Информационные образовательные ресурсы учебного назначения: их классификация и дидактические функции

Под образовательными технологиямипонимается система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области средней и высшей школы. Формируется прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

Образовательный ресурс (другое название – средство обучения) – элемент среды, в которой идет образовательный процесс, используемый учащимся и педагогом непосредственно в образовательной функции. Таким образом, школьная мебель и здание не являются образовательными ресурсами, а молоток, которым забивают гвоздь на уроке труда, атлас, методическое пособие для учителя – являются. Часто среди О. р. различают учебно-методическую литературу (бумажную), наглядные средства обучения, технические средства обучения и средства ИКТ, лабораторное оборудование и т. д.

Информационный образовательный ресурс наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов (в отличие от ресурсов материальных), используемых в образовании. Примерами информационных ресурсов являются: учебник, видеофильм, редактор текста, еженедельная телевизионная передача и т. д.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. Таким объектом может быть цифровой видеофильм, редактор звуковых файлов, цифровое описание книги и т. д

Цифровой образовательный инструмент Цифровой ресурс, используемый учащимся и учителем в качестве инструмента (орудия) деятельности, например, виртуальная физическая лаборатория, учебная геоинформационная система, редактор текста, пакет для построения графиков и т. д. Функция инструмента может быть не единственной функцией образовательного ресурса, например, возможны атласы, выполняющие также инструментальную функцию определителя или допускающие добавление новых карт в своем ГИС.

Образовательный источник информационный образовательный ресурс, используемый учителем как источник информации в образовательном процессе, во многих случаях – объекта изучения и цитирования. Таким источником может быть плакат, хрестоматия, задачник. Таким источником может быть цифровая энциклопедия, состоящая из отдельных статей и ссылок между ними, виртуальная галерея художника, включающая его жизнеописание со ссылками на его работы, размещенные в галерее, система тестовых заданий, фиксирующая результаты выполнения и т. д.

Учебно-методический комплекс (УМК) Обладающая определенной полнотой система образовательных ресурсов, который может включать цифровые и нецифровые источники и инструменты, обеспечивать функции управления учебным процессом и его организации. В учебно-методический комплекс может входить (в нецифровой или цифровой форме) учебник, аудио-кассета к этому учебнику, методическое пособие для учителя, лабораторное оборудование и т. д. УМК, покрывающие тему или раздел курса называются также учебно-методическими модулями.

Основными задачами образовательных технологий являются:

· помощь учителю при подготовке к уроку:

· компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

· большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

· подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

· подготовка творческих заданий;

· подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

· обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

· помощь при проведении урока:

· демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

· использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

· компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

· индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЭОРами на уроке;

· помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

· повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

· автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

· большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

· возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

· развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

· помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

· приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Современные ЭОРы должны:

· соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;

· ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

· обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

· предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

· обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

· содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

· основываться на достоверных материалах;

· превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

· полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

· обеспечивать возможность параллельно использовать с ЭОРами другие программы;

· обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

· иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

· иметь удобный интерфейс.

Программным средством учебного назначения будем называть программное средство, в котором отражается некая предметная область, в той или иной степени реализуется технология изучения. Применение программных средств в учебном процессе обеспечивает условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Приведем типологию программных средств по методическому назначению.

1. Обучающие — сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.д.).

2. Программные средства (системы) — тренажеры — предназначены для отработки разного рода умений и навыков, осуществления самоподготовки, повторения или закрепления пройденного материала.

3. Контролирующие — предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом.

4. Информационные (информационно-поисковые программные системы, информационно- справочные программные средства) — предоставляют пользователю возможность выбора, вывода, сохранения информации; формируют умения и навыки по систематизации информации.

5. Имитационные — представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик; позволяют имитировать протекании различных явлений и процессов, работу агрегатов и машин.

6. Моделирующие — позволяют моделировать объекты, явления, процессы в целях их исследования и изучения. Спектр реализации такого рода программ достаточно широк. Существуют программы, позволяющие конструировать реальные или виртуальные объекты в двух- или трехмерном пространстве, задавать перемещения, изменять параметры и формы объектов во времени и в пространстве. Основная цель компьютерного моделирования — изучение разнообразных явлений, закономерностей их протекания с внесением изменений в последовательность работы системы, проведением замеров необходимых данных и их последующей обработкой.

7. Демонстрационные — позволяют визуализировать изучаемые схемы, чертежи, объекты, их составные части во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; обеспечивают наглядное представление учебного материала и графической интерпретации исследуемой закономерности. К настоящему времени созданы программы для демонстрации инструкций, правил техники безопасности и др.

8. Расчетные — предназначены для автоматизации различных расчетов.

9. Учебно-игровые — предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций (например, в целях формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

10. Игровые — используются для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе.

Наши рекомендации