Меры воздействия, применяемые по отношению к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания

Меры предупреждения совершения правонарушении могут классифицироваться но различным основаниям (признакам). Когда в основе класси­фикации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий со­циальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.

Одним из важнейших классификационных признаков является метод предупредительного воздействия. В принципе все многообразие мер воздействия сводится к двум методам: стимулированию и ограничению[13]. Деятельность по предупреждению преступлений можно представить как двухсторонний процесс: с одной стороны, целенаправленное включение объекта в полезные связи-отношения, а с другой – воспрепятствование вступлению в криминогенные.

Меры восстановления (компенсации) направлены на «устранение вреда, причиненного противоправным деянием общественным отношениям, на исполнение невыполненных обязанностей»[14]. Тем самым воссоздается система правоотношений, нарушенная невыполнением предписании закона обязанными субъектами1. В большей степени эта группа мер присуща гражданско-правовой отрасли, но она используется и в уголовном праве, где восстановление осуществляется возложением обязанности загладить причиненный вред (ст. 90 УК РФ). В уголовно-исполнительном праве данная мера представлена весьма усеченно. Так, согласно ч. 2 ст. 102 УМК РФ «осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью». Возникает закономерный вопрос: почему законодатель не предусмотрел иные случаи, например, причинение морального вреда представителю администрации в случае публичного оскорбления?

Под наказанием (ответственностью)[15] традиционно понимают принудительное лишение определенных благ соразмерно совершенному правонарушению. Путем угрозы или реального причинения лишений и страданий правонарушителю достигаются цели общего и специального предупреждения. Расчет прост: сам наказанный, опасаясь повторения кары, будет избегать повторения преступлений, а для сдерживания преступных устремлений большинства окружающих достаточно опыта чужих страданий. Наказание рассматривается как одно из важнейших средств предупреждения противоправной деятельности.

Следующий вид предупреждения - это меры безопасности, то есть меры принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности. Несмотря на то что меры безопасности на практике используются очень широко[16], предупредительный потенциал данного вида воздействия изучен слабо.

Закоренелого преступника могут удержать только адекватные меры безопасности, а не угроза отдаленного во времени наказания, которого к тому же можно избежать.

Так же как меры наказания и восстановления, меры безопасности - межотраслевой правовой институт, который представлен во всех отраслях законодательства.

Каждый из четырех названных видов воздействия - меры стимулирования, восстановления, наказания и безопасности - выполняет свою специфическую функцию. Их следует рассматривать как набор инструментов, при помощи которых достигается поставленная цель - предупреждение преступлений. Сочетание видов воздействия зависит от конкретной ситуации. Как- правильно замечает В.Л. Номоконов, с точки зрения синергетики, эффективным может быть так называемое «резонансное» воздействие, то есть «воздействие, в максимальной степени согласованное с особенностями управляемой системы»[17].

Из всего спектра описанных категорий мер воздействия на злостного правонарушителя в исправительном учреждении, как показало проведенное нами исследование, более всего применяются меры дисциплинарного воздействия либо иные меры, направленные на усиление элемента кары или на относительную изоляцию от основной массы осужденных.

Наличие у осужденных прав и обязанностей составляет их правосубъектность. Ее важным признаком является возможность возложения на осужденных самостоятельной юридической ответственности за неисполнение обязанностей и нарушение норм российского права.

Осужденный в силу правового положения может привлекаться к уголовной, материальной ответственности за нарушение установленного по­рядка отбывания наказания, которая закреплена в уголовно-исполнительном законодательстве (ст.115 УИК РФ).

Существенным отличием дисциплинарной ответственности от других ее видов является установление специальных мер взыскания, применяемых за проступки, совершаемые в местах лишения свободы.

Эту ответственность предположительно можно определить как форму реагирования государства на проступки, совершенные в условиях лишения свободы, проявляющуюся в применении правомочными государственными органами и должностными лицами как самостоятельно, так и совместно с общественностью мер взыскания, установленных уголовно-исполнительным законодательством, в порядке, им определяемом, и заключающуюся в обя­занности правонарушителя отчитаться за свое противоправное поведение и претерпеть за него неблагоприятные последствия.

Меры дисциплинарного воздействия и в настоящее время играют большую роль в деле исправления осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания. При правильном использовании они могут эффективно воздействовать на нарушителей режима и своевременно предупреждать совершение ими новых нарушений, удерживать от противоправных действий других осужденных, а также ставить лиц, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, в такие условия, при которых они не смогут нарушать установленный в ИУ порядок отбывания наказания.

Содержание мер взыскания, перечисленных в пп. «г», «д», «е» ч. 1 ст. 115 УИК РФ, и особенно такой меры воспитательного воздействия, как перевод осужденного в единое помещение камерного типа, - это наиболее строгая изоляция злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания от других категорий осужденных. Такие меры взыскания вызваны необходимостью нейтрализации негативного влияния злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, лидеров и «авторитетов» преступной среды, поддерживающих воровские традиции, на положительно характеризующихся лиц, а также проведения с ними целенаправленной индивидуально-профилактической работы.

К осужденным, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут применяться меры взыскания, предусмотренные ч. 4 ст. 78 УИК РФ: а) перевод из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима; в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока в исправительном колонии того режима, откуда они были переведены в тюрьму. На основании ч. 5 ст. 78 УИК РФ изменение вида исправительного учреждения разрешается определением суда по месту отбывания наказания. В представлении администрации исправительного учреждения об изменении условий отбывания наказания осужденного должны быть указаны данные о его судимости, назначенном и отбытом сроках лишения свободы, поведении в исправительной колонии, а также основания целесообразности изменения вида исправительного учреждения. Вместе с представлением в суд направляется личное дело осужденного.

К осужденным, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть применены также меры взыскания, изменяющие условия содержания осужденных, или меры взыскания в широком смысле, закрепленные ч. 3 ст. 87 УИК РФ. К таким мерам взыскания относятся переводы осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ. В частности, это перевод злостных нарушителей режима в колониях общего, строгого и особого режимов с обычных условий в строгие условия отбывания наказания. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или, возможно, в строгие условия отбывания наказания.

Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливается общий и строгий режимы. Лица, отбывающие наказание в тюрьме на общем режиме и признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в порядке взыскания могут быть переведены на строгий вид ре­жима (ч. 3 ст. 87 УИК РФ). По ранее действовавшему ИТК РСФСР такой пе­ревод осуществлялся по постановлению начальника тюрьмы, согласованному с наблюдательной комиссией - общественным формированием, создаваемым при местных органах власти.

В комиссию включается постоянный состав представителей администрации исправительного учреждения на основе занимаемой должности: начальник колонии (председатель), заместитель начальника колонии по безопасности и оперативной работе, заместитель начальника колонии по воспитательной работе, начальники оперативного отдела и отдела специального учета (секретарь).

Статья 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень мер взысканий, применяемых к осужденным, поэтому какие-либо иные меры дисциплинарного воздействия, не предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, к лицам, лишенным свободы, не применяются. Кроме перечисленных мер дисциплинарного воздействия, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания влечет обязанность установления административного надзора со всеми вытекаю­щими последствиями при наличии указанных в законе оснований.

Осужденным, признанным злостными нарушителями режима, согласно ст. 96 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не может быть предоставлено право передвижения без конвоя ввиду наличия у них не­снятых или непогашенных взысканий.

Таким образом, правовые последствия не выходят за рамки специального правового положения осужденных, определенного видом исправительного учреждения, и преследуют только цель их исправления, предупреждения новых проступков и не имеют задачей причинение злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания физических страданий или унижения их человеческого достоинства.

Итак, меры предупреждения совершения правонарушений могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Важнейшими классификационными признаками являются метод предупредительного воздействия (стимулирование и ограничение) и механизм воздействия (меры стимулиро­вания (поощрения), наказания (ответственности), восстановления (компенса­ции) и безопасности (защиты).

Из всего спектра мер воздействия на злостного правонарушителя в исправительном учреждении более всего применяются меры дисциплинарного воздействия либо иные ме­ры, направленные на усиление элемента кары или на относительную изоля­цию от основной массы осужденных.

Меры дисциплинарного воздействия и в настоящее время играют большую роль в исправлении осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания. При правильном использовании они могут эффективно воздействовать на нарушителей режима и своевременно предупреждать совершение ими новых нарушений, удерживать от противоправных действий других осужденных.

Наши рекомендации