Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы. Тема: Информационные и образовательные ресурсы

Практическая работа №1

Тема: Информационные и образовательные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Цель практического занятия:

- развитие познавательного интереса, умение анализировать и обобщать полученные знания;

- научиться безопасным приемам работы, воспитание технической дисциплины, научиться оформлять отчеты по практической работе, воспитание чувства ответственности за качество знаний, формирование умений и навыков самообразования, воспитание качества будущего специалиста;

- приобретать навыки практической работы.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Студент должен знать:

- технику безопасности при работе в компьютерных кабинетах и при работе с ПЭВМ (ИТО 015-98).

Студент должен уметь:

- осуществлять вход в систему под различными паролями (локально и в сеть НМК);

- осуществлять доступ с различных терминалов к ресурсам собственной папки, к ресурсам библиотеки и отделения программирования.

Студент должен иметь представление:

- о доступе к локальной сети учебного заведения.

План практического занятия

1. Повторение Правила техники безопасности в учебных кабинетах и инструкции ИОТ 015-98;

2. Схема расположения ПК в компьютерном кабинете;

3. Включение ПК локально (без доступа к сети НМК);

4. Включение ПК под собственным паролем студентов;

5. Изучение информационных ресурсов НМК (доступ к ресурсам Библиотеки, к ресурсам папки «Отделение программирования», к собственной папке);

6. Доступ к ресурсам электронной страницы НМК (сайт www.nmt.edu.ru);

7. Ознакомление с папкой для обмена информацией с преподавателем для проверки выполненных работ;

8. Порядок выключения ПК.

9. Экскурсия (для ознакомления с возможностями доступа к информационным ресурсам учебного заведения через ПК библиотеки НМК).

Содержание отчета

Отчет должен содержать:

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Задание.

4. Результаты выполнения задания.

5. Вывод по работе.

Пояснительная записка

Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

o тематика хранящейся в них информации;

o форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

o доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

o принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

o источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

o назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

o форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

o вид носителя информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:

o субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);

o субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

o субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

o субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

o учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

o учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

o научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

o дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,

o системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

o электронные полнотекстовые библиотеки;

o электронные периодические издания сферы образования;

o электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

o электронные архивы выпусков.

Наши рекомендации