Особенности мер взыскания, применяемых к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания

Многие из злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания следует отличать от преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, в целях объективности расследования данных нарушений.

Перечень нарушений, указанный в ч. 1 ст. 116 УИК РФ, не предполагает повторности совершения проступка, так как для признания осужденного злостным нарушителем достаточно совершения им впервые любого проступка из этого перечня. Перечень правонарушений, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Однако для обеспечения действенности и жизнеспособности уголовно- исполнительного законодательства необходимо учесть особенности субкультурных отношений среди осужденных в колониях и работы по профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания. В связи с этим мы считаем целесообразным, учитывая реальную практику, дополнить данный перечень еще одной группой проступков:

– поборы с осужденных – то есть действия осужденного, направленные на взимание с других осужденных незаконных денежных, вещевых, продовольственных налогов или сборов;

– участие в азартных играх на деньги, вещи, продукты питания.

Новым в отечественном уголовно – исполнительном законодательстве является и то, что злостным может быть признано такое нарушение, за которое осужденный был повторно водворен в штрафной изолятор, если с момента первого водворения не истек год (ч. 2 ст. 116 УИК РФ) [22].

Необходимо отметить, что перечисленные в ч. 1 и 2 ст. 116 УИК РФ нарушения режима не приобретают злостного характера, если за их совершение применены взыскания в виде выговора и дисциплинарного штрафа. Данные взыскания указывают на невысокую степень их общественной опасности[23].

В целом злостное нарушение порядка отбывания наказания складывается из двух положений. Во – первых, – это единичный тяжкий проступок, а во – вторых – повторное совершение в течение года любых по степени тяжести нарушений, если за каждое из них осужденный подвергался взысканию в виде водворения в штрафной изолятор.

Следует сказать, что законодатель сделал акцент не только на злостном нарушении, но и на злостном нарушителе порядка отбывания наказания, впервые на законодательном уровне определив порядок признания осужденного злостным нарушителем. Так, в ч. 3 ст. 116 УИК РФ сказано, что осужденный, совершивший указанные в ч. 1 и 2 данной статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания. Необходимо подчеркнуть, что осужденный признается злостным нарушителем постановлением начальника учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания. Признание осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в том или ином исправительном учреждении само по себе наказанием не является, но выступает в качестве юридически значимого факта, поскольку после такого признания к осужденному могут быть приняты дополнительные меры воздействия, определенные законом. При отбывании наказания в исправительных учреждениях такой мерой может быть перевод осужденных с обычных или облегченных на строгие условия отбывания наказания[24].

Перевод злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания или в другие исправительные учреждения с целью ухудшения правового положения осужденного должен производиться в случае безуспешности применения всего арсенала мер взыскания разового характера. Вышеуказанные переводы для осужденных, которые ревностно придерживаются традиций и обычаев преступного мира, весьма наглядно демонстрируют тяготы условий содержания с повышенным карательным потенциалом. Таким образом, термин «злостный» используется законодательством для характеристики осужденных, которые в местах лишения свободы не только систематически, но и умышленно, грубо нарушают требования режима либо совершают уголовно наказуемые деяния. В обоих случаях противоправные действия носят злостный характер и приводят, в конечном счете, к ухудшению условий отбывания наказания осужденного, их совершившего, в первом случае – применением соответствующих мер взыскания, предусмотренных уголовно – исполнительным законом, во втором – привлечением к уголовной ответственности и назначением нового наказания[25].

Также для осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в качестве иных мер предусмотрены: во – первых, изменение условий содержания согласно ч. 3 ст. 87 УИК РФ и, во – вторых, – перевод в исправительные учреждения другого вида, с существенным изменением правового статуса осужденного в сторону ухудшения в соответствии с ч. 4 ст. 78 УИК РФ. Изменение условий содержания производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления. То есть, начальник не вправе единолично применить по отношению к осужденному данную меру взыскания. Перевод осужденных данной категории в исправительные учреждения другого вида может быть произведен: а) из колонии – поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; б) из колонии – поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима; в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Данные виды переводов осуществляются судом, что обеспечивает гарантию от административных злоупотреблений в этой сфере. В целом изменение условий отбывания наказания и вышеназванные переводы являются отражением принципа дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия, закрепленного в уголовно – исполнительном законодательстве.

Заключение

Процесс демократических преобразований общества, проведение в жизнь принципов социальной справедливости побудили государство к реформированию уголовно – исполнительной системы с целью обеспечения новых, более высоких требований по защите гражданских прав и законных интересов осужденных. При реформировании ставится задача реализации гуманного отношения к осужденным, создания приоритета в стимулировании правопослушного поведения осужденных и одновременно дифференцированного подхода к различным категориям лиц, лишенных свободы. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования мер поощрения и взыскания.

Уровень правового регулирования и результативность правоприменительной практики мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, находятся в зависимости от степени разработанности рассматриваемого правового института в общетеоретическом и отраслевом плане и обусловлены значительным рядом факторов исторического, социального, экономического и иного характера. Учет этих факторов предполагает возможность законодательного совершенствования и повышения эффективности данного института в деятельности исправительных учреждений.

Важное значение в правовом регулировании мер взыскания имеет их классификация. Целесообразно классифицировать меры взыскания по пяти группам. Первую должны составлять взыскания воспитательно – предупредительного характера (например, выговор), которые применяются за незначительные нарушения, характеризующие личную дисциплинированность осужденного (нарушение дисциплины строя и формы одежды). Ко второй группе относятся взыскания, связанные с лишением определенных материальных благ либо отменяющие осужденным использование какого – либо права (дисциплинарный штраф, отмена права проживания вне общежития и запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время и т. п.). Третья группа – это меры взыскания, существенно ограничивающие свободу осужденных в пределах исправительного учреждения (водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа и т. п.). Четвертую группу составляют взыскания, связанные с изменениями условий отбывания наказания в пределах одного исправительного учреждения (перевод из обычных в строгие условия отбывания наказания). В пятую группу входят меры взыскания, связанные с переводом из одного исправительного учреждения в другое (перевод из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет и т. п.) и применяемые судом.

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. «Уголовно – исполнительный кодекс РФ» от 08.01.1997 №1 – ФЗ (ред. от 28.11.2015)

3. «Уголовный кодекс РФ» от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 06.07.2016)

4. Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»

Учебная, научная и монографическая литература,

Наши рекомендации