Электронные информационные образовательные ресурсы
1. Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя / А.И. Чернов, А.Ю. Морозов, П.А. Пучков, Э.Н. Абдулаев. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/460/67460
2. Новейшая история России: преподавание в школе: Учебное пособие / Ю.А.Никифоров, Е.Е.Вяземский, А.Н.Иоффе; Под ред. В.Д.Нечаева; МГГУ им. М.А.Шолохова. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013 - 384 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=372998
3. Задачи по гражданскому праву. Методика активного решения: Учебное пособие / Л.П. Дехтерева, Е.И. Майорова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с. – Режим доступа:http://znanium.com/bookread.php?book=420357
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Общие методические указания по работе на семинарских занятий.
1. Практические занятии являются наряду с лекционными занятиями одной из основных форм организации учебного процесса и учебной познавательной деятельности студентов под руководством, контролем и во взаимодействии с преподавателем.
2. Целями практических занятий являются:
- познакомить студентов с теоретическим материалом по теме;
- сформировать профессиональные умения и навыки будущих учителей;
- контроль за самостоятельной внеаудиторной работой студентов по предмету.
3. Практическому занятию обязательно предшествует самостоятельная работа с источниками по заранее предложенному плану.
4. Ответы на предложенные вопросы должны носить цельный характер, задания выполняются индивидуально и имеют практико-ориентированный характер.
5. Оценки устного ответа и выполненного задания служат основанием для семестровой аттестации студентов.
Планы семинарских занятий:
Семестр 5. Вводное занятие: Общее понятие о методике обучения истории как науке.
Цель: Познакомить студентов со спецификой методики обучения истории, его программой и планом изучения новой дисциплины (с темами лекционных и практических занятий, основными требованиями), объяснить теоретическую направленность и прикладной характер учебного предмета.
Проследить историю возникновения исторического образования в России до конца XVIII века.
План:
Вводная часть семинара:
- Общее представление о методике как учебной дисциплине.
- Программа и план изучения дисциплины (по семестрам). Специфика практических занятий. Основные требования к зачетам и экзамену.
Основная часть семинара:
- Письменные источники исторического знания XVI – начало XIX вв.: Азбуковник (XV – XVI), Синопсис (1674), Летописец (XVI), Хронограф (XVI – XVII), Царственный летописец (XVIII), Лицевые космографии и Потешные листы (XVII – XVIII), Письмовник Н.Г.Курганова (XVIII), Плутархи (XVIII – XIX);
- Обучение истории в России в первой четверти XVIII века: цели, методы и средства обучения истории в школах эпохи Петра I (школа пастора Э.Глюка, школа Ф.Прокоповича и т.д.).
- Обучение истории в России в 1730 – 1760 гг.:
- методы преподавания в 1 Академической гимназии, деятельность М.В. Ломоносова;
- первые учебные книги по истории: учебник Г.Кураса (1747), М.В.Ломоносова (1760), Ла Кропа (1766) и т.д.
- Реформа просвещение Екатерины II:
- педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого, создание первых привилегированных учреждений (Смольный институт, Сухопутный шляхетский корпус);
- деятельность Ф.И.Янковича де Мириево и Комиссии об учреждении училищ (П.В. Завадовский): Устав 1786, Учительская семинария (1783), система народных училищ;
- учебники истории Шлецера (1769), Ф.И.Янковича (1799) И.Стриттера (1800) и др.
Литература:
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. С. 3-16.
Рольфес И. Дидактика истории: история, понятие, предмет
//ПИШ № 7, 1997. С. 29 – 32.
Розин В.М. Методика: происхождение и эволюция //Вестник высшей школы.
Июль. 1989. С. 45–54.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.
М., 1999. С. 3-15.
Методика преподавания истории в средней школе. /Под ред. Ежовой С.А. и др
./ М., 1986.
Аурова Н.Н. Идеи просвещения в 1 кадетском корпусе (кон. XVIII – 1 четверть XIX в.)
//Вестник московского университета Серия 8. История. № 1, 1996. С. 34 – 42.
Белоконь М. Кадетские корпуса в России до 1917 г.
//Первое сентября. История № 36, 1998. С. 12 – 13.
Волков О. Рассадник благонравия и политесов (Смольный институт)
//Родина № 7, 1989. С. 92 – 95.
Володина Т.А. К 200-летию создания 1-го учебника русской истории для народных
училищ. //Вестник Московского университета. История № 1, 2000. С. 40 – 54.
Володина Т.А. К 200-летию первого школьного учебника российской истории
//ПИШ № 7, 1999. С. 54-60.
Гурковский В. Кадетские корпуса в России //Народное образование № 7, 2002.
С. 171 - 181
Демидова Н. Сливовый счет //Родина № 10, 1992. С. 116 – 117.
Долгова С. Рождение Российской Академии //Родина № 2, 1990.
«Золотой век» Екатерины П и образование // Педагогика № 1, 1999. С.69-74.
Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века.
М.: Просвещение, 1987.
Куракин И. «Знать историю, а паче своего Отечества» Как изучали историю в русской школе XVIII – начале XIX вв. //Родина № 3 (март), 1999. С. 10 – 14.
Михайлов А. Жизнь под барабан. Военно-учебные заведения Петербурга
//Родина № 1, 2003. С. 71 – 78.
Михайлов А. Шляхетский корпус //Родина № 6, 1997. С. 52 – 58.
Смагина Г.И. Из истории преподавания русской истории в XVIII веке.
//ПИШ № 4, 1990. С. 56 – 63.
Телешов С.В. Зодчий российской школы. (Ф.И.Янкович-де-Мириево)
// Педагогика № 5, 2004. С. 67 – 71
Титков Е.П. Училищная реформа Екатерины Великой
//Высшее образование сегодня № 5, 2004. С. 52 – 58
Тема занятия № 2. Обучение истории и развитие методической мысли в России в первой половине XIX века.
Цель: на основе знаний об особенностях обучения истории в России XIX в., выявить позитивные тенденции в практике преподавания исторических дисциплин, определить достоинства новых учебных программ и учебников истории. Выделить основные этапы становления методики как науки и основные достижения каждого периода.
План:
1. Положение в системе образования начала XIX века: обзор проблем;
2. Историческое образование в годы правления Александра 1.
а/ Деятельность Министерства народного просвещения (1802 – 1825): создание учебных округов, университетов, Устав 1804 г.;
б/ создание новых учебных заведений: Лицеи, гимназии, пансионы.
в/ Содержание исторического образования (школьные программы, учебники истории). Влияние «Истории государства российского» Н.М.Карамзина на содержание исторического образования.
3. Историческое образование в годы правления Николая 1.
а/ Деятельность министров просвещения (1825 – 1855);
б/ Политика самодержавия в области высшего образования: Уставы 1828, 1835;
в/ Политика самодержавия в области среднего образования.
г/ Содержание исторического образования: учебники истории И.К.Кайданов (1834), Н.Г.Устрялов (1839), С.Смарагдов (1845) и др.;
Д/ Сущность основных методов обучения истории в первой половине XIX в.: схоластическое обучение, рифмический метод, метод Язвизинского, репетиционное обучение.
Литература:
Алипова Е. Лицей дружбы и школа жизни (Царскосельский лицей)
//Отечество № 9, 2006. С. 3 – 5.
Волосникова Л.М. Университетский Устав Российской империи 1804г.: режим
академической свободы. //История государства и права № 4, 2006. С. 33 – 37.
Галкин Ю. Третий университетский устав (сравнение с уставом 1835 г.)
//высшее образование в России № 6, 2004. С. 134 – 136.
Господарик Ю. Александр Николаевич Голицын (очерк жизни и деятельности)
// Высшее образование в России № 6, 1999. С. 105 – 122,
№ 1, 2000. С. 132 – 144.
Гришунин П. В университет со шпагой. Бытовые картины из жизни московских
студентов //Родина № 1, 2005. С. 84 – 89.
Грицков Н.Н. Устрялов – автор школьных учебников по истории.
// ПИШ. № 2, 2002. С. 77 – 80
Козлов С.А. Как помещики обучали крепостных крестьян.
// ПИШ № 8, 2003. С. 25 – 31.
Методика преподавания истории в средней школе
/Под ред. Ежовой С.А. и др. М., 1986. Гл.3
Танклер Х.Л., Князев Е.А. Университеты России в 1 половине XIX в.
//Вестник высшей школы № 9, 1988. С. 84 – 90.
Ткачук Н. Из истории Демидовского училища
// Первое сентября. История. № 20, 1996. С. 15-16.
Хотеенков В., Чернето В. Граф С.С.Уваров – министр и просветитель.
// Высшее образование в России № 1 – 2, 1996. С. 146 – 158., С. 147 – 160.
Хотеенков В., Иванова Л. «Из угождения к воле Государя» (А.К. Разумовский).
// Высшее образование в России. № 5, 1999. С. 148 – 156.
Хотеенков В. Министр просвещения граф П.В.Завадовский.
// Высшее образование в России № 1, 1997. С. 119 – 136.
Хотеенков В., Чернета В. «Богу и Государю» (Карл Андреевич Ливен)
// Высшее образование в России № 4, 1997. С. 125 – 139.
Хотеенков В., Иванова Л. «Слепое орудие воли Государя» (П.А.Ширинский –
Шихматов) // Высшее образование в России № 3, 1998. С. 121 – 138.
Чернета В., Яковлев Б. Предтеча (Адмирал А.С.Шишков – человек, ученый, министр)
// Высшее образование в России № 3, 1999. С. 137 – 151.
Шепелев Л. Синие воротнички //Родина № 1, 1994. С. 83 – 89.
Тема занятия № 3. Обучение истории и развитие методической мысли