимодейст­вия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с уголовно-исполнительными инспекция­ми. В соответствии с п.п. 7 п. 1 данного закона подразделения по делам несовер­шеннолетних органов внутренних дел вносят в уголовно-исполнительные ин­спекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за пове­дением которых осуществляют указан­ные учреждения, мер воздействия, преду­смотренных законодательством Россий­ской Федерации и (или) законодательст­вом субъектов Российской Федерации. Согласно п.п. 2 п. 1 рассматриваемого закона уголовно-исполнительные ин­спекции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профи­лактической работе с несовершеннолет­ними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с УИК Российской Федерации.

Среди других актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих деятельность уголовно-исполнительных инспекций, следует назвать постановле­ние Правительства Российской Федера­ции от 17 февраля 2000 г. № 134 «О фи­нансировании уголовно-исполнительных инспекций»[6], которым установлено, что финансирование уголовно-исполнительных инспекций осуществля­ется за счет средств федерального бюд­жета.

Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198[7] утвержден Перечень аудиовизу­альных, электронных и иных техниче­ских средств надзора и контроля, исполь­зуемых уголовно-исполнительными ин­спекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде огра­ничения свободы. Вероятно, в ближай­шее время каким-либо образом будет урегулирован вопрос об указанных сред­ствах надзора и контроля, используемых при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста.

В целях оптимизации структуры управ­ления уголовно-исполнительными ин­спекциями ФСИН России принято распо­ряжение Правительства Российской Фе­дерации от 24 мая 2011 г. № 894-р[8], которым произведена реорганизация уго­ловно-исполнительных инспекций путем их слияния. Были упразднены межрайон­ные уголовно-исполнительные инспек­ции. Так, например, в Пензе и Пензенской области области на базе четырех межрайонных уголовно-исполнительных инспекций образовано федеральное ка­зенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения нака­заний по Пензе и Пензенской области». Уголовно-исполнительные инспекции создаются в системе Федеральной служ­бы исполнения наказаний (ФСИН Рос­сии), которая в свою очередь подведом­ственна Министерству юстиции Россий­ской Федерации (Минюсту России). ФСИН России, как и большинство феде­ральных служб, не имеет права издавать нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, в том числе и в сфе­ре исполнения наказаний, осуществляет Минюст России (п. п. 2 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Фе­дерации, утвержденного Указом Прези­дента Российской Федерации от 13 ок­тября 2004 г. № 1313[9]), поэтому в сис­тему нормативно-правовых актов, регу­лирующих организацию и деятельность уголовно-исполнительных инспекций, входят нормативные приказы Минюста России. Так, например, приказом Мин­юста России от 20 мая 2009 г. № 142 ут­верждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от об­щества[10], а приказом от 11 октября 2010 г. № 258 - Инструкция об организации исполнения наказаний в виде ограниче­ния свободы[11].

Таким образом, правовую базу ор­ганизации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций составляют УИК Российской Федерации, УК Россий­ской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресе­чения в виде домашнего ареста), другие федеральные законы (например, Феде­ральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних»), акты Правительства Российской Федерации, основным из ко­торых является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержден­ное постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями, норма­тивно-правовые акты Министерства юс­тиции Российской Федерации и правовые акты ФСИН России. Особенностью пра­вового регулирования организации и дея­тельности уголовно-исполнительных ин­спекций по сравнению с другими подраз­делениями, входящими в систему ФСИН России, является то, что значительная часть этих вопросов регулируется актами Правительства Российской Федерации, что обусловлено в свою очередь особым статусом уголовно-исполнительных ин­спекций в системе ФСИН России как ис­полняющих наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с изо­ляцией от общества, значение которых в условиях продолжающейся гуманизации уголовной политики постоянно увеличи­вается.

Наши рекомендации