Информационные образовательные ресурсы

Неотъемлемой и самой ценной составляющей современных систем обучения построенных на широком использовании информационных и коммуникационных технологий являются информационные образовательные ресурсы. В образовании находят применение множество разнообразных информационных ресурсов (ИР) отличающихся как по содержанию, так и по характеру информации, ее знаковой природе и способу представления, объему, структуре, типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению и другим атрибутам. Информационные образовательные ресурсы функционируют в системе образовательных порталов, электронных библиотеках, репозиториях, системах управления обучением и др. Информационные ресурсы являются сложными объектами с многоуровневой структурой. Можно выделить, например, такие уровни как уровень ИР в целом, самостоятельные части ИР (например, разделы сайта или отдельные документы), тексты (рисунки, фотографии и т.д.), предложения, слова и числа, знаки (идеограммы, точки изображения и т.д.). На каждом из таких уровней находятся разные объекты, имеющие собственные характеристики. Основными типами электронных образовательных ресурсов являются следующие.

Электронные учебные и учебно-методические пособия. Основными качествами электронного учебника и других учебных материалов этого типа являются: полнота и непрерывность изложения материала, реализация новых дидактических схем работы с использованием современных информационных средств, комплексное применение мультимедийных технологий, навигационные возможности.

Системы тестирования.Программные средства контроля уровня знаний, умений и навыков автоматизирующие процесс оценки качества знаний учащегося.

Информационно-поисковые справочные системы,предназначенные для поддержки самостоятельной работы учащихся. Они дополняют регулярное и последовательное изложение материалов в учебниках возможностями непосредственного доступа к нужным блокам информации через использование поиска по ключевым словам, запросам и т.д. Справочные системы работают с базами знаний, информация в которых, как правило, организована в древовидной форме, гипертекстовом формате, в виде реляционных баз данных. Развитые информационно-поисковые справочные системы способны предоставлять богатые сервисные возможности пользователю, например, создавать динамические каталоги, профилировать информацию и т.д. Наиболее совершенные справочные системы способны вести себя как экспертные системы, реализуемые с применением технологий искусственного интеллекта. К этому же типу относятся электронные справочники, словари, энциклопедии.

Средства математического и имитационного моделирования. Основная цель средств моделирования заключается в автоматизации процесса практических занятий учащихся. Это может быть и моделирование физического эксперимента, и имитатор недоступного учащемуся прибора, и тренинговая система по решению обыкновенных дифференциальных уравнений, и моделирование дискуссии по политологии. Структура и способы реализации моделирующих систем индивидуальны и зависят, в первую очередь, от природы моделируемого объекта. Во многих случаях для создания адекватной модели необходимо использовать сложные математические и информационные методы, а также технологии искусственного интеллекта.

Средства автоматизации профессиональной деятельноститакже могут выступать в качестве обучающих электронных ресурсов. К особенностям данного типа электронных ресурсов следует отнести то, что разработанные, как правило, вне сферы образования, эти ресурсы уже готовы к использованию в процессе обучения, и требуют только методической подготовки. Особенно широкое распространение электронные ресурсы данного типа получили в обучении информатике: студенты работают в тех программных средах, с теми системами управления базами данных и т.д., с которыми им придется столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Интерфейсы к лабораториям удаленного доступа, виртуальным лабораторным практикумам и ресурсам. Мировые информационные сети позволяют сегодня работать с научными и образовательными ресурсами, географически находящимися на значительных расстояниях от учащегося. Данный подход позволяет в значительной степени оптимизировать образовательную инфраструктуру через концентрацию ресурсов в определенных узлах (ресурсных центрах), а также выровнять возможности студентов вне зависимости от места их нахождения.

Сервисные программные средства общего назначения. К этой категории относятся сервисные средства, автоматизирующие рутинные процедуры учебного процесса.

Комплексные обучающие программысостоят из компонентов, каждый из которых принадлежит одному из перечисленных выше типов. Например, обучающая система может включать электронный учебник, набор модулей, имитирующих эксперименты по теме, информационно-справочную систему для подсказок, а также систему тестирования для проверки знаний. К этой же категории относится электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), содержащий учебные, методические, контролирующие и информационно-справочные материалы для проведения всех видов занятий в соответствии с программой дисциплины.

Электронные УМК включают в себя следующие возможности:

1. Адаптацию и оптимизацию пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого;

2. Построение простого и удобного механизма навигации;

3. Развитый поисковый механизм;

4. Встроенный автоматизированный контроль усвоения знаний;

5. Адаптацию изучаемого материала к уровню знаний студента;

6. Интерактивное взаимодействие между студентами и элементами комплекса;

7. Включение специальных фрагментов, моделирующих течение изучаемых процессов;

8. Включение аудиофайлов и видеофрагментов;

9. Полномасштабное мультимедийное оформление.

Современная система образования предоставляет педагогам, разработчикам учебных курсов и ученикам широкие возможности для использования огромного числа научных и учебных ресурсов, как традиционных, так и электронных – мультимедиа учебников, гипертекстовых документов, презентаций и т.д. Однако образовательные ресурсы создаются, хранятся и используются в отличающихся друг от друга информационных системах, что требует спецификации информационных ресурсов (продуктов) в соответствии с различными стандартами и типами технологий.

Наши рекомендации