Ресурсы знаний: образовательные, научные, информационные. Современное состояние, перспективы развития. Приоритетные направления научных исследований КНР

Образовательные ресурсы – это система образования.

Количество студентов на душу населения

Научные ресурсы – ученые

НИОКА – научно исследовательские и опытно – конструкторские разработки – у Китая не более 1%.

Информационные ресурсы: кол-во телевизоров на семью, кол-во компьютеров на 100 человек и пользователей интернета.

Приоритет: ресурсосберегающие технологии, скоростные железные дороги, разработка нефти и газа.

41. «Политика открытых дверей» Китая. Причины разработки и проведения, основные направления. Стратегия наращивания и диверсификации экспорта. Стратегия привлечения иностранного капитала.

Политика государства, при которой импортные товары из разных государств ввозятся на одинаковых условиях.

После изоляции страны в период правления Мао Цзедуна одной из наиболее важных реформ стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны жизни Китая. Эта политика прежде всего позволила жителям КНР восстановить контакты с остальным миром. В 1999 году Китай посетили 58 миллионов туристов, обеспечив казне 13 миллиардов долларов доходов.

Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ). В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций возрос. Сейчас в Китае действует около 145 тысяч предприятий с участием иностранных инвестиций, где заняты 19,7 милл. человек.

Кроме того, некогда монопольные права министерства внешней торговли и международного сотрудничества были ликвидированы и любое предприятие получило право торговать с заграницей напрямую. КНР вступила в МВФ и Мировой банк и начала переговоры о присоединении к ГАТТ/ВТО. Результатом стало быстрое включение Китая в мировую экономику: долларовая стоимость китайского экспорта последние десять лет выросла в 10 раз.

42. Сельское хозяйство КНР: специфика развития подотраслей и сельскохозяйственных районов. Место КНР в мировом производстве продовольствия. Проблемы сельскохозяйственного развития КНР, пути их решения.

Положение территории страны в трех климатических поясах определяет сложную географию растениеводства - ведущей отрасли сельского хозяйства Китая. КНР остается лидером в мире по сбору всех видов зерна.

Рис – основная продовольственная культура, по сбору которой Китай занимает первое место в мире. Второй по значению продовольственной культурой является пшеница. По ее сбору КНР также лидирует. Хлопчатник – главная среди технических культур Китая – занимает 2/5 всех посевных площадей. Из сахарных культур выращиваются сахарная свекла и сахарный тростник. Традиционными для Китая являются плодоводство и овощеводство.

Животноводство в КНР опирается на естественную кормовую базу – луга и пастбища. Согласно официальным данным, по состоянию на конец 2009 года Китай располагал приблизительно 95 млн. га обрабатываемых земель. С одного участка нередко снимают три и более урожаев за два года, а в бассейне р.Янцзы - ежегодно два урожая.

В субтропических районах Китая выращивают, в основном на экспорт, мандарины, апельсины, личжи и ананасы.

Из технических культур важное место принадлежит хлопку, льну, джуту, конопле, табаку (крупнейшие сборы в мире). Среди масличных культур лидируют арахис, кунжут, подсолнечник. Из сахароносных культур преобладают сахарный тростник и сахарная свекла, а из плодовых - цитрусовые, ананасы, бананы, манго, яблоня, груша и др.

В Китае на протяжении 4000 лет практикуется шелководство. Тутового шелкопряда разводят в южных и восточных районах, а дубового - в Северо-Восточном Китае.

Хотя в настоящее время Китай в основном обеспечивает себя продуктами питания, перспектива дальнейшего производства продовольствия представляется далеко не оптимистичной. При росте численности населения необходимость в увеличении производства пищевых продуктов будет сохраняться, а рост потребностей в кормовом зерне столкнется с необходимостью расширения производства удобрений, повышения расходов воды на орошение и ограниченностью земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного использования. По прогнозам западных специалистов, в 21 в. ежегодная потребность Китая в импортном зерне составит от 55 до 175 млн. т.

Одна из главных проблем сельского хозяйства КНР — слабая обеспеченность пахотной землей, поскольку большую часть территории трудно использовать в земледелии. На высотах менее 500 м над ур. моря находится всего лишь 1/6 площади страны.

Постоянно идет процесс изъятия части их на индустриальное и транспортное строительство, создание водохранилищ и т. п. Многие новые промышленные площадки размещают в главных земледельческих районах страны

ВВП - по секторам экономики:

сельское хозяйство: 9,6%

Рабочая сила - по профессиям:

сельское хозяйство: 38,1%

43. Энергетика КНР: структура отрасли, география размещения. Соотношение запасов, добычи и экспорт угля, нефти и газа. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса КНР. Влияние энергетики КНР на конъюнктуру мирового рынка нефти и газа.

В структуре энергобаланса в Китае всегда доминировал каменный уголь, за ним следовали гидроэнергия, нефть и атомная энергия. В Китае сосредоточены богатейшие залежи каменного угля, страна занимает первое место в мире по его добыче. Месторождения сконцентрированы преимущественно в северных и северо-восточных провинциях (только на провинцию Шаньси приходится около четверти всей добычи угля). Среди наиболее крупных центров угледобычи выделяются Хуайнань, Хэган, Кайлуань, Датун, Фушунь, Фусинь. Кроме того, по всей стране рассеяна масса мелких месторождений, и примерно половина угля добывается на 11 тыс. мелких угольных шахт.

Китай всё больше влияет на мировые рынки энергоресурсов, энергетическую политику других стран, мировые цены на энергоресурсы, стимулирует прирост производства, а также перераспределение и создание новых каналов поставок. В настоящее время доля импорта Китая на мировом рынке нефти — 8%.

В целях диверсификации потребления энергетических ресурсов Китаю необходимо увеличить долю потребления природного газа. На газ приходится лишь 3-4 % энергопотребления, в то время как в большинстве остальных стран эта цифра составляет 20-25 %. К 2020 году Китай будет потреблять 200 млрд кубометров природного газа, и только 120 млрд из них будут покрываться за счёт внутренних источников. Между тем, внутренние источники газа сильно ограничены, к 2010 году нехватка достигла 20 млрд кубометров, а к 2015 году достигнет 40 млрд кубометров.

В последней обнародованной национальной стратегии развития китайской энергетики на период до 2020 года, большую долю составляют планы развития ядерной энергетики. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране.

В 2010 году Китай опередил США и стал мировым лидером по установленной мощности ветрогенераторов, превзойдя порог в 40 тыс. мегаватт.

Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

Энергетика Китая выделяется в мире масштабами развития: по производству основных энергоносителей страна занимает одно из ведущих мест в мире. В энергобалансе КНР на уголь приходится около 3/4 энергии, на нефть – 1/5, доля гидроресурсов и газа невелика. Особенность энергетики Китая – использование очень большого количества некоммерческого топлива (отходы сельского хозяйства, лесозаготовок, камыш), которое крестьяне употребляют для отопления жилищ и приготовления пищи.

Китай – крупный производитель нефти и занимает 4-е место в мире. Добываемая нефть разнообразна по качеству – от легкой малосернистой до тяжелой парафинистой.

Наиболее крупные предприятия по добыче и переработки нефти расположены в провинциях Хэйлуньцзян, Шаньдун, Цинхай, а также в слаборазвитых районах нередко вдали от центров нефти потребления. Большая же часть из 580 нефтеперерабатывающих заводов сосредоточена в Северо-восточном Китае.

Южный Китай и особенно его Восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс. млрд. тонн: к настоящему моменту разведано лишь 3,5%.

44. Тяжелая промышленность КНР: металлургия и машиностроение. Черная и цветная металлургия: история развития, география размещения, проблемы развития.

По общему количеству промышленных предприятий КНР занимает первое место в мире. В настоящее время в тяжелой промышленности работают около 3/5 всех трудовых ресурсов, занятых в индустрии, вырабатывается половина промышленной продукции. Основные индустриальные центры расположены в восточных приморских провинциях и районах Цзянсу, Шанхае, Ляонине, Шаньдуне, Гуандуне, Чжецзяне.

Металлургия выделяется в мире запасами и добычей железорудного сырья, однако потребности отрасли обеспечиваются не полностью. Для получения легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями вольфрама, молибдена, марганца мирового значения.

Основанием китайского «металлургического чуда» является очень дешевая рабочая сила.

Китай полностью обеспечен одним из важнейших видов металлургического сырья. КНР имеет огромные запасы угля, добыча которого на сегодня составляет 3,034 млрд т в год. Металлургия Китая имеет значительную уязвимость по отношению к растущей стоимости импортной железной руды (страна поглощает около 50% железной руды, перевезенной морем, так как руда собственных месторождений низкого качества и трудно добываема).

Машиностроение. Самыми развитыми в данной отрасли промышленности являются: станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение. Выпуск автомобилей в Китае наращивается высокими темпами, причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях.

В структуре промышленности КНР ведущее место занимает тяжелая индустрия. Главные центры черной металлургии сложились в трех районах, где имеются крупные разработки коксующегося угля и руд. В Северо-Восточном Китае действует комбинат в Анынани и металлургические заводы в других центрах. Заводы цветной металлургии (выплавка меди, свинца, цинка, алюминия, магния) находятся на Северо-Востоке, рядом с электростанциями. На Юге и Юго-Западе добывают руды цветных металлов и в меньшей мере выплавляют медь, свинец, вольфрам, олово и сурьму. Современное машиностроение КНР (в том числе производство тяжелого и энергетического оборудования, электроники, сложных и точных приборов, самолетов, автомобилей) создано в основном в 50-е годы при помощи СССР. Оно наиболее развито на Северо-Востоке и Севере, где обеспечено металлом, электроэнергией, а также кадрами. Важнейшие его центры — Шэньян, Чанчунь, Харбин, Тяньцзинь, Пекин, Тайюань.

По запасам железной руды Китай занимает третье место (после России и Бельгии), а по разведанным запасам магниевых руд - второе место в мире.

По итогам прошлого года, объем производства в тяжелой промышленности Поднебесной увеличился на 14,3% к уровню предыдущего года. Цветных металлов в КНР было выпущено 34,24 млн т к концу 2011 г. Это на 10,6% больше, чем годом ранее. Производство автомашин на 3% превысило уровень 2010 г., выйдя на отметку в 19,19 млн штук. За декабрь 2009 года рост объемов промышленного производства в Китае составил 12,8% к уровню 2010 г. В сравнении с аналогичным показателем ноября 2011 г. этот показатель увеличился на 1,1%. Тяжелая промышленность в последний месяц минувшего года прибавила 13%.

45. Легкая промышленность КНР: текстильная, швейная, обувная, пищевая. Место КНР в мировом производстве продукции легкой промышленности. Перспективы развития производства и экспорта товаров легкой промышленности из КНР.

Легкая промышленность – традиционная промышленность Китая. Оказывает сильнейшее воздействие на размеры внутреннего товарооборота, занятость населения, развитие сельского хозяйства. Это одна из самых экономически эффективных отраслей в хозяйстве Китая. Важнейшие из подотраслей – текстильная, быстро развиваются швейная, трикотажная, кожевенная, обувная.

КНР – один из мировых лидеров в выпуске чая, табака, а в последние годы и пива. По производству табачных изделий страна занимает первое место в мире, чая – второе, несколько уступая Индии, а по пиву догоняет США. Экспортное значение имеет только чайная промышленность.

Из отраслей легкой промышленности наиболее развита текстильная. По производству хлопчатобумажных тканей КНР стоит на первом месте в мире.

Ведущими остаются такие отрасли легкой промышленности, как текстильная и пищевая. Предприятия этих отраслей расположены преимущественно в Восточном, Северном, Центрально-южном районах. На Северо-востоке страны сосредоточены главным образом предприятия бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, на Северо-западе - предприятия по переработке хлопка и продукции животноводства, на Юго-западе наиболее развита пищевая промышленность.

Китай явно доминирует в мировой торговле текстилем и одеждой, имея долю в 20%. А после того, как в конкурентной борьбе КНР потеснила Мексику и Турцию – важнейших поставщиков текстиля в США и ЕС – аналитики прогнозируют увеличение доли Китая на рынке текстиля до 40%.

Успех Китая на мировом текстильном рынке вызван не только большими трудовыми ресурсами и невысоком уровне заработной платы. Дело в том, что для Китая характерна минимальная зависимость от импорта текстильного сырья и материалов. КНР является ведущим в мире производителем хлопка. Это обеспечивает Китаю практически неограниченные возможности развития текстильного производства.

46. Транспортная система КНР: виды транспорта, их значение в экономике. Особенности географии транспортных сетей в КНР. Современное состояние и перспективы интеграции КНР в транспортную систему СВА и АТР.

Протяжённость автодорог (включая сельские) составляет 3,5 млн км. Общая длина современных многополосных автострад на конец 2006 года составляла 45,3 тыс. км (в 2006 году было построено 4,3 тыс. км автострад, в 2007 году планируется ввести 5 тыс. км).

Протяжённость железнодорожной сети составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км. В 2006 году была введена в строй самая высокогорная железная дорога в Тибете (до 5072 м над уровнем моря) стоимостью $4,2 млрд.

Водный транспорт включает в себя морские внешнеторговые и внутренние перевозки, а также грузоперевозки по наиболее крупным внутренним рекам. Водный транспорт сосредоточен на юго-восточном приморье и южных районах. Его доля в общем грузообороте поднялась с 42 процентов в 1980 году до 53,2 процента в 2001 году. Общая протяженность внутренних рек Китая превышает 110 тыс. км, а общая протяженность судоходных фарватеров — 7,8 тыс. км.

Воздушный транспорт. Лет десять назад полет на самолете был у китайцев признаком положения и богатства. Сейчас частота рейсов между городами все больше растет. Так, из Пекина в Шанхай ежедневно более 40 рейсов. В 2001 году в Китае насчитывалось уже 143 гражданских аэропорта и 1143 авиалинии.

Китай инвестирует ежегодно около 9% ВВП на развитие транспорта и создание инфраструктуры, в то время как другие развивающиеся страны - от 2% до 5% ВВП. В 2007 году Китай стал одной из немногих стран мира, начавшей эксплуатировать скоростные поезда. Развитие железных дорог связано в первую очередь с необходимостью перевозки большого количества грузов ввиду бурного экономического роста.

47. Валютная и финансовая системы КНР. Золотовалютные резервы и валютная политика КНР. Народный банк Китая, «политические банки», банки «большой четверки», иностранные коммерческие банки.

В Китайской Народной Республике действует двухуровневая банковская система. На первом уровне находится центральный банк, а на втором - специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков.

Функциями центрального банка наделен Народный банк Китая. Изначально на НБК были возложены следующие функции: выполнение операций государственного казначейства; контроль над частными кредитами; размещение государственных займов; контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами. См. приложение №4

В настоящее время минимальный объем уставного капитала, необходимый для учреждения коммерческого банка, составляет 1 млрд. юаней.

После образования КНР первыми шагами новой власти стали национализация крупнейших банков и создание на их основе государственных банков. Специализированные государственные банки: Сельскохозяйственному банку, Народному строительному банку, Банку Китая и Торгово-промышленному банку.

Эти банки не конкурируют с коммерческими банками, поскольку их кредитные ресурсы формируются не за счет прямого привлечения сберегательных депозитов, а путем выделения им бюджетных средств, займов НБК и эмиссии собственных облигаций.

Юань КНР — базовая единица китайской денежной системы жэньминьби .

Золотовалютные резервы (международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.

1 КНР 3044 (апрель 2011)

2 Япония 1091 (февраль 2011)

— Еврозона 531 (февраль 2009)

3 Россия 545,012 (сентябрь 2011)

48. Внешняя торговля КНР и её регулирование: история и особенности развития, товарная и географическая структура. Торговые войны. Тарифные и нетарифные методы регулирования.

Характерная черта современной китайской экономики — зависимость её от внешнего рынка. По объёму экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс.наименований.

Экспорт:

$ 1897000000000 (2011 г.)

Экспорт - товары:

электрических и других машин, в том числе оборудования для обработки данных, одежда, текстиль, железо и сталь, оптической и медицинской техники

Экспорт - партнеры:

США 18%, в Гонконге на 13,8%, Япония 7,6%, Южная Корея 4,4%, Германия 4,3% (2010)

Импорт:

$ 1664000000000 (2011 г.)

Место страны в мире: 3

Импорт - товары:

электрические и другая техника, нефть и минеральное топливо, оптические и медицинского оборудования, руды металлов, пластмасс, органических химических веществ

Импорт - партнеры:

Япония 12,6%, Южная Корея 9,9%, США 7,3%, Германии 5,3%, Австралии 4,3% (2010)

Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. С 2004 года Китай уверенно лидирует в мире по объемам экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования, с 2005 года - в целом по объемам высокотехнологичного экспорта.

Текстильная индустрия КНР — первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей.

Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия — страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44 %).

Между тем, положительное сальдо торгового баланса Китая по итогам 2011 года составит 150 млрд. долл.

49. Международная инвестиционная деятельность КНР: методы привлечения иностранных инвестиций, отраслевая и географическая специфика. Роль «хуацяо» в инвестировании в КНР. Экспорт капитала из КНР: направления, причины.

Фонд прямых иностранных инвестиций - дома:

$ 776 млрд. (31 декабря 2011 г.)

Место страны в мире: 7

Фонд прямых иностранных инвестиций - за границей:

$ 373 700 000 000 (31 декабря 2011 г.)

Место страны в мире: 14

Кредиты и займы обеспечили значительную часть привлеченных средств. На них пришлось свыше 70% реализованных инвестиций. Кредиты иностранных правительств, кредиты международных финансовых организаций предоставляются, как правило, на льготных условиях. На них приходится до 50% общего объема кредитов и займов КНР.

Наиболее выгодными для Китая были кредиты, предоставляемые структурным подразделением Мирового Банка - Международной ассоциацией развития. Все кредиты данной ассоциации являются беспроцентными (взимается лишь комиссия в размере 0,75% годовых).

Показатели, характеризующие долговое положение КНР, не вызывают опасений. Коэффициент долговой ответственности (отношение внешнего долга и ВНП) не превышает 15% при опасной границе в 20%.

Привлечение иностранных капиталовложений способствовало ускорению развития ряда экспортных отраслей КНР, в том числе текстильной, швейной, обувной, электронной, что позволило увеличить их вывоз на мировой рынок.

До сих пор ведущие инвесторы к Китайской экономике были США, Япония, Тайвань и Сингапур, но и на данный момент сохраняются значительные возможности для инвесторов из других регионов мира, особенно из Европы.

При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. К 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

50. Свободные экономические зоны (СЭЗ) КНР: виды, принципы деятельности. Особенности деятельности СЭЗ на границе с Россией. Причины успеха развития СЭЗ в Китае.

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью иностранными.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов

рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип

декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е

гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех

инвестиций.

3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность.

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение

импортного сырья.

5. Включение обширных национальных регионов.

6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям

СЭЗ.

Основные цели создания СЭЗ:

. привлечение иностранного капитала, передовой техники и

технологии, овладение опытом управления, подготовка

национальных кадров;

. увеличение экспортной валютной выручки;

. эффективное использование природных ресурсов;

. стимулирование развития экономики страны в целом, передача

передовой зарубежной технологии и опыта управления во

внутренние районы страны;

. создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997

г.) и Макао (1999 г.);

. обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где

находятся спецзоны всех типов.

В Китае 6 специальных экономических зон, более

30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых

портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства,

районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ

являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ

расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом

инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные

сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение,

инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной

продукции в 1999 г. - $7,5 мрлд.

СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными

инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность,

электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла –

инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15

млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования –

электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в

облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды,

обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых

95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване,

Сингапуре.

СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций

- $22,3 млрд.

СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405 проектов в

автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях,

высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд.

Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:

1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных

инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения,

прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных

корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически

современных предприятий пока направляются главным образом в

другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со

средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.

2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая

квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на

темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание

СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних

районах КНР.)

4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.

5. Дефицит сырья и энергии.

6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.

7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации

занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым

СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде

оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по

завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП;

более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

51. Международная миграция рабочей силы: причины, виды, направления, последствия. Взаимосвязь уровня образования и квалификации рабочей силы со странами-реципиентами. Регулирование миграции рабочей силы в Китае.

В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянные, или безвозвратные, миграции и временные (иногда сезонные, например, на период работы, учебы) миграции. Характер, масштабы и направление миграционных потоков в современную эпоху заметно отличаются от потоков как далекого, так и довольно близкого прошлого.

Старая миграция

Под старыми миграциями имеются в виду переселения, возникшие в эпоху Великих географических открытий (XV-XVII вв.) и последующий период вплоть до Первой мировой войны.

В конце XIX и первой половине XX столетия наибольший приток мигрантов отмечался из стран Европы в США, быстро развивающаяся промышленность которых испытывала острую нехватку рабочей силы. Переселения носили преимущественно добровольный семейный характер, т. е. включали все возрасты. В дальнейшем ситуация изменилась. Страны Западной Европы сами стали привлекать иностранных рабочих, главным образом мужчин молодых возрастов. Теперь пополнение трудовых ресурсов происходило преимущественно из стран Азии и Африки. Смена источников получения рабочей силы означала, что на место старой миграции пришла новая миграция. Наиболее активно в деле привлечения иностранных рабочих действовала Германия, имевшая незначительные колонии и потому почти не пользовавшаяся эксплуатацией заморского труда. Привлечение иностранных рабочих, согласных практически на любые условия труда, послужило мощным толчком экономического прогресса стран Западной Европы и Северной Америки.

Новая миграция

Основными причинами новой миграции стали преимущественно экономические и военно-политические.

Весной 2000 г. на 3 сессии Всекитайского собрания народных представителей была провозглашена новая внешнеэкономическая стратегия Китая, получившая известность под девизом "Идти вовне". Одним из методов реализации новой стратегии является максимальное использование растущей китайской миграции и деятельности китайских землячеств во всем мире.

Следует учитывать, что в последние годы численность лиц, легально выезжающих из Китая с частными целями, увеличивается на более чем 30% ежегодно.

Стратегия "Идти вовне" призвана решить ряд экономических проблем, являющихся для Китая исключительно актуальными. Во-первых, обеспечить расширение рынка сбыта товаров, производимых в стране. Во-вторых, способствовать увеличению поставок сырьевых ресурсов, необходимых китайской промышленности. В-третьих, увеличить каналы поступления капиталов и научно-технических достижений из-за рубежа.

Россия представляет собой довольно широкий рынок сбыта китайских товаров. Его осуществляют по преимуществу китайские мигранты и китайские фирмы, обосновавшиеся в России и применяющие главным образом "теневые" схемы бизнеса. В России эту торговлю называют неофициальной, "челночной". Объем "народной" торговли с Россией оценивается в 10 млрд. долл. США, то есть она практически стала равна официальному товарообороту двух стран - 10,6 млрд.

Если китайское правительство поможет переезду в Россию только 1% из 200-300 млн. своих безработных, то одна только эта мера способна создать в стране достаточно сложную ситуацию. До последнего времени Россия не являлась страной обетованной в глазах абсолютного большинства китайцев, стремящихся устроить свою судьбу за пределами страны. Ситуация, однако, может в любое время измениться, особенно при участии китайского правительства.

Иным словами, мир и Россия переживают переломный момент- начало формирования новых условий глобального роста китайской миграции и развития китайских землячеств. Они окончательно еще не сложились. Ясно, что в новой ситуации при изучении китайской миграции и китайских землячеств следует самым внимательным образом отнестись к позиции китайского руководства по этому вопросу.

52. Деятельность КНР в ГАТТ/ВТО. История вступления Китая в ВТО. Причины и последствия участия в ВТО для экономического развития и интенсификации внешнеэкономических связей КНР.

53. Участие КНР в международных и региональных финансовых организациях: МВФ, группа Всемирного банка, Азиатский банк развития. Взаимоотношения КНР с другими странами АТР в рамках финансовых организаций.

Основные функции МВФ:

1. кредитование

2. стабилизация денежных обменных курсов

3. консультирование стран дебиторов

4. содействие международному сотрудничеству в денежной политике

5. расширение мировой торговли

6. разработка стандартов международной финансовой статистики

7. сбор и публикация международной финансовой статистики

«ВБ является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира. Организация состоит из двух уникальных организаций развития, принадлежащих 187 странам-членам - Meждународного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР)»

Эти два учреждения действуют сообща, но каждое из них играет особую роль в процессе воплощения в жизнь идей всеобъемлющей и устойчивой глобализации. Цель МБРР - сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем дохода и в кредитоспособных странах с низким уровнем дохода, в то время как внимание МАР сосредоточено на беднейших странах мира.

КНР по итогам предстоящей реформы квот и голосов в Международном валютном фонде (МВФ) может занять третью или даже вторую строчку в организации по объему полномочий после основного "пайщика" МВФ - Соединённых Штатов Америки.

25 апреля 2010 г. Комиссия ВБ по развитию утвердила план реформирования в отношении права голоса в новом этапе. Развитые страны в общей сложности отдали 3,13% права голоса, таким образом, общая доля права голоса развивающихся стран повысилась от 44,06% до 47,19%, право голоса КНР в ВБ повысилось от 2,77% до 4,42%, благодаря такому увеличению КНР вышел с шестого на третье место и уступает лишь США и Японии.

На самом деле, в феврале 2010 г. уже была выявлена тенденция повышения права голоса КНР. Президент МВФ Строс-Кан назначил вице-председателя Китайского народного банка Чжу Миня специальным советником. Немало ученых отметили, что вслед за назначением председателем ВБ Зелликом Линь Ифу старшим экономистом ВБ настоящее назначение несомненно свидетельствует о повышении права голоса КНР.

Повышение роли КНР в ВБ означает не только усиление права голоса КНР, но и увеличивает ответственность КНР, т.е. КНР становится третьим государством-акционером для ВБ, увеличивается не только его право голоса в ВБ, но и его вклады.

КНР становится богаче и повышает собственный статус в международном сообществе, увеличивая право голоса в ВБ. Одновременно усиливается ответственность КНР, как акционера, теперь КНР должен вкладывать больше средств.

МВФ обнародовал последний "Доклад о перспективах мировой экономики". В нем отмечено, что восстановление мировой экономики идет оптимистичнее, чем ожидалось. После спада на 0,6% в 2009 году мировая экономика в 2010 и 2011 годах скорее всего достигнет роста в 4,2%-4,3%. Азиатская экономика продолжит глобальное экономическое восстановление, КНР и Индия будут самыми активными в этом деле.

Глобальная экономика проявляет активную тенденцию восстановления, однако темпы и стимулы у разных стран и регионов заметно отличаются, восстановление ведется очень интенсивно в развивающихся странах и на их рынках и относительно замедленно - в развитых странах. Некоторые функции финансовой системы были постепенно восстановлены.

«Специалисты ВБ ожидают рост ВВП в КНР на 8,7% в 2011 году и на 8,4% в 2012 году. Соответствующие показатели для Индии -- 8,4 и 8,7%, для России -- 4 и 4,2%, для Бразилии -- 4,4 и 4,3%, говорится в документе, обнародованном старшим вице-президентом и главным экономистом ВБ Джастином Ифу Линем и руководителем подразделения, изучающего перспективы развития, Хансом Тиммером»

МВФ не стал употреблять формулировку «существенно недооценен» в отношении китайского юаня.

Считают, что китайская валюта стоит слишком дешево. Но с другой стороны, КНР уже добилась значительного сокращения балансового неравенства благодаря шагам по усилению потребительской активности внутри страны.

В течение почти двух лет Поднебесная сопротивлялась призывам своих торговых партнеров позволить национальной валюте расти, поскольку мировой финансовый кризис вынудил ее стимулировать экономический рост любыми средствами. В июне 2010 г. Народный банк КНР объявил о намерении активизировать реформу механизма обменного курса юаня и повысить его гибкость, учитывая постепенное восстановление мировой экономики и ситуацию на внутреннем рынке страны. По мнению многих экспертов, это был реверанс - КНР решила не обострять отношения с Западом в преддверии саммита «большой двадцатки». На самом деле китайцам сейчас необходимы торговые преимущества, которые обеспечивают низкий курс юаня, поскольку последние экономические данные свидетельствуют о некотором ослаблении экономической активности.

По мнению СМИ, экономисты МВФ полагают, что юань по-прежнему недооценен на 5--27%. Несмотря на это, МВФ хотел показать, что он оценил усилия КНР по повышению курса национальной валюты. Фонд старается избежать трений с крупнейшим кредитором США, влияние которого увеличивается. КНР также демонстрирует свое расположение к МВФ. В прошлом году КНР купила бумаг фонда на 50 млрд долл., чтобы пополнить его капитал, а заместитель управляющего Народного банка КНР Чжу Мин начал работать в качестве специального ассистента г-на Стросс-Кана.

Нынешнее изменение риторики МВФ - уже второй признак успехов КНР в либерализации валютных курсов за последнее время. 8 июля администрация президента Барака Обамы заявила, что юань остается недооцененным, но отказалась объявлять КНР «манипулятором валютных курсов». Это вызвало раздражение американских законодателей, многие из них заявили, что КНР сохраняет «несправедливый» курс юаня для поддержки своих экспортеров, и пригрозили мерами воздействия. В тот же день государственное управление валютного контроля КНР сообщило, что КНР «сохранит стабильность обменного курса своей национальной валюты на разумном и сбалансированном уровне».

54. Участие КНР в организациях системы ООН: решение глобальных проблем (продовольственной, бедности, развития человеческого потенциала), многостороннее регулирование внешней торговли и международной миграции.

25 октября 2011 года исполнилось 40 лет со дня восстановления законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций. За эти четыре десятилетия радикально изменились и сам Китай, и мир. Многое изменилось и в деятельности КНР в ООН. Из неопытного новичка Пекин постепенно превратился в одного из самых последовательных защитников ведущей роли ООН в обеспечении международного мира, в твердого поборника провозглашенных организацией целей глобального и социального развития.

Важным направлением деятельности КНР в ООН является участие в ее миротворческих операциях. Пойти на такой шаг Пекину было непросто – ведь он в какой-то мере противоречил провозглашенному им принципу неразмещения воинских контингентов за рубежами страны. Однако осознание всей важности миротворческих операций для выполнения ООН ее незаменимой роли в обеспечении глобальной безопасности возобладало. В 1988 году КНР присоединилась к деятельности Специального комитета ООН по миротворческим операциям, а в апреле 1989-го впервые предоставила в распоряжение Группы ООН по помощи в осуществлении переходного периода (ЮНТАГ) группу гражданских лиц для наблюдения за выборами в Намибии. В общей сложности с 1990 по 2009 год Китай принял участие в 18 миротворческих миссиях ООН, направив за рубеж свыше 11 тыс. миротворцев, из них 1100 – военных наблюдателей. По состоянию на 30 июня 2009 года в миротворческих миссиях ООН находились 2148 миротворцев из КНР. Китай предоставил больше миротворцев, чем другие постоянные члены Совета Безопасности ООН. В июне 2009 года в Пекине был создан миротворческий центр Министерства обороны КНР, предназначенный для подготовки персонала и обмена опытом деятельности в данной сфере.

Позиция КНР по отношению к ООН является гибкой. Она меняется в соответствии с переменами в международной обстановке и тенденциями в политике большинства государств — членов ООН и особенно крупных государств.

КНР призывает «уважать многообразие мира». Тезис о многообразии отвечает устремлениям других. Выдвинув его, Китай получил возможность налаживать и развивать отношения со многими, прежде всего развивающимися государствами. Вместе с тем этот тезис работает и в отношениях с развитыми государствами, так как позволяет находить общую платформу — признание разнообразия и мирного сосуществования различных общественно-политических систем.

По этим вопросам позиции РФ и КНР близки или совпадают. Два наших государства солидарно голосуют по большинству во-просов и в Совете Безопасности ООН, и на Генеральной Ассамблее ООН, и в различных международных организациях. С одной стороны, это позволяет поддерживать благоприятную атмосферу и в двусторонних отношениях, и в процессе работы каждой из наших стран в международных организациях. С другой — отсюда вытекает сугубо осторожный подход к возникающим проблемам, обусловленный необходимостью не участвовать в вероятных конфликтах в международных организациях, не допускать ущемления интересов России и не наносить ущерба взаимоотно-шениям РФ с США, другими крупными государствами и с раз-вивающимися странами.

55. Участие КНР в международном экономическом сотрудничестве в СВА. Доля Японии и Республики Корея в экспорте и импорте товаров и услуг, капитала, рабочей силы, технологий в КНР. Проекты функциональной интеграции в СВА, проблемы и перспективы их реализации.

Китайское правительство неуклонно придерживается проверенных временем пяти принципов мирного сосуществования. Оно развивает отношения со всеми странами СВА, не разделяя их по идейно-политическому принципу. Китай поощряет взаимовыгодное сотрудничество со странами СВА, активно осуществляет дипломатию партнерства, содействует созданию отношений добрососедства между ними, устранению блокового мышления в регионе СВА.

Янь Шеньи. Современная дипломатия Китая. Шанхай, 2004. С. 316. внешнеполитические курсы, в направлении их большей сбалансированности с ориентиром на защиту национальных интересов и расширение сотрудничества в области безопасности как на многостороннем, так и на двустороннем уровнях.

Экспорт - товары:

электрических и других машин, в том числе оборудования для обработки данных, одежда, текстиль, железо и сталь, оптической и медицинской техники

Экспорт - партнеры:

США 18%, в Гонконге на 13,8%, Япония 7,6%, Южная Корея 4,4%, Германия 4,3% (2010)

Импорт:

$ 1664000000000 (2011 г.)

Место страны в мире: 3

$ 1327000000000 (2010 год)

Импорт - товары:

электрические и другая техника, нефть и минеральное топливо, оптические и медицинского оборудования, руды металлов, пластмасс, органических химических веществ

Импорт - партнеры:

Япония 12,6%, Южная Корея 9,9%, США 7,3%, Германии 5,3%, Австралии 4,3% (2010)

56. Участие КНР в интеграционных процессах в АТЭС. История участия КНР в АТЭС. Интересы Китая: географические и отраслевые приоритеты.

Пекин, 13 ноября /Синьхуа/ - В ноябре 1989 года была создана Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества /АТЭС/. В июле 1990 года на втором министерском совещании АТЭС в Сингапуре было принято Совместное заявление, в котором выражалось приветствие скорейшему одновременному присоединению к организации Китая и китайских Тайбэя и Сянгана. В ноябре 1991 года на основе принципов "одного Китая" и "дифференциации суверенных государств и региональных экономических субъектов" Китай в качестве суверенного государства, а также китайские Тайбэй и Сянган /с 1 июля 1997 года Сянган переименован в "китайский Сянган"/ в качестве региональных экономических субъектов официально вступили в АТЭС.

После вступления Китая в организацию АТЭС стала важной ареной для страны в налаживании взаимовыгодного сотрудничества и многосторонней дипломатии с другими экономическими субъектами региона, а также в демонстрации государственного облика Китая. Путем участия в сотрудничестве в рамках АТЭС Китай содействовал собственному развитию и в то же время внес важный вклад в развитие региональной и мировой экономики.

В качестве члена большой семьи АТР Китай уделял и уделяет особое внимание взаимодействию в АТЭС в разных направлениях, принимая активное участие в данном процессе. Председатель КНР принимал участие во всех неформальных встречах лидеров АТЭС, излагая активные, сбалансированные и рациональные политические предложения и инициативы. 20 октября 2001 года в Шанхае успешно прошла 9-я неформальная встреча руководителей организации, на ней был принят ряд важных документов, таких как Декларация экономических лидеров АТЭС, Шанхайское соглашение и Стратегия "Электронного АТЭС". Это оказало значительное содействие развитию двусторонних отношений между Китаем и соответствующими членами организации.

Азиатско-тихоокеанский регион является важной опорой для внешней экономики и торговли Китая. Около 70 проц внешнего товарооборта Китая и свыше 70 проц привлеченных им прямых иностранных инвестиций приходятся на члены АТЭС. Развитие Китая, в большой мере, осуществляется благодаря региональной экономике. С другой стороны, Китай играет крайне конструктивную роль внутри АТЭС. Принимая участие в мероприятиях организации, страна содействует развитию международного порядка в более справедливом и рациональном направлении.

В последние 2 года в целях преодоления международного финансового кризиса китайское правительство своевременно скорректировало макроэкономическую политику и решительно реализовало пакет мер по расширению внутреннего спроса и содействию экономическому росту, активно сотрудничая с мировым сообществом, включая региональную организации АТЭС. На 17-й неформальной встрече руководителей АТЭС в Сингапуре председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что правительство Китая выделит 10 млн долларов США для учреждения фонда сотрудничества Китай-АТЭС, призванного поощрять и поддерживать участие соответствующих китайских ведомств и предприятий в экономическом и техническом сотрудничестве с АТЭС. Через каналы двустороннего, многостороннего и регионального сотрудничества Китай внес весомый вклад, чтобы ускорить выход мировой экономики из трудового положения.

57. Диспропорции регионального экономического развития КНР: Восточный, Центральный, Западный районы. Экономический разрыв между наиболее и наименее развитыми провинциями. Пути решения проблемы.

Освоение запада.

За прошедшие годы в западных районах Китая были достигнуты существенные успехи в инфраструктурном строительстве. За этот период начали осуществляться несколько важнейших проектов, затрагивающих общее положение развития западных районов страны, такие, как проект по прокладке Цинхай-Тибетской железнодорожной магистрали, проекты по строительству газопровода и электролинии для поставки природного газа и электроэнергии из западных районов в восточные.

В освоении Западного Китая первоочередное внимание уделяется относительно более развитым территориям - провинциям Сычуань и Шэньси, а также автономным районам Тибет, Синьцзян, Нинся.

Как весь опыт проведения реформ в КНР, так и непродолжительный процесс освоения Западного Китая показывают, что необходимым условием успеха реформирования является привлечение инвестиций. В списке потенциальных инвесторов главным ориентиром для китайского правительства являются США, Япония, страны ЕС. Особая роль отводится привлечению инвестиций из Гонконга и Макао, возвращенных под юрисдикцию КНР.

Одним из важных направлений выполнения программы освоения западных районов является шефство развитых восточных провинций над западными - в области инвестиций, развития промышленности и инфраструктуры и других сферах.

58. Внешнеэкономические связи КНР и России: внешняя торговля, инвестиционное сотрудничество, миграция рабочей силы. Проблемы российско-китайского сотрудничества и пути их решения.

В 2002 г. отмечается небывалый приток в Россию деловых делегаций крупнейших китайских предприятий, а также руководителей провинциальных и городских правительственных структур из различных регионов Китая. В ходе состоявшихся многочисленных встреч, семинаров можно с уверенностью отметить значительный рост заинтересованности китайских компаний в установлении и развитии отношений с российскими партнерами.

Речь идет о предприятиях по производству оборудования для нефтегазодобывающих компаний, контрольно-измерительного оборудования, химических волокон, кабелей, очистных систем, бытовой техники, станков и машин, упаковочного сварочного, железнодорожного оборудования, строительных материалов, мотоциклов, запчастей для автомобилей, обуви, информационных систем и т.д.

В январе-августе 2004 г. Китай заимствовал из России 25 технологий общей стоимостью 15,3 млн. долл. США, затрагивающих атомную энергетику, космонавтику, электронику и другие сферы. В 2003 году Россия передала Китаю 39 технологий на общую сумму 24 млн. долл. США.

10 июня 2004 года в Хабаровске завершился Китайско-Российский экономический форум, в ходе которого заключен ряд инвестиционных контрактов на сумму более 700 миллионов долларов США.

В Китае было зарегистрировано 1644 предприятия с участием российского капитала (0,5% от общего количества действующих в Китае предприятий с зарубежными инвестициями), объем фактически освоенных российских инвестиций в Китае составил 414 млн. долл. США (0,08 % от общего объема практически освоенных Китаем иноинвестиций). Российские инвестиции в Китай направлены, главным образом, на освоение атомной энергии, сборку автомобилей и сельскохозяйственных машин, химию, строительную индустрию и фармацевтику.

Перспективным направлением сотрудничества может стать проведение совместных геологических исследований на нефть и газ в приграничных районах северо-восточных провинций Китая и Приморского края.

В оценке главных проблем развития российско-китайских торгово-экономи-ческих отношений мнения опрошенных разделились следующим образом:

Китайские респонденты

1. Неэффективная поддержка государственных институтов.

2. Миграционная политика.

3. Отсутствие стратегии торгово-экономического развития.

Российские респонденты

1. Нестабильность российской экономики и риск инвестиций.

2. Невнятная таможенная политика России.

Проблемы эколого-экономические российско-китайского трансграничного экономического сотрудничества и инициировать широкую дискуссию для поиска решения множества наболевших экологических проблем в экономическом взаимодействии.

59. Развитие туризма в КНР. Внутренний, въездной и выездной туризм: географические направления, основные виды туризма (рекреационный, деловые поездки и т.д.). Значение туризма для развития экономики страны и отдельных регионов.

Динамика выездного туризма. Последние 10 лет выездной туризм Китая характеризуется высокими темпами роста – в среднем около 20% ежегодно.

По прогнозам ВТО, к 2020 г. число выезжающих за рубеж китайских граждан достигнет 100 млн.чел.

Социально-экономические предпосылки выездного туризма.Быстрому росту выездного туризма Китая способствуют в первую очередь быстрые темпы экономического развития страны.

Уровень развития выездного туризма служит показателем степени открытости страны. Важным фактором, ограничивающим развитие выездного туризма в Китае, является внутренняя политика. За последние годы была значительно упрощена процедура получения заграничных паспортов, увеличилось количество турагентств, аккредитованных на работу в выездном туризме, расширился перечень стран, официально рекомендованных китайским правительством для посещения с целью туризма. Это привело к значительным изменениям в структуре, динамике и географии выездного туристического потока из КНР.

Становление китайского выездного потока проходило в несколько этапов, охватывая все большее географическое пространство. Первой волной стало открытие Сянгана и Аомыня, которые, в китайской системе учета, классифицируются как «выездные» (зарубежные) дестинации. Второй – возникновение приграничного обмена с соседними государствами в юго-восточных районах Китая с Вьетнамом, Камбоджой, Лаосом и Мьянмой и в северо-восточных провинциях с Россией, КНДР, Республикой Кореей и Монголией. Третий этап – поездки в АТР, в первую очередь в Юго-Восточную Азию. В дальнейшем начали осуществляться поездки в Австралию, Новую Зеландию, США, что ознаменовало наступление следующего этапа, на котором китайский выездной поток вырвался за пределы региона.

Наши рекомендации