Сравнительный анализ розничного товарооборота
В торговых фирмах, ассоциациях, управлениях торговли и Министерстве торговли Республики Беларусь проводится сравнительный анализ розничного товарооборота по данным сводной отчетности, отчетов подведомственных предприятий и организаций, сводных и накопительных ведомостей, машинограмм и других источников информации. Сравнительный анализ обычно начинают с изучения выполнения плана и динамики розничного товарооборота отдельными торговыми предприятиями и организациями (см. табл. 1.7, 1.9 и 1.10). Такой анализ позволяет оценить степень выполнения плана и динамику товарооборота каждого торгового предприятия, выявить, изучить и использовать передовой опыт торговой деятельности, устранить имеющиеся недостатки в работе. Для обобщения результатов анализа производят группировку торговых предприятий по степени выполнения плана товарооборота (см. табл. 1.8). Группировка торговых предприятий и их структурных подразделений может также производиться с учетом выполнения плана розничного товарооборота вышестоящей торговой организацией (табл. 1.39).
Данные табл. 1.39 свидетельствуют о неравномерном выполнении плана розничного товарооборота структурными подразделениями торгового предприятия, что указывает на недостатки в его планировании, товарном обеспечении, маневрировании товарными ресурсами, изучении покупательского спроса, организации торговли, другой маркетинговой деятельности.
По данным сводной отчетности Министерства торговли Республики Беларусь с привлечением информации других ведомств и Министерства статистики и анализа Беларуси, можно изучить развитие розничного товарооборота, его размещение по областям, городам и экономическим районам. Используя указанные выше источники информации, можно проанализировать закономерности развития розничного товарооборота в увязке с изучениием роста численности населения, покупательных фондов, определить товарооборот на душу населения, исследовать изменения структуры среднедушевого потребления отдельных товаров.
Следует также изучить рациональность размещения в городе (районе) торговой сети, специализацию розничных торговых предприятий, режим их работы, обеспеченность населения площадью магазинов, В настоящее время в республике обеспеченность населения торговой площадью значительно ниже установленных нормативов, что требует изыскания резервов развития материально-технической базы торговли и повышения эффективности ее использования.
Велико значение сравнительного анализа в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности хозяйствования. Сравнивая результаты торговой и другой деятельности однотипных предприятий с показателями лучших магазинов по уровню производительности труда, выработке на 1 м2 торговой площади, на один рубль производственных основных средств, можно определить, насколько возрастет товарооборот торговых предприятий за счет изучения, обобщения и использования опыта работы лучших из них. Сравнительный анализ должен проводиться по магазинам, сопоставимым по структуре реализуемых товаров, применяемым методам торговли, режиму и условиям работы. Подсчет неиспользованных возможностей увеличения розничного товарооборота за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли производится путем составления специальных аналитических таблиц.
Проведем сравнительный анализ производительности труда торгово-оперативных работников по ГУМу, ЦУМу и ОАО «Торговый дом» (табл. 1.40).
Лучшей по выработке на одного торгово-оперативного работника является фирма «Торговый дом». Если ЦУМ изучит опыт лучшего торгового предприятия по производительности труда и достигнет его эффективности труда, то объем его товарооборота за счет этого возрастет на 3350 млн р. По ГУМу резерв увеличения розничного товарооборота за счет указанного фактора составляет 5862 млн р.
Аналогичным расчетом можно подсчитать возможности роста товарооборота по однотипным торговым предприятиям за счет изучения и использования передового опыта по повышению эффективности использования материально-технической базы торговли (табл. 1.41).
Фирма «Торговый дом» достигла лучших результатов по вы работке на 1 м2 торговой площади. Если ЦУМ изучит опыт ее работы по эффективности использования материально-технической „ базы торговли и реализует в своей хозяйственной деятельности, то за счет этого его объем товарооборота возрастет на 5293 млн р. По ГУМу резерв роста розничного товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли составляет 10 519 млн р.
Наиболее глубокие результаты исследования дают множественная корреляция и регрессия. При помощи множественного корреляционно-регрессионного анализа можно изучить влияние на развитие розничного товарооборота следующих факторов: выработки на одного торгово-оперативного работника или среднесписочной их численности, удельного веса торговооперативных работников в общей численности торговых работников, выработки на 1 м2 торговой площади или размера торговой площади, удельного веса торговой площади в общей площади магазинов, средних товарных запасов или товарооборачиваемости в днях и других факторов. Методика множественного корреляционно-регрессионного анализа рассмотрена в § 4.6.
После изучения степени выполнения плана и динамики товарооборота, измерения влияния факторов на его размер производят подсчет неиспользованных возможностей и прогнозных резервов роста розничной реализации товаров. Такими возможностями являются: предупреждение недостатков в торговой деятельности предприятий, более эффективное использование материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов. Для их обобщения составляют табл. 1.42.
В отчетном году фирма «Торговый дом» имела возможности увеличения товарооборота на 5250 млн р. Однако полностью считать их резервами нельзя, так как многие из них дублируются, перекрываются. Объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет: 1) улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов — на 929 млн р. (82 + 354 + + 148 + 345); 2) повышения эффективности использования трудовых ресурсов — на 1205 млн р. (174 4- 17 + 1014); 3) повышения эффективности использования материально-технической базы торговли — на 2098 млн р. (1010 + 520 +321 + 247). При подсчете резервов обычно берут наименьшую сумму возможностей роста розничного товарооборота по трем указанным выше факторам. Следовательно, реальным резервом роста товарооборота в отчетном году следует считать 929 млн р. (за счет более эффективного использования товарных ресурсов), так как другие факторы (повышение эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли) позволяют увеличить его объем в значительно больших размерах.
Кроме того, подсчитывают неиспользованные возможности роста товарооборота в связи с недостаточным развитием мелкорозничной торговой сети, развозной и разносной торговли, увеличением продажи непродовольственных товаров в продовольственных магазинах и продовольственных товаров в непродовольственных магазинах, развитием комиссионной торговли непродовольственными товарами и др.
Одновременно подсчитывают прогнозные резервы роста розничного товарооборота, имеющие реальный характер и которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности. По анализируемому торговому предприятию за счет использования резервов повышения производительности труда торговых работников товарооборот в будущем году может возрасти на 2752 млн р. (см. с. 79). В планируемом году поступление товаров, закупаемых на льготных условиях, увеличится на 2286 млн р. (см. с. 40). Можно значительно расширить закупку и реализацию продовольственных товаров, тем более что многие из них имеются в достаточном количестве у производителей и других поставщиков. Можно значительно улучшить использование материально-технической базы торговли за счет установления оптимального режима работы магазинов, их филиалов, другой торговой сети, внедрения прогрессивных форм торговли, контейнеризации снабжения магазинов товарами, сокращения до минимума проведения инвентаризаций, проверок и т.д. Удлинение времени работы филиала № 1 с 8 до 10 ч позволит увеличить розничный товарооборот фирмы «Торговый дом» на 615 млн р. (см. с. 94). фирма «Торговый дом» в будущем году планирует дополнительно открыть три киоска с годовым объемом розничного товарооборота 302 млн р. каждый, что позволит увеличить розничную реализацию товаров на 906 млн р. (302 х 3).
Дополнительное проведение выставок-продаж товаров, ярмарок, расширение развозной и разносной торговли позволит в будущем году увеличить объем товарооборота торгового предприятия на 440 млн р.
Необходимо также изучить, нет ли неустановленных и установленных, но не используемых машин, оборудования и других основных средств, определить их причины, а главное — разработать меры по реализации излишнего имущества. Проведенный анализ показал, что у фирмы «Торговый дом» ненужные основные средства на конец года составили 906 млн р. Их реализация позволила бы повысить фондоотдачу на 0,573 р. [41377 : (8554 — — 906) — 4,837], или на 11,8 % к фактической фондоотдаче отчетного года (0,573 :4,837 х 100). Все эти резервы должны быть учтены при планировании розничного товарооборота торгового предприятия на будущий год, прогнозировании его торговой и другой хозяйственной деятельности. Для обобщения прогнозных резервов роста розничного товарооборота фирмы «Торговый дом» составляют табл. 1.43.