Виды злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания

УИК РФ приводит только перечень злостных нарушений, но не раскрывает их понятие.

Понятие злостности не предполагает повторности, тем более систематичности совершения проступка. Для признания его таковым требуется совершение впервые любого из перечисленных в ч. 1 ст. 116 УИК РФ проступков.

Федеральным законом от 9 марта 2001 г. внесены такие виды злостных нарушений как употребление спиртных напитков, психотропных веществ, изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Перечень злостных нарушений, перечисленный в ч. 1 ст. 116 УИК РФ, существенно изменен и расширен:

– употребление наркотиков. При рассмотрении этого нарушения необходимо руководствоваться перечнем синтетических и природных веществ, растений, препаратов, лекарственных средств, которые включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России в список наркотических средств. К их числу относятся также психотропные вещества, предусмотренные Венской конвенцией 1971 г. «О психотропных веществах» (галлюциногены, стимулирующие средства, например эфедрин, ацетон, и др.)[4].

Употребление осужденным наркотиков является нарушением только в том случае, если данный факт имел место без назначения врача.

Следует обратить внимание практических работников на необходимость медицинского освидетельствования осужденного, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения. К обследованию целесообразно привлекать специалиста – нарколога. В случае невозможности провести освидетельствование при доставлении (обнаружении) нарушителя (например, ночное время) его необходимо провести в самое ближайшее время. Полученные результаты приобщаются к материалам проверки по факту нарушения.

– мелкое хулиганство, под которым понимается нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, нарушающие общественный порядок.

– угроза представителям администрации исправительного учреждения. Под угрозой в данном случае понимается психическое воздействие, которое может быть выражено устно, письменно или через третьих лиц. Угрозу применения насилия в отношении представителя администрации необходимо рассматривать не как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, а как преступление, предусмотренное ст. 312 УК РФ (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества)[5].

Анализ нарушения, связанного с угрозой представителям администрации учреждения, позволяет вести речь о конкуренции ч. 1 ст. 116 УИК РФ со ст. 321 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

Данный вывод основан, во – первых, на грамматическом толковании ч. 1 ст. 321 УК РФ предусматривающей ответственность за угрозу применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы, во – вторых, на изучении судебной практики.

– неповиновение администрации исправительного учреждения. Под неповиновением представителям администрации (по аналогии с неповиновением сотруднику милиции) следует понимать открытый отказ от выполнения законных требований указанных лиц. Если же неповиновение вызвано неправомерными действиями сотрудников исправительного учреждения, то осужденный не несет дисциплинарную ответственность. К их числу относятся:

сопротивление персоналу исправительных учреждений, т.е. активное противодействие осужденными выполнению возложенных на сотрудников этих учреждений обязанностей по обеспечению порядка отбывания наказания, прежде всего соблюдению осужденными дисциплины и установленных для них правил поведения[6].

злостное неповиновение законным требованиям персонала – открытый, демонстративный отказ от исполнения обращенного к осужденному требования сотрудника исправительного учреждения, который в силу выполняемых им функций имеет основанное на законе право предъявить такое требование, а осужденный обязан его выполнить;

проявление буйства – бесчинство, агрессивное поведение, которое может сопровождаться повреждением имущества, оскорблением персонала, нецензурной бранью. Такого рода действия можно при наличии соответствующих признаков рассматривать как хулиганство (ст. 213 УК РФ);

участие в массовых беспорядках. Оно выражается в действиях, сопровождающихся насилием над осужденными и персоналом, другими гражданами, уничтожением имущества, поджогами, погромами, использованием огнестрельного оружия, вооруженным сопротивлением представителям власти (ст. 212 УК РФ)[7];

захват заложников, т.е. противоправное насильственное лишение человека или группы лиц свободы с последующим открытым выдвижением требований совершить какие – либо действия или воздержаться от каких – либо действий как условия их освобождения (ст. 206 УК РФ);

нападение на граждан, выражаемое в применении физического насилия, нанесении побоев персоналу, осужденным, а также гражданам, находящимся на территории исправительного учреждения или на территории, прилегающей к нему. Нападение может носить корыстный характер и выражаться в форме разбойных нападений (статьи 111, 112, 115, 162 и др. УК РФ)[8];

побег из места лишения свободы, т.е. самовольное, незаконное оставление места отбывания наказания. Он может сопровождаться применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения насилия с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ст. 313 УК РФ);

задержание бежавших из исправительных учреждений, проявляемое в действиях по пресечению состоявшегося побега.

– оскорбление представителей администрации выражается в унижении чести и достоинства лиц, ее представляющих, их дискредитации, подрыве морального престижа;

– мужеложство, т.е. половое сношение мужчины с мужчиной. Иные формы удовлетворения половой страсти двух мужчин мужеложством не признаются;

– лесбиянство – половое сношение женщины с женщиной;

– организация забастовок. В соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Принимая во внимание, что ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 106 УИК РФ обязывают осужденных трудиться, можно сделать вывод, что осужденные лишены права на забастовку. Поэтому организация или активное участие в забастовках наказываются в дисциплинарном порядке.

Под организацией забастовки или иного группового неповиновения следует понимать выработку противоправных решений, подбор соучастников, распределение ролей и т.д. Активное участие в совершении указанных нарушений может выражаться в подстрекательстве осужденных, поддержании связи между организатором и другими участниками, сборе информации для «лидеров» и иных подобных действиях, направленных на доведение правонарушения до логического конца. Аналогично следует решать вопрос о квалификации организации группировок осужденных, направленных на совершение указанных нарушений или активное участие в таких группировках.

Под забастовкой понимается прекращение работы группой лиц (бригады, цеха, предприятия), сопровождающееся выдвижением отдельных требований, в целях решения трудовых конфликтов. Организация забастовок состоит в осуществлении действий, направленных на подготовку, подстрекательство осужденных к прекращению работы, на выдвижение требований к администрации предприятий или исправительных учреждений, в руководстве действиями участников забастовки. Отказ от работы в связи с участием в забастовке также следует рассматривать как злостное нарушение режима;

– организация групповых неповиновений состоит в их подготовке, подстрекательстве к ним осужденных с целью открытого отказа от выполнения законных требований администрации исправительного учреждения. Активное участие в них выражается в призывах и принуждении других осужденных принять участие в неповиновении, выдвижении требований к администрации мест лишения свободы[9];

– организация группировок осужденных. Группировка осужденных – это устойчивая группа из двух и более лиц, создаваемая с целью отрицательного воздействия на осужденных, вовлечения их в противоправные действия (азартные игры, употребление наркотиков, сбор среди осужденных денег и т.д.). Группировки могут создаваться и в целях совершения преступлений (нападений на осужденных, администрацию, персонал исправительных учреждений). В этом случае создание такой группировки должно рассматриваться не как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, а как создание преступного сообщества (ст. 210 УК РФ)[10].

Организация группировок осужденных, предусмотренных ч. 1 ст. 116 УИК РФ, выражается в создании и руководстве группой лиц в целях совершения только перечисленных выше нарушений. Создание группировок с иными целями, даже противоправными, но не подпадающими под перечисленные действия, не может рассматриваться как злостное нарушение.

Перечень правонарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 116 УИК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом следует сказать, что социально – правовая характеристика осужденных, имеющих взыскания, позволяет определить степень их исправления и определенные меры воздействия для осужденных, целенаправленно стремящихся к антиобщественному образу жизни.


Наши рекомендации