Финансовая политика, финансовый механизм
Финансы и финансовая система
Сущность финансов и их функции
Финансы - экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие по поводу формирования и использования доходов, накоплений и денежных фондов в целях удовлетворения финансовых потребностей государства, предприятий и населения.
Ф. в широком смысле – система отношений в обществе, связанная с образованием и использованием денежных фондов в сферах: публичных (госуд.) финансов, кредитной системы, международных финансовых отношений.
Ф. в узком смысле – система денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Признаки Ф. – 1)денежный характер и взаимосвязь с перераспределением общественного продукта;
2) обусловленность существованием государства как управленческого социального института;
3) сфера материального производства – основа формирования и существования;
4) непосредственное влияние на функционирование всего национального экономического механизма – через налогообложение, бюджетное финансирование, госзаказ и т.д.
Сущность финансов проявляется с помощью следующих функций:
1. Функция образования и использования денежных доходов и фондов денежных средств (или распределительная).
Посредством этой функции –каждый субъект хозяйствования обеспечивается финансовыми ресурсами. С помощью этой функции происходит первичное и последующее распределение.
В результате первичного распределения формируются первичные (или основные) доходы, которые вкл: 1) зарплату рабочих, служащих и пр. лиц, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.
В результате перераспределения образуются вторичные (или производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и налоги.
2. Контрольная функция.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития. Ф. позволяют осуществлять мониторинг и контроль объемов потребностей и возможностей общества и государства.
3. Регулирующая функция.
Состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей общества и государства.
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Термин финансовая система может употребляться в нескольких значениях:
1. Как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений.
2. Как совокупность финансовых учреждений страны (финансовых органов и налоговой службы).
Таким образом, финансовая система – совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также присущих им фондов денежных средств и аппарата управления ими.
В соответствии с ролью субъекта в обществ. производстве подразделяют на: 1.Государственные финансы (бюджетная система, внебюджетные фонды, гос. кредит) 2. Финансы предприятий (коммерческих и некоммерч); 3.Финансы граждан (домашних хозяйств).
Каждое звено характеризуется особыми методами формирования и использования фондов ден. средств.
Общая характеристика:
Гос. бюджетная система – вкл. три самостоятельных звена: федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты. Гос.бюджет – главное звено финансовой системы. Его размер и структура характеризуют уровень соц-экон развития страны.
Внебюдж. фонды – средства, связ. с финансиров. расходов, не включенных в бюджет. В РФ действуют: Пенс фонд; Фонд обязат. медицинского страхования, Фонд социального страхов.
Гос. кредит – обслуживает формирование и использование централизов. денежных фондов (чаще гос-во выступает в качестве заемщика).
Фондовый рынок – обеспеч. перемещение капитала в отрасли с высок. уровнем дохода.
Финансы коммерч. организаций – обслужив. материальное производство, создание ВВП, его распределение и перераспределение.
Финансы дом. хозяйств – возникают при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств, являясь основой их жизни.
Во взаимосвязи и взаимозависимости всех звеньев проявляется единство фин. системы.
Финансовая политика, финансовый механизм
Финансовая политика (ФП) – комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. ФП явл. составной частью социально-экономической политики государства.
По содержанию ФП предполагает:
- разработку общей концепции политики, определение ее целей, задач;
- создание финансового механизма (системы установленных государством форм, видов, методов организации фин. отношений);
-управление фин. деятельностью гос-ва и других субъектов.
ФП вкл. следующие компоненты: налоговую политику, бюджетную политику, денежно-кредитную политику, ценовую политику, инвестиционную политику и др.
Налоговая политика – должна строится на компромиссе интересов гос-ва и налогоплательщиков. Современные задачи: совершенствование налог. законодательства, оптимизация налоговых льгот, рационализация налогового администрирования.
Бюджетная политика сводится к определению доли ВВП, мобилизуемого в бюджет; оптимизации структуры расходной части бюджета; управлению гос. долгом.
Цель ФП – достижение социальной стабильности в обществе.
Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования фондов денежных средств.
Существует два типа финансового механизма – директивный и регулирующий.
Директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство: налогообложения, гос. кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, бюджетного процесса. Предполагает обязательность для всех субъектов.
Регулирующий – определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы гос-ва прямо не затрагиваются (при организации внутрихозяйственных финансовых отношений). гос-вом устанавливается лишь общий порядок использования фин. ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.
Элементы Ф. механизма: - финансовое законодательство; - организационные формы финансовых отношений; - порядок формирования и использования публичных денежных фондов;- методология финансового прогнозирования и планирования; - управление финансами.
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев.
Гл. цель управления – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства
Управление финансовой системой осуществляется через финансовый механизм. Финансовый механизм включает следующие взаимосвязанные элементы: финансовые методы, финансовые рычаги и формы финансовых ресурсов, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.
Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относ: планирование, инвестирование, кредитование, налогообложение, систему расчетов, страхование, взаимоотношения с учредителями, финансовые санкции и др.
Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.(прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, дивиденды и т.д.)
К финансовой информации относятся сведения о: финансовом положении партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентных ставках, штрафных санкциях и т.д.
В управлении гос. финансами принимают участие высшие органы власти: Президент (регламентирует деят-ть фин.системы в ежегодном бюджет.послании); Федеральное Собрание (вводит налоги, утверждает бюджет, принимает законы); Правительство (единый центр управления финансами). На практике осуществляет фин. политику Минфин (обеспеч. единство финансовой, ден-кредит, валютной политики, координирует фин. деят).
В условиях рынка важное значение имеет эффективное управление финансовыми ресурсами предприятий – финансовый менеджмент – этоуправление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.