Анализ выполнения розничного товарооборота

Розничный товарооборот – один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятия. Главной ее целью является получение максимальной прибыли, и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача по увеличению прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Рынок розничной торговли г. Солигорска в последние два года динамично развивается. Увеличилось число, и расширилась география торговых объектов, каждый из которых рассматривается как конкурент для универмага. Сегодня перед предприятием стоят вопросы определения направления развития, привлечения покупателей в магазин, изменения технологии работы, учета, изменений спроса, оптимизации товарных запасов, работ с поставщиками.

Основная задача: обеспечение темпов роста розничного товарооборота, рентабельная работа предприятия.

Фактические объемы розничного товарооборота ОАО «Универмаг «Солигорск» приведены в таблице 4.1 (приложение 10).

Таблица 4.1. - Показатели развития розничного товарооборота торговой организации

    Показатели Ед. изм. год год Темп роста,% Откл., (+,-)
Объем розничного товарооборота тыс.р. 89,4 -1525
  в действующих ценах % 94,4 89,4   -5
  в сопоставимых ценах % 85,0 81,8   -3,2
  - в т.ч. продовольственные товары тыс.р. 72,1 -1499
  уд.вес в розничном товарообороте торг.сети % 39,8 32,5 81,7 -7,3
  непродовольственные товары тыс.р. 98,9 -92
  уд.вес в розничном товарообороте торг. сети % 60,3 67,5 111,9 +7,2

За 2016 год объем розничного товарооборота составил 12879 тыс.рублей, что на 1527 тыс.рублей меньше чем за 2015 год. При этом темп роста товарооборота в действующих ценах составил 89,4%. Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах за 2016 год составил 81,7% к уровню прошлого года.

В структуре товарооборота торговой сети уровень реализации непродовольственных товаров в 2016 году составил 67,5%, что на 7,2 % больше, чем в 2015 году. Удельный вес продовольственных товаров в розничном товарообороте уменьшился на 7,2% и составил 32,5%.

Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам и месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная продажа, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Равномерность развития товарооборота можно более углубленно проанализировать, используя данные о доле каждого квартала в годовом розничном товарообороте торговой организации.

Выполнение плана розничного товарооборота ОАО «Универмаг «Солигорск» за отчётный год приведены в таблице 4.2 (приложение 11).

Таблица 4.2. Выполнение плана розничного товарооборота торговой организации за отчетный год (млн. руб.)

Квартал Отчетный год Отклонение (+,-) Процент выполнения плана по сумме
План фактически По сумме по уд. весу
сумма уд. вес Сумма уд. вес
40450,0 28,08 34859,1 29,24 -5590,9 22,51 86,2
30780,0 21,37 25853,7 21,69 -49,26 19,83 85,2
3420,0 23,74 2772,5 23,25 - 647,5 26,07 81,1
3863,0 26,81 3078,2 25,82 - 784,8 31,59 79,7
Итого за год 14406,0 -2484

Анализ выполнения плана розничного товарооборота за отчётный год выполнен на 83%. Если смотреть данные по кварталу, то мы увидим, что наиболее низкие показатели были 3 и 4 кварталы. Для улучшения ситуации целесообразно узнать причину невыполнения плана розничного товарооборота. Одной из причин может быть в городе с ростом торговой сети, открытием ряда супермакетов, специализированных магазинов, фирменных торговых предприятий. Крупные сетевые компании активно импортируют товары, на фоне которых отечественные товары становятся неконкурентоспособными по цене и качеству. Снижение покупательской активности населения сказалось на выполнении прогнозных показателях. Стремясь быть конкурентоспособными, все маркетинговые мероприятия, направлены на ускорение оборачиваемости и увеличения объема продаж в виде распродаж, проведения Дней скидок, акционных мероприятий, дегустаций, ярмарок.

Анализ розничного товарооборота проводят также по каждым отделам, секциям, бригадам. С целью выявления и устранения недостатков в торговой деятельности, прежде всего, изучают работу подразделений, не выполнивших план товарооборота, с низкими темпами развития розничной реализации товаров. Особое внимание уделяют изучению результатов работы торговых предприятий, добившихся высоких темпов роста товарооборота, что позволяет проанализировать и обобщить передовой опыт хозяйствования.

Важнейшим фактором выполнения плана товарооборота розничной торговли и постоянного снабжения покупателей нужными товарами является выполнение плана поступления товаров (приложение 10).

Таблица 4.3. Влияние на объем розничного товарооборота показателей обеспеченности товарными ресурсами, тыс.руб.

Показатели Предшествующий год Отчетный год Влияние на товарооборот
Товарные запасы на начало
Поступление за год -711
Прочее выбытие товаров
Товарные запасы на конец года
Розничный товарооборот -1527

Для обеспечения выполнения плана по товарообороту и постоянной торговли торговая организация должна иметь постоянный запас товаров в определённом ассортименте и размере. Товарные запасы подразделяются на запасы нормального и сезонного хранения, а также запасы целевого назначения.

Контроль над состоянием и движением товарных запасов необходимо систематически проводить во всех подразделениях торговой организации, обращая внимание не только на общую их сумму и движение по группам, но и на состояние запасов по отдельным товарам, с выявлением причин образования излишков или отсутствия нужных запасов.

Очень важным показателям для анализа в торговле является средняя численность работников организации. Сравнивая данные о фактической численности работников в отчетном периоде и данными за предшествующий период, нужно установить степень выполнения или невыполнения плана по товарообороту и изменение в численности работников в сравнении с предыдущим периодом. Качественной характеристикой работы торговой организации является производительность труда, значительные резервы роста которой – улучшение организации труда, внедрение прогрессивных форм торговли.

Производительность труда в торговле определяется как сумма товарооборота, приходящегося на одного работника. Показатели, характеризующие производительность труда – средний оборот на одного торгового работника.

Произведём расчёт влияния трудовых факторов на объём розничного товарооборота в таблице 4.4 (приложение 10).

Таблица 4.4. Влияние на объем розничного товарооборота трудовых факторов (млн.руб.)

Показатели Предшествующий год Отчетный год Отклонение Отчетный год в процентах к предшествующему
Розничный товарооборот (в действующих ценах) -1527 89,4
Среднесписочная численность работников -48 84,9
Производительность труда 45,2 47.5 2,36 105,1

Среднесписочная численность за 2016 год составила 271 человек. Относительно 2015 году среднесписочная численность работников снизилась на 48 человек и это, не могло не произвести влияния на производительность труда организации. Заметен значительный рост производительности труда в действующих ценах, размер которого составил в 2016 году -47,5 тыс. рублей против 45,2 тыс. рублей в 2015 году. Темп роста составил 105,1%.

Также важным показателям для анализа в торговле является влияния фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на объём розничного товарооборота.

Фондоотдача – важнейший обобщающий показатель эффективности использования основных фондов.

Произведём расчёт влияния фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на объём розничного товарооборота в таблице 4.5 (приложение 12).

Таблица 4.5. Влияние на объем розничного товарооборота фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов, млн. руб.

  Предшествующий год Отчетный год Отклонение Отчетный год в процентах к предшествующему
Розничный товарооборот (в действующих ценах) -1527 89,4
Среднегодовая стоимость основных фондов 120,2
Фондоотдача, руб. 537,54 399,72 -137,82 74,4

Фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящаяся на 1 рубль стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использование основных средств организации. В 2015 году на 1рубль стоимости основных средств приходилось 537,54 руб., а в 2016 году – 399,72 руб. Таким образом, наблюдается снижение фондоотдачи на 137,82 руб. или 74,4% за счёт изменения стоимости основных фондов и снижения розничного товарооборота.

Розничный товарооборот – результат деятельности предприятия. Рост продажи товаров розничной торговлей может быть обусловлен, с одной стороны, непрерывным ростом производства товаров народного потребления и, с другой - повышением покупательской способности населения. Сокращение покупательской способности населения приводит к негативным изменениям в объеме и структуре розничного товарооборота.

Обеспечение запланированных показателей розничного товарооборота потребует от ОАО «Универмаг «Солигорск» выработки соответствующей маркетинговой стратегии, что предусматривает изменение и приспособление четырех компонентов - ассортимента, цены, характеристик отделов (секций) и дополнительных услуг - к постоянно меняющейся рыночной среде.

Управление маркетингом в рамках изучения, прогнозирова­ния и активного воздействия на рынок потребителей, поставщи­ков и конкурентов является одним из основных элементов стра­тегии маркетинга и коммерческой деятельности как таковой.

Основной целью стратегии маркетинга на предприятии в отношении потребителя выступает привлечение новых сегментов покупателей за счет расширения ассортимента това­ров, нацеленного на разные уровни доходов населения, рас­ширения видов деятельности и ввода в действие новых торго­вых площадей.

Расширение ассортимента реализуемых товаров предпола­гается вести по следующим направлениям:

- расширение связей с поставщиками товаров по номенкла­туре изделий;

- установление постоянных связей с фирмами, импортирующими товарами в республику, и работа с ними по заказам;

- расширение связей с сельскохозяйственными предприятиями, фермерами по закупке продовольственных товаров;

- открытие собственного разрубочного цеха, (что даст возможность повысить уровень торговой надбавки);

- расширение ассортимента мясных полуфабрикатов и кулинарных изделий собственного производства;

- изменить способ выкладки товаров, создать дополнительные точки продаж более престижных товаров в линейке аналогов;

- осуществлять личную отборку товаров у производителя для более полного удовлетворения спроса покупателей;

- оказание услуг по доставке крупногабаритных товаров по указанному адресу, доставка наиболее тяжёлых товаров к транспорту покупателя.

Рассмотрим структуру розничного товарооборота ОАО “ Универмаг Солигорск” в таблице 4.6 (приложение 13).

Таблица 4.6. Структура розничного товарооборота торговой организации

Наименование товарных групп Предшествующий год Отчетный год Отклонение по сравнению
фактически С предшествующим годом
Сумма, тыс.руб. Уд. вес, (процент к итогу) Сумма, тыс.руб. Уд. вес, (процент к итогу) Сумма, тыс.руб. Уд. веса, %
Продукты из мяса 714,51 5,29 552,05 4,63 -162,46 -0,66
Хлеб, хлебобулочные изделия 619,52 4,59 294,69 2,47 -324,83 -2,12
Сахаристые кондитерские изделия 451,69 3,34 137,71 1,16 -313,98 -2,18
Водка 473,03 3,50 305,82 2,57 -167,21 -0,93
Молочные продукты 687,50 5,09 514,29 4,31 -173,21 -0,78
Остальные продовольственные товары 17,95 2068,85 17,37 -357,04 -0,58
Итого продтоваров 5372,14 39,76 3873,41 32,51 -1499 -7,25
Текстильные товары 422,64 3,13 474,50 3,98 51,86 0,85
Электробытовые приборы и инструменты 303,36 2,25 226,71 1,90 -76,65 -0,35
Остальные непромтовары 7413,40 54,86 7348,02 61,62 -65,38 6,76
Итого непромтовары 8139,40 60,24 8049,23 67,50 -90,17 7,26
Всего товаров 11922,64 100,01 -1588,9 0,01

В структуре товарооборота торговой сети уровень реализации непродовольственных товаров в 2016 году составил 67,5%, что на 7,26 % больше, чем в 2015 году. Удельный вес продовольственных товаров в розничном товарообороте уменьшился на 7,25% и составил 32,5%.


Наши рекомендации