Сравнительный анализ розничного товарооборота

В торговых фирмах, ассоциациях, управлениях торговли и Министерстве торговли Республики Беларусь проводится сравни­тельный анализ розничного товарооборота по данным сводной отчетности, отчетов подведомственных предприятий и органи­заций, сводных и накопительных ведомостей, машинограмм и других источников информации. Сравнительный анализ обыч­но начинают с изучения выполнения плана и динамики рознично­го товарооборота отдельными торговыми предприятиями и орга­низациями (см. табл. 1.7, 1.9 и 1.10). Такой анализ позволяет оценить степень выполнения плана и динамику товарооборота каждого торгового предприятия, выявить, изучить и использо­вать передовой опыт торговой деятельности, устранить имею­щиеся недостатки в работе. Для обобщения результатов анализа производят группировку торговых предприятий по степени вы­полнения плана товарооборота (см. табл. 1.8). Группировка тор­говых предприятий и их структурных подразделений может также производиться с учетом выполнения плана розничного товаро­оборота вышестоящей торговой организацией (табл. 1.39).

Данные табл. 1.39 свидетельствуют о неравномерном выпол­нении плана розничного товарооборота структурными подразде­лениями торгового предприятия, что указывает на недостатки в его планировании, товарном обеспечении, маневрировании товарными ресурсами, изучении покупательского спроса, орга­низации торговли, другой маркетинговой деятельности.

По данным сводной отчетности Министерства торговли Рес­публики Беларусь с привлечением информации других ведомств и Министерства статистики и анализа Беларуси, можно изучить развитие розничного товарооборота, его размещение по облас­тям, городам и экономическим районам. Используя указанные выше источники информации, можно проанализировать законо­мерности развития розничного товарооборота в увязке с изучениием роста численности населения, покупательных фондов, опреде­лить товарооборот на душу населения, исследовать изменения структуры среднедушевого потребления отдельных товаров.

Следует также изучить рациональность размещения в городе (районе) торговой сети, специализацию розничных торговых предприятий, режим их работы, обеспеченность населения пло­щадью магазинов, В настоящее время в республике обеспечен­ность населения торговой площадью значительно ниже установ­ленных нормативов, что требует изыскания резервов развития материально-технической базы торговли и повышения эффек­тивности ее использования.

Велико значение сравнительного анализа в выявлении и мо­билизации резервов повышения эффективности хозяйствования. Сравнивая результаты торговой и другой деятельности однотип­ных предприятий с показателями лучших магазинов по уровню производительности труда, выработке на 1 м2 торговой площади, на один рубль производственных основных средств, можно оп­ределить, насколько возрастет товарооборот торговых предпри­ятий за счет изучения, обобщения и использования опыта рабо­ты лучших из них. Сравнительный анализ должен проводиться по магазинам, сопоставимым по структуре реализуемых товаров, применяемым методам торговли, режиму и условиям работы. Подсчет неиспользованных возможностей увеличения рознич­ного товарооборота за счет повышения эффективности исполь­зования трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли производится путем составления специальных анали­тических таблиц.

Проведем сравнительный анализ производительности труда торгово-оперативных работников по ГУМу, ЦУМу и ОАО «Тор­говый дом» (табл. 1.40).

Сравнительный анализ розничного товарооборота - student2.ru

Лучшей по выработке на одного торгово-оперативного ра­ботника является фирма «Торговый дом». Если ЦУМ изучит опыт лучшего торгового предприятия по производительности труда и достигнет его эффективности труда, то объем его товаро­оборота за счет этого возрастет на 3350 млн р. По ГУМу резерв увеличения розничного товарооборота за счет указанного фак­тора составляет 5862 млн р.

Аналогичным расчетом можно подсчитать возможности роста товарооборота по однотипным торговым предприятиям за счет изучения и использования передового опыта по повышению эф­фективности использования материально-технической базы тор­говли (табл. 1.41).

Фирма «Торговый дом» достигла лучших результатов по вы работке на 1 м2 торговой площади. Если ЦУМ изучит опыт ее рабо­ты по эффективности использования материально-технической „ базы торговли и реализует в своей хозяйственной деятельности, то за счет этого его объем товарооборота возрастет на 5293 млн р. По ГУМу резерв роста розничного товарооборота за счет повы­шения эффективности использования материально-технической базы торговли составляет 10 519 млн р.

Наиболее глубокие результаты исследования дают множе­ственная корреляция и регрессия. При помощи множествен­ного корреляционно-регрессионного анализа можно изучить влияние на развитие розничного товарооборота следующих факторов: выработки на одного торгово-оперативного работника или среднесписочной их численности, удельного веса торговооперативных работников в общей численности торговых работни­ков, выработки на 1 м2 торговой площади или размера торговой площади, удельного веса торговой площади в общей площади магазинов, средних товарных запасов или товарооборачиваемости в днях и других факторов. Методика множественного корре­ляционно-регрессионного анализа рассмотрена в § 4.6.


Сравнительный анализ розничного товарооборота - student2.ru
Сравнительный анализ розничного товарооборота - student2.ru


После изучения степени выполнения плана и динамики товарооборота, измерения влияния факторов на его размер про­изводят подсчет неиспользованных возможностей и прогнозных резервов роста розничной реализации товаров. Такими возмож­ностями являются: предупреждение недостатков в торговой дея­тельности предприятий, более эффективное использование ма­териально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов. Для их обобщения составляют табл. 1.42.

Сравнительный анализ розничного товарооборота - student2.ru

В отчетном году фирма «Торговый дом» имела возможности увеличения товарооборота на 5250 млн р. Однако полностью считать их резервами нельзя, так как многие из них дублируются, перекрываются. Объем розничного товарооборота мог бы воз­расти за счет: 1) улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов — на 929 млн р. (82 + 354 + + 148 + 345); 2) повышения эффективности использования тру­довых ресурсов — на 1205 млн р. (174 4- 17 + 1014); 3) повыше­ния эффективности использования материально-технической базы торговли — на 2098 млн р. (1010 + 520 +321 + 247). При подсчете резервов обычно берут наименьшую сумму возможно­стей роста розничного товарооборота по трем указанным выше факторам. Следовательно, реальным резервом роста товарообо­рота в отчетном году следует считать 929 млн р. (за счет более эффективного использования товарных ресурсов), так как дру­гие факторы (повышение эффективности использования трудо­вых ресурсов и материально-технической базы торговли) позво­ляют увеличить его объем в значительно больших размерах.


Сравнительный анализ розничного товарооборота - student2.ru

Кроме того, подсчитывают неиспользованные возможности роста товарооборота в связи с недостаточным развитием мелкороз­ничной торговой сети, развозной и разносной торговли, увеличе­нием продажи непродовольственных товаров в продовольственных магазинах и продовольственных товаров в непродовольственных магазинах, развитием комиссионной торговли непродовольст­венными товарами и др.

Одновременно подсчитывают прогнозные резервы роста роз­ничного товарооборота, имеющие реальный характер и которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельно­сти. По анализируемому торговому предприятию за счет исполь­зования резервов повышения производительности труда торго­вых работников товарооборот в будущем году может возрасти на 2752 млн р. (см. с. 79). В планируемом году поступление товаров, закупаемых на льготных условиях, увеличится на 2286 млн р. (см. с. 40). Можно значительно расширить закупку и реализа­цию продовольственных товаров, тем более что многие из них имеются в достаточном количестве у производителей и других поставщиков. Можно значительно улучшить использование мате­риально-технической базы торговли за счет установления оптималь­ного режима работы магазинов, их филиалов, другой торговой сети, внедрения прогрессивных форм торговли, контейнеризации снабжения магазинов товарами, сокращения до минимума про­ведения инвентаризаций, проверок и т.д. Удлинение времени работы филиала № 1 с 8 до 10 ч позволит увеличить розничный то­варооборот фирмы «Торговый дом» на 615 млн р. (см. с. 94). фирма «Торговый дом» в будущем году планирует дополнитель­но открыть три киоска с годовым объемом розничного товаро­оборота 302 млн р. каждый, что позволит увеличить розничную реализацию товаров на 906 млн р. (302 х 3).

Дополнительное проведение выставок-продаж товаров, яр­марок, расширение развозной и разносной торговли позволит в будущем году увеличить объем товарооборота торгового пред­приятия на 440 млн р.

Необходимо также изучить, нет ли неустановленных и уста­новленных, но не используемых машин, оборудования и других основных средств, определить их причины, а главное — разрабо­тать меры по реализации излишнего имущества. Проведенный анализ показал, что у фирмы «Торговый дом» ненужные основ­ные средства на конец года составили 906 млн р. Их реализация позволила бы повысить фондоотдачу на 0,573 р. [41377 : (8554 — — 906) — 4,837], или на 11,8 % к фактической фондоотдаче отчет­ного года (0,573 :4,837 х 100). Все эти резервы должны быть учтены при планировании розничного товарооборота торгового пред­приятия на будущий год, прогнозировании его торговой и дру­гой хозяйственной деятельности. Для обобщения прогнозных резервов роста розничного товарооборота фирмы «Торговый дом» составляют табл. 1.43.

Наши рекомендации