Место и роль руководителя в системе государственного и муниципального управления

На эффективность работы и моральную устойчивость сотрудников организации влияетмножество субъективных и объективных факторов. Это и уровень нравственного развития работников, нравственное воспитание, и условия труда и быта, и уровень материального благосостояния, и многое другое. Но определяющее значение имеет характер взаимоотношений, которые складываются в коллективе. Особое значение имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личность руководителя.

Любая организация сильна, прежде всего, своим руководителем. Более того, специфика управленческой деятельности, связанная с иерархией и субординацией отношений, обезличиванием бюрократического аппарата, придают роли руководителя особую важность. Именно от руководителя в определяющей степени зависит создание благоприятного нравственного климата в коллективе. С другой стороны, успех самого руководителя целиком зависит от его способности создать нравственно здоровый коллектив.

В научном смысле слова руководство как частный случай управления- совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненными, представляет собой деятельность, направленную на побуждение работников к достижению поставленных целей путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.

Считается, чтохороший руководитель–руководитель, который:

1) умеет строить отношения с коллективом;

2) знает типичные ошибки руководителей и старается не допускать их.

В литературе по менеджменту есть следующие советы по реорганизации взаимоотношений в коллективе:

• четкое разграничение обязанностей (каждый сотрудник должен знать круг своих полномочий);

• необходимо разработать схему взаимоотношений в организации и схему потоков информации (верхам управления должно поступать не более 30% информации о состоянии дел внизу);

• не делать работу за других (важно с самого начала разработать должностные инструкции для всех сотрудников);

• у каждого работника должен быть один начальник (лучший способ быть справедливым начальником – не вмешиваться в дела нижестоящего руководителя, который сам может спросить со своих подчиненных и отвечать за свои действия);

• не следует контролировать действия своих подчиненных (необходимо контролировать только результаты их работы, для чего рекомендуется иметь график промежуточных результатов, карточки взаимных заданий для себя и подчиненных);

• оценивать обстоятельства, а не людей (при оценке результатов работы подчиненных не следует переходить на личность).

Типичные ошибки руководителей, связанные с их неадекватным поведением, нарушающие их нормальные отношения с подчиненными, приводящих к внутригрупповым конфликтам:

• за ошибки одного отвечает другой;

• решение принимается без участия сотрудника;

• критика и разбирательства происходят в присутствии третьих лиц или в отсутствии работника;

• руководитель не способен признать свои ошибки и пытается найти виновных среди подчиненных;

• от сотрудника скрывается важная для него информация;

• руководитель жалуется на своих подчиненных вышестоящему начальству;

• работник, профессионально пригодный для занятия более высокой должности, не продвигается по службе;

• к разным членам коллектива предъявляются разные требования (у руководителя есть приближенные и отверженные);

• поощрения за труд предоставляются несправедливо (не в соответствии с заслугами).

Стиль руководства- один из определяющих факторов в деятельности руководителя является.Как социально-поведенческая категория он не сводится только к манере воздействия руководителя на управленческие отношения. Это более широкое, качественное понятие, предполагающее высокий уровень культуры личности руководителя, наличие у него необходимых нравственных качеств. В основе стиля руководства лежит соответствие целей и средств, формы и содержания. Это качество мышления и действия, подразумевающее знания, умение субъекта управления анализировать ситуацию, использовать субъективные и объективные факторы для взаимодействия с объектом управления, выбора методов достижения целей, гармонизации взаимодействия участников управленческих отношений.

Наши рекомендации