Место и роль налоговых органов в системе государственного и муниципального управления
Тема: Совершенствование деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 5
1.1. Место и роль налоговых органов в системе государственного и муниципального управления. 5
1.2. Методика оценки эффективности деятельности налоговых органов. 9
Глава 2. Анализ деятельности налоговых органов на примере ИФНС России № 26 по г. Москве. 18
2.1. Общая характеристика Инспекции ФНС России № 26 по г. Москве. 18
2.2. Анализ деятельности Инспекции ФНС России № 26 по г. Москве. 28
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности Федеральной налоговой службы РФ.. 34
3.1. Мероприятия по совершенствованию деятельности Федеральной налоговой службы РФ.. 34
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий. 37
Заключение. 59
Список использованных источников. 62
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Выбранная тема ВКР является актуальной, поскольку на сегодняшний день эффективность функционирования государственной финансовой системы в части бюджетного процесса, как на федеральном, так и региональном уровнях требует значительного внимания. Наполняемость доходной части бюджета различных уровней становится одной из центральных проблем государственной финансовой политики, вместе с тем реализация данной функции во многом зависит от эффективной деятельности органов Федеральной налоговой службы (далее – ФНС).
Анализ ФНС, выявление основных проблем, препятствующих ее эффективному функционированию и разработка предложений, позволяющих добиться оптимизации деятельности налоговых органов является сложной и важной задачей, что определят актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Целью данной работы является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности Федеральной налоговой службы РФ на основе ее всестороннего анализа.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, к числу которых относятся:
1. Определить место и роль налоговых органов в системе государственного и муниципального управления;
2. Рассмотреть методика оценки эффективности деятельности налоговых органов;
3. Дать общую характеристику ИФНС № 26 по г. Москве;
4. Произвести анализ деятельности ИФНС № 26 по г. Москве;
5. Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности ФНС РФ;
6. Оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является Федеральная налоговая служба РФ в целом, а также Инспекция Федеральной налоговой службы№26по г. Москве в частности.
Предметом исследования выступает особенности деятельности Федеральной налоговой службы РФ.
Исследованиям особенностей деятельности Федеральной налоговой службы РФ посвящены труды множества отечественных исследователей к числу которых относятсяАбрамов М.Д., Агузарова Ф.С., Валяйкина Т.П., Калачева О.С., Калинина О.В. и другие. Проблемы определения понятия, места и роли налоговых органов в системе государственного управления находились в центре внимания ученых – представителей общей теории истории государства и права: С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Горшенева, Р.З. Лившица, А.В. Малько, Н.И. Матузова, С.В. Полениной, И.Н. Сенякина, А.Ф. Черданцева. Отдельные вопросы деятельности Федеральной налоговой службы РФ, а также налогового администрирования были исследованы И.Ю. Александровой, Д.Г. Бурцевым, И.К. Выскребцовым, А.З. Дадашевым, Т.И. Корсуном, Н.Т. Кузнецовым, А.В. Лобановым, М.Ю. Орловым, И.А. Перонко, С.И. Межерецким, А.С. Титовым.
В выпускной квалификационной работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся обеспечение эффективной деятельности ФНС РФ. В работе использовались комплексный и системный методы, материалы научной и учебной литературы, а также материалы периодической печати.
Практическая значимостьработы состоит в возможности применения разработанных рекомендаций, позволяющих оптимизировать деятельность Федеральной налоговой службы Российской Федерации, на основе выявления ключевых проблем, препятствующих эффективному функционированию налоговых органов.
Структура работы включает в себя введение, теоретическую, аналитическую и проектную главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации
Место и роль налоговых органов в системе государственного и муниципального управления
Прежде чем определить место и роль налоговых органов в системе государственного и муниципального управления, необходимо дать четкое определение основных понятий, относящихся к данному вопросу.
Согласно Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
1. Российской Федерации;
2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
3. субъектов РФ;
4. органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ[1].
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
1. государственная гражданская служба;
2. военная служба;
3. правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.
Федеральная государственная служба является профессиональной служебной деятельностью граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Рассматривая Федеральную налоговую службу (далее ФНС), необходимо отметить, что согласно Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов[2].
ФНС руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также другими нормативно–правовыми актами.
Понимание системы современной налоговой службы не может быть полным, если не рассматривать ее историю. Современная налоговая система образована в 1991 году, однако, сбор налогов имел место ещё в Древнерусском государстве. Финансовая система начала складываться в период объединения земель в период принятия христианства. Основным источником доходов был прямой налог, взымаемый с населения – дань, которая взымалась «повозом» и «полюдьем». Первоначально, сбор дани проходил при личном участии князя, но позднее были установлены места и ответственные лица. В феодальный период появились различные пошлины, взымаемые, например, за право иметь склады, устраивать рынки и так далее.
После свержения татаро-монгольского ига была реформирована налоговая система. Введены прямые и косвенные налоги, а так же принята первая налоговая декларация. При Иване Грозном установлен сбор, взымаемый с целью содержания должностных лиц. Позднее налоги и сборы стали взыматься в денежной форме. В 1655 году создана Счетная Палата.
Позднее налоговая система была реформирована при Петре I, Екатерине II, Александре I. В 1811 году выделено Государственное казначейство, а также ведомство Государственного контролера. Н. И. Тургенев издает "Опыт теории налогов", в своем исследовании автор предлагал правила установления и взимания налогов: равномерное распределение налогов, определенность налога, собирание налогов в удобнейшее время, ориентация большей части налогового бремени на чистый доход, дешевое собирание налогов. Данные правила по сей день являются основой налогообложения.
В 1919 году создано Центральное налоговое управление. В 1923 году учрежден Народный комиссариат финансов СССР. Введен подоходный налог от прибыли предприятий. В 1930 году в СССР проведена налоговая реформа, все налоговые платежи предприятий были унифицированы в налоге с оборота и отчислениях от прибыли. В 1946 году Народный комиссариат финансов СССР преобразован в Министерство финансов СССР. В 1990 году создана государственная налоговая инспекция. В 1991 году принимаются фундаментальные законы: закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций", закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и другие. В 1992 году было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное позднее в Федеральную службу налоговой полиции России. В 1993 году создан Государственный реестр предприятий. В 1996 году введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В 1997 году создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России.
В 1998 году Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Началась кампания по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам.
В 1999 году принята первая часть Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), устанавливающая основные принципы налогообложения. В 2000 году приняты отдельные главы второй части НК РФ. В 2001 году введена в действие вторая часть НК РФ. На налоговые органы возложены функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРИП).
В 2003 году Федеральная служба налоговой полиции РФ была ликвидирована, а ее функции переданы Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений. В 2004 году упразднено Министерство РФ по налогам и сборам (далее МНС РФ). В ходе административной реформы МНС РФ преобразовано в ФНС РФ. Внедрена государственная услуга, предоставляемая в электронном виде, «Личный кабинет налогоплательщика».
В 2012 году внедрен сервис электронной регистрации. Запущен сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Зарегистрирован официальный сайт ФНС РФ. В 2014 году введен в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица». В 2015 году введен в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя». Открыт федеральный Центр обработки данных ФНС РФ.
Одним из наиважнейших аспектов деятельности ФНС является ее нормативно–правовое регулирование. В своей деятельности ФНС руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, НК РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К правовой основе деятельности налоговых органов относятся подзаконные акты по налогам и сборам, содержащие предписания, обязательные для своих подразделений: письма, приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.