Финансовая политика и финансовый механизм

Финансовая политика может реализовываться на нескольких уровнях (рис. 3).

Финансовая политика и финансовый механизм - student2.ru

Рис.3. Уровни реализации финансовой политики

Так, финансовая политика – это определенный комплекс мероприятий государства и других субъектов экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели.

Основная цель финансовой политики–создание эффективной системы управления финансовыми ресурсами, которая направлена на обеспечение стратегических и тактических задач функционирования.

Основное содержание финансовой политики:

- выработка научно-обоснованных концепций развития финансов;

- определение основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу текущего периода;

- осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от характера решаемых задач и длительности периода финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

В процессе ее разработки прогнозируется основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях развития.

Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов финансовой организации, перегруппировки финансовых ресурсов и изменений связей.

При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна быть гибкой, что предопределяется изменениями экономических условий и социальных факторов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. В стратегии создаются благоприятные условия для решения тактических задач.

Тактика выявляет проблемы развития экономики, социальной сферы; позволяет более сжатые сроки с наименьшими потерями, затратами решить задачи намеченные финансовой стратегией.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий.

Она должна учитывать специфику каждого этапа развития общества; внутренней обстановки в стране, хозяйствующего субъекта, домашнего хозяйства, так и международной обстановки; реальные экономические и финансовые возможности. Не соблюдение данного принципа приводит к образованию дефицита бюджетов различных уровней.

Исторически в России и в мире приоритетное значение всегда имела разработка и реализация финансовой политики государства.

Так, выделяют традиционные типы финансовой политики государства:

1. Классическая (минимальные ограничения) – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов (А. Смит, Д. Рикардо);

2. Регулирующая (умеренные ограничения) – вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, для достижения полной занятости населения (Дж.М. Кейнс);

3. Планово-директивная (жесткие ограничения) – государственная собственность на средства производства, плановая система управления, максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства.

В современном понимании финансовая политика делится на два типа:

- дискреционная политика – сознательное манипулирование налогами и государственными расходами для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста (стимулирование или сдерживание);

- недискреционная политика – способность налоговой системы, бюджетной системы к автоматической стабилизации – налоги, субсидии, социальные выплаты («встроенные стабилизаторы»).

Финансовая политика в зависимости от решаемых задач делится на следующие виды:

- политика стабилизации. Цель – поддержка макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен (существует два подвида – политика стабилизации во время спада экономики и политика стабилизации во время подъема экономики);

- политика экономического роста. Цель – расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности и как по ценам, так и по условиям привлечения (существует три способа реализации – через рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведения политики «дешевых денег»);

- политика ограничения деловой активности. Цель – регуляция экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики в результате чрезмерных темпов экономического роста (используются способы обратные политике экономического роста – сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, повышение процентных ставок по кредитам).

Финансовый механизм

Практическая реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм – это совокупность форм, видов и методов организации финансовых отношений в конкретный период времени.

Структура финансового механизма довольно сложна, в нее входят элементы, соответствующие многообразию финансовых отношений, именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (рис. 4).

Финансовая политика и финансовый механизм - student2.ru

Рис.4. Элементы финансового механизма

Уровни финансового механизма:

− финансовый механизм хозяйствующих субъектов;

− механизм государственных и муниципальных финансов;

− механизм международных финансов.

1.4. Управление финансами, финансовое планирование и финансовый контроль

Управление (management) – это совокупность приемов и методов целенаправленного действия на объект для достижения определенного результата.

В системе управленческой деятельности важное место занимает управление финансами (financial management) – форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений между субъектами экономических отношений, возникающих при движении финансовых ресурсов.

В управлении финансами выделяют объекты (управляемая подсистема) и субъекты (управляющая подсистема) управления.

Объектами являются разнообразные виды финансовых отношений (финансы предприятий, государственные финансы, страховые отношения, финансы домохозяйств)

Субъектами выступают организационные структуры, которые осуществляют управление финансовыми отношениями (финансовые службы и отделы предприятий и организаций, финансовые институты, органы исполнительной власти, Центральный банк, Федеральное собрание).

Общее управление государственными финансами в Российской Федерации (далее – РФ) возложено на высшие органы государственной власти (Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк), оперативное управление осуществляют финансовые департаменты финансовые отделы и службы. Макроэкономический (общегосударственный) уровень управления финансами использует, как правило, косвенные методы управления. В связи с этим государство разрабатывает юридические нормы, зако­ны, постановления и другие акты, которые устанавливают пра­вила организации финансовых связей, защищают экономичес­кие интересы общества, коллективов и отдельных граждан.

Важную работу по управлению финансами осуществляется Министерством финансов РФ и его финансовыми службами (Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Публичные цели деятельности Министерства финансов РФ:

1. Реализация ответственной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость

2. Устойчивое функционирование финансовой и банковской системы, развитие внутреннего инвестора

3. Деофшоризация экономики, легализация капиталов и активов

4. Актуализация форм и механизмов обеспечения сбалансированности и устойчивости региональных и муниципальных финансов

5. Повышение гибкости долговой политики.

Основные направления деятельности Федеральной налоговой службы:

1. Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах

2. Создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей

3. Снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом

4. Укрепление и совершенствование кадрового потенциала

5. Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

Стратегические цели деятельности Федерального казначейства:

1. Обеспечить кассовое обслуживание субъектов сектора государственного управления

2. Сформировать единое информационное пространство финансовой деятельности публично-правовых образований Российской Федерации

3. Усовершенствовать систему бюджетных платежей

4. Обеспечить содействие эффективному управлению финансовых ресурсов государства

5. Совершенствование механизма исполнения судебных актов и решений налоговых органов

6. Обеспечить надежность функционирования Казначейства России и устойчивость казначейской системы.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – это федеральный орган исполнительной власти, который работает в следующих направлениях:

1. Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере

2. Валютный контроль

3. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций.

Микроэкономический уровень (негосударственный) исполь­зует как косвенные методы управления, так и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Общими принципами управления финансами явля­ются:

1. Комплексность

2. Сбалансированность

3. Приоритетность оптимизации над максимизацией финансовых показателей

4. Взаимосвязь методов управления

5. Учет специфики периода времени при принятии решения.

При управлении финансами используются следующие методы:

1. Финансовое планирование

2. Оперативное управление

3. Учет и контроль.

Финансовое планирование.

Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем.

Задачи финансового планирования:

- определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий;

- выявление резервов роста доходов, экономии в расходах;

- установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными.

Планирование характеризуется:

1. Экстенсивностью (охватывает широкий круг социально- политических и экономических явлений);

2. Интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники);

3. Эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).

Основными направлениями финансового планирования являются: 1) стратегическое или перспективное планирование, которое направлено на определение общей концепции развития финансовой системы и ее элементов; 2) оперативное или текущее планирование, которое направлено на определение конкретных показателей развития финансовой системы на текущий планируемый период.

Методы финансового планирования

- балансовый;

- экстраполяции;

- программно-целевой;

- нормативный;

- математическое моделирование.

Финансовое планирование реализуется при использовании таких инструментов как: контрольные цифры (значения планируемого показателя, которые желательно достигнуть по завершении планируемого периода); финансовые лимиты (предельно допустимые значения планируемого показателя, превышениелимитов относится к нарушениям финансовой дисциплины); финансовые показатели (конкретные плановые параметры качественного и количественного развития); экономические нормативы (планируемое соотношение между двумя взаимосвязанными финансовыми показателями, устанавливаемое в процентах или стоимостном выражении).

Финансовый контроль.

Назначение финансового контроля заключается в следующем:

1. Содействие успешной реализации финансовой политики;

2. Обеспечение процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы, направленных на проверку соблюдения финансового законодательства.

Финансовый контроль – система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. В зависимости от структур осуществляющих финансовый контроль он подразделяется на государственный (президентский, парламентский, исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов, ведомственный) и негосударственный (внутрихозяйственный, аудиторский).

Цель государственного финансового контроля – установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим хозяйствующим субъектом (его службами – бухгалтерским и финансовым отделом, службой финансового менеджмента) за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и его филиалов.

Внутрихозяйственный контроль подразделяется на стратегический и оперативный.

Оперативный контроль осуществляется под руководством главного бухгалтера с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств.

Стратегический контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую эффективность и максимальную прибыль.

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Задачи аудиторского контроля:

1. Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2. Проверка расчетно-кассовых налоговых деклараций и др. отчетностей;

3. Анализ и прогнозирование финансовой хозяйственной деятельности;

4. Постановка и ведение бухгалтерского учета, и составление отчетности;

5. Консультационные услуги в сфере финансового законодательства.

По формам проведения финансовый контроль делится:

1) Предварительный – осуществляется на стадии рассмотрении составления и утверждения финансовых планов. Он способствует предотвращению неправильного и нерационального расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2) Текущий – проводится в процессе исполнения финансового плана, он проводится ежедневно финансовыми службами для исключения нарушения финансовой дисциплины.

3) Последующий – осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Здесь проверяется целесообразность расходования средств при исполнении финансовых планов.

По методам проведения различают:

1. проверка – проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности по отчетным документам для принятия решений по устранению нарушений;

2. обследование – охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, но в отличии от проверок по более широкому кругу вопросов (показателей);

3. анализ – проводится по периодической или годовой отчетности;

4. надзор – проводится контролирующими органами за субъектами получившими лицензию, предполагает соблюдение или установленных правил и нормативов;

5. наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия;

6. ревизия – полное обследование финансовой хозяйственной деятельности субъекта за отчетный период.

Финансовая система

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.

Содержание и структура финансовой системы трактуются по-разному в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе «финансовая система» трактуется как совокупность финансовых инструментов и финансовых рынков, которые они образуют, а также финансовых институтов. То есть финансовую систему, по сути, отождествляют с финансовым рынком (рис. 5). Данное понятие считается ограниченным, потому что связывает финансовую систему только с ее институциональными элементами. Данный подход называют институциональным или прозападным. Данный подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как национальной системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а, следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств различны.

Финансовая политика и финансовый механизм - student2.ru

Рис. 5. Структура финансового рынка

В отечественной литературе более популярен функциональный подход. Согласно этому походу финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, которые обладают особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Такая трактовка «финансовой системы» основывается на принципе наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Выделение отдельных сфер и звеньев обусловлено различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании фондов денежных средств и доходов.

Каждому звену финансовой системы согласно функциональному подходу присущи специфические цели функционирования, а также формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы предприятий в основном обслуживают материальное производство и услуги создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части созданного дохода в бюджет и внебюджетные фонды. Через бюджетную систему страны мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением его средств между регионами, отраслями, социальными группами населения.

Так, согласно функциональному подходу финансовая система выглядит следующим образом (рис. 6).

Финансовая политика и финансовый механизм - student2.ru

Рис.6. Структура финансовой системы (функциональный подход)

Финансовая система включает следующие сферы и звенья:

Государственные и муниципальные финансы включают следующие звенья:

- государственный бюджет (бюджетная система);

- государственные внебюджетные фонды;

- государственный кредит.

Финансы предприятий, учреждений и организаций включают следующие звенья:

- финансы коммерческих организаций;

- финансы некоммерческих организаций.

Финансы страхования:

- личное страхование;

- имущественное страхование;

- страхование ответственности и предпринимательских рисков.

Финансы домашних хозяйств.

В рамках функционального подхода финансовую систему принято подразделять на сферы: централизованные финансы (публичные финансы) и децентрализованные финансы (финансы предприятий, учреждений и организаций и финансы домохозяйств). В предложенной выше структуре такое деление нами не сделано.

Финансовые отношения многообразны, они возникают:

- между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

- между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

- внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

- между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;

- между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

В настоящее время выделяют три типаорганизации финансовой систем общества:

1. Банковский тип, при котором основную роль перераспределения национального дохода выполняют коммерческие банки и другие ссудо-сберегательные учреждения, которые аккумулируют на добровольной основе свободные денежные средства юридических и физических лиц, распределяя их затем, используя механизм кредитования и инвестирования;

2. Рыночный тип, при котором основную роль в перераспределении национального дохода выполняют фирмы, способные к эмиссии ценных бумаг, которые вкладывают в свободные финансовые ресурсы юридические и физические лица;

3. Бюджетный тип, при котором большая часть финансовых ресурсов в централизованном порядке перераспределяется через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Контрольные вопросы:

1. Что такое финансы (дать развернутый ответ)?

2. Перечислить основные группы дискуссионных вопросов об экономической природе финансов.

3. Объяснить взаимосвязь понятий «финансовая политика», «финансовый механизм», «управление финансами», «финансовое планирование» и «финансовый контроль».

4. Дать характеристики сфер и звеньев финансовой системы.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации