Проблема совершенствования правового и организационного механизмов в области борьбы с нарушениями установленного порядка отбывания наказания

Совершенствование деятельности исправительных учреждении по предупреждению правонарушении связано с оптимизацией управления и должно быть организовано с учетом реализации всех его функции. К сожалению, зачастую развитие системы предупреждения правонарушений идет экстенсивным путем, в основе которого лежит увеличение количества со­трудников, а все программные положения сводятся к наращиванию матери­ально-технического потенциала, созданию новых подразделений.

Такое положение дел традиционно принято оправдывать кризисом. Однако в условиях ограниченности ресурсов резервы повышения эффективности следует искать именно в улучшении организации. Для этого в правоохранительную сферу должны быть привлечены лучшие специалисты в области организации труда. Самому пристальному исследованию должны подвергнуться различные аспекты предупреждения правонарушений.

Деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений в исправительных учреждениях представляет собой управленческий процесс, состоящий из определенных функций. Представляется, что в предупреждении правонарушений со стороны злостных нарушителей можно выделить: выяснение криминологического состояния объекта профилактики (криминологическая диагностика), принятие решения, установление организационных связей, регуляция (включение в позитивные и прерывание негативных отношений профилактируемого с отрицательной социальной средой), контроль, а также особую функцию, которая «пронизывает» пять других, - сбор и преобразование информации.

Важным элементом в системе совершенствования предупредитель­ной деятельности является принятие управленческих решений, направлен­ных на противодействие совершению правонарушений злостными нару­шителями установленного порядка отбывания наказания. Принятие реше­ния представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между на­стоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

Управленческое решение в предупредительной сфере деятельности должно быть направлено на устранение проблем в деятельности структурных подразделений. Принятие решения о выборе и применении мер предупредительного воздействия к злостному нарушителю установленного порядка отбывания наказания осуществляется, как правило, сотрудниками исправительного учреждения, в обязанность которых входит непосредственная работа с осужденными: начальниками отрядов, сотрудниками оперативных отделов, отделов безопасности, заместителями начальника исправительной колонии по безопасности и оперативной работе, воспитательной работе.

Одним из важных факторов, влияющих на качество принимаемых управленческих решений, является число уровней в организации, увеличение которых ведет к искажению информации при подготовке решения, не оптимальности распоряжений, принимаемых начальником учреждения и руководителями структурных подразделении. Принимаемые решения в контексте рассматриваемой проблемы - это выбор альтернативы из разрешенных законом мер воздействия, осуществленный руководителем исправительного учреждения в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей недопущения правонарушений со стороны злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания.

Значимым элементом в организации деятельности по предупреждению правонарушений в исправительных учреждениях является регуляция. Данный элемент-стадия процесса управления в некоторых источниках называется корригированием[18]. В зависимости от результатов субъект управления корригирует принятое им ранее решение и регулирует систему управления.

Невозможно достичь положительных результатов в предупредительной деятельности без реализации функции контроля, который является одной из необходимых функции всех систем и процессов управления. Его конечный результат - информация, которая выполняет координирующую роль в деятельности по организации предупредительного воздействия. Проблема совершенствования правового и организационного механизмов в области борьбы с нарушениями установленного порядка отбывания наказания - student2.ru

Одной из основных форм совершенствования деятельности структурных подразделений исправительных учреждений по предупреждению противоправных действий со стороны осужденных является обмен информацией. Важность информационного обмена состоит в том, что ни одно подразделение не обладает достаточным количеством информации, необходимой для обеспечения правопорядка. Отсутствие такого обмена приводит к дублированию, излишней затрате сил, средств и времени и в конечном счете ведет к снижению эффективности работы.

Без информации невозможно осуществление всех функций управления: аналитической работы, планирования, оказания помощи, контроля, кадрового обеспечения. Следовательно, организация взаимодействия также невозможна без информации.[19]

Увеличение сложности, объема, иных изменений в существующих задачах по предупреждению правонарушений должно неизменно сопровождаться увеличением объема информации, ее содержания. Выполнение функции по предупреждению противоправной деятельности осужденных в исправительном учреждении предполагает большой объем информационной работы. Естественно, существует объективный фактор, ограничивающий этот процесс возможностями исполнителей.

На наш взгляд, повышению эффективности информационного обмена между структурными подразделениями исправительного учреждения по пре­дупреждению правонарушений, в первую очередь со стороны отрицательно характеризующихся осужденных, будет способствовать создание в пределах одного территориального органа УИС единой информационной базы на данную категорию осужденных, что обеспечит своевременное получение информации, ее переработку и использование, отбор информации, необходимой для эффективного предупредительного воздействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе мы можем придти к следующим выводам:

В настоящее время российское уголовно-исполнительное законодательство рассматривает злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания как дисциплинарное нарушение за которое осужденный подлежит дисциплинарной ответственности. Однако, проблемы теории и практики дисциплинарной ответственности осу­жденных к лишению свободы являются до конца не разрешенными, требуют комплексных междисциплинарных исследований, теоретических, организа­ционных, правовых и методических путей разрешения.

Нарушение установленного порядка отбывания наказания - это виновное деяние осужденного, пенитенциарное противоправное, наказуемое в дисциплинарном порядке, которое причиняет либо может повлечь причинение вреда уголовно-исполнительным правоотношениям.

Неправомерное поведение по степени его вредности имеет следующую классификацию: дисциплинарные нарушения; административные нарушения; преступления, совершаемые в местах лишения свободы.

Совершенствование правовых основ исследованной проблемы предусматривает создание нормативного акта, в котором нашли бы свое закрепление многие вопросы, связанные с дисциплинарной практикой и производством.

Законодателем выделяется группа злостных нарушении установленного порядка отбывания наказания. Термин «злостность» довольно продолжительное время применяется законодателем при регулировании общественных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы. Также данный термин широко используется в уголовном праве в случаях, когда противоправное деяние имеет определенные признаки, в том числе, например, неоднократность

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания складывается из двух положении:

- во-первых, это единичный тяжкий проступок, предусмотренный ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию;

- во-вторых, повторное совершение в течение года любых по степени тяжести нарушений. Так, злостным может быть признано такое нарушение установленного порядка отбывания наказания, за которое осужденный был повторно водворен в штрафной изолятор, если с момента первого водворения не истек год (ч. 2 ст. 116 УИК РФ).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации