Тема 4. Финансовая политика и финансовый механизм

Финансовая политика- комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

§ налоговой политики;

§ бюджетной политики;

§ страховой политики;

§ амортизационной политики;

§ денежно-кредитной политики;

§ ценовой политики;

§ таможенной политики;

§ инвестиционной политики;

§ политики в области международных финансов.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

· обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

· установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

· организацию регулирования и стимулированияэкономических и социальных процессов финансовыми методами;

· выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

· создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Финансовая стратегия - долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика - решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики.

Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

Финансовая политика может быть прогрессивной, когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.

Научный подход предполагает:

1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации.

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.

2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.

3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.

Традиционные типы финансовой политики:

- классическая;

- регулирующая

- планово-директивная

Классическая финансовая политика — основана на трудах Адама Смита и Давида Риккардо. Основное направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Регулирующая финансовая политика — основан на трудах Джона Кейнса. Основное направление — вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений для достижения полной занятости населения.

Планово-директивная финансовая политика — основана на трудах В.Ленина, Н. Бухарина и др. Основное направление — государственная собственность на средства производства, плановая система управления, максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения по государственному плану.

Финансовый механизм – способ реализации финансовой политики, представляет собой систему форм, видов, методов организации финансовых отношений, установленных государством, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. Учет условий в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие хозяйства всех регионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы и направления использования финансовых ресурсов, осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.

Финансовый механизм делится на:

- финансовый механизм организаций;

- страховой механизм;

- механизм функционирования государственных финансов;

- кредитный механизм.

В каждом из разделов выделяют структурные видыпозвеньям финансовой системы. Территориальное деление:

- финансовый механизм Федерации;

- финансовый механизм субъектов РФ;

- финансовый механизм местных органов самоуправления.

По воздействию на общественное производство:

а) механизм мобилизации финансовых ресурсов;

б) механизм предоставления финансовых ресурсов;

в) механизм стимулирования общественного производства.

Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов,

Государство устанавливает способы организации финансовых отношений в фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику-

Можно схематически изобразить эти связи:

1. Использование финансов через познание возможностей этой категории,

2. Правовое оформление финансовой политики.

3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.

4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.

Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из следующих взаимосвязанных блоков.

Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Включают в себя:

планирование, систему расчетов, прогнозирование, аренду, самофинансирование, страхование, инвестиционную программу, залоговые операции, кредитование, траст, выпуск ценных бумаг, факторинг, налогообложение, лизинг, трансферт, финансирование и др.;

Правовое обеспечение:

правовые акты, законы, указы, постановления правительства, приказы, распоряжения, письма Минфина, методические указания, инструкции и т.п.

Финансовые рычаги:

Прибыль, цена, доход , арендная плата, амортизационные отчисления, дивиденды, финансовые санкции, процентная ставка, дисконт и др.

Информационное обеспечение:

компьютерные программы, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, оперативная отчетность и пр.

Различают следующие типы финансового механизма.

Директивный— для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Государство де­тально разрабатывает всю систему организации финансовых отношений, обязательную для всех участников. Пример — рынок корпоративных ценных бумаг, финансы государственных предприятий.

Регулирующий — не затрагивает напрямую интересы государства, характерен для частных предприятий, государство определяет общий порядок использования средств после уплаты налогов.

Финансовая политика предприятия и финансовая политика государства являются взаимосвязанными составляющими экономической политики в целом. Цель финансовой политики предприятия — построение эффективной системы управления его финансовыми потоками для достижения финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности и оптимальной прибыли.

Составляющие финансовой политики предприятия:

1) учетная политика – способ осуществления бухучета на предприятии, от которого зависит формирование себестоимости, финансового результата, налогооблагаемой базы, величина собственного и заемного капитала.

2) налоговая политика — должна обеспечивать гармоничную увязку результатов деятельности предприятия с общегосударственными задачами через безусловное выполнение налогового законодательства.

3) дивидендная политика — должна строиться в зави­симости от потребностей предприятия, обеспечивать максимизацию совокупного достояния акционеров и их финансирования:

4) ценовая политика — от правильности выбора модели ценообразования зависят устойчивость предприятия, его платежеспособность, рентабельность. Причем в настоящее время смещается акцент с затратного ценообразования к рыночному на основе маркетинговой информации, оптимизации затрат;

5) управление оборотными средствами— запасами, дебиторской задолженностью, авансами выданными, денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложе­ниями- Основная цель — повышение рентабельности активов. Особое внимание уделяется управлению дебиторской задолженностью — отбор потенциальных покупателей, со­ставление гибких контрактов с различными условиями оплаты, пересмотр соотношения продаж в кредит и по пре­доплате, предоставление скидок при досрочной оплате

Финансовая политика — это составная часть государственной экономической политики в области финансовых отношений. Для современной России важно оптимальное, сочетание всего положительного в мировом экономическом опыте с учетом конкретных особенностей российской экономики. С одной стороны, Россия имеет опыт государственного регулирования экономики, из которого нужно взять все самые эффективные наработки. С другой стороны, нужен симбиоз государства и частной собственности. Основные цели в среднесрочной перспективе — снижение налоговой на­грузки на экономику, упорядочение государственных обя­зательств, снижение зависимости доходов бюджета от мировых цен, сокращение неэффективных бюджетных расходов и направление этих средств в социальную сферу.

Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денеж­ных средств предприятия для обеспечения его раз­вития.

Цель финансового планирования — определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины фи­нансовых показателей.

Основными задачами финансового планирова­ния на предприятии являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресур­сами производственной, инвестиционной и финан­совой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капи­тала, оценка степени рационального его использо­вания;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличе­ния прибыли за счет экономического использова­ния денежных средств;

• установление рациональных финансовых отноше­ний с бюджетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвес­торов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспо­собностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовое планирование в зависимости от содержания назначения и задач можно класси­фицировать на:

1. Перспективное планирование — используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Ох­ватывает период времени от 1 года до 3 лет.

2. Текущее планирование — рассматривается как составная часть перспективного плана и представля­ет собой конкретизацию его показателей. Составля­ется на 1 год.

3. Оперативное планирование — необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансо­вых ресурсов.

Основная задача финансового планирования - представить предполагаемую производственно-хозяйственную деятельность предприятия и необходимые для ее реализации управленческие решения в производственно-хозяйственных или финансово-экономических расчетных величинах и проанализировать, как эти решения повлияют на доходы и расходы предприятия.

Финансовое планирование, или планирование платежей имеет дело со всеми потоками платежей. Оно необходимо для того, чтобы формировать все приходящие и уходящие потоки платежей внутри предприятия и между предприятием и внешней средой с учетом состояния платежных средств за один или несколько периодов. Потоки платежей и запасы платежных средств для финансового планирования нужно определять по виду, величине и моменту времени их наступления исходя из предполагаемой деятельности предприятия в планируемом периоде. Это позволяет заранее иметь информацию об ожидаемых процессах платежей.

Финансовое планирование служит в первую очередь для сохранения финансового равновесия предприятия, а с другой стороны препятствует накоплению излишних ликвидных средств. Поскольку устанавливать неплатежеспособность ex-post слишком поздно, гораздо большее значение придается прогнозам ликвидности и финансовому планированию на предприятии. Это необходимо для того, чтобы своевременно предоставлять необходимые финансовые средства для реализации как долгосрочных, так и краткосрочных решений.

В долгосрочном плане необходимо заботиться о сохранении структурного финансового равновесия в форме согласования потребности капитала (инвестиции) и покрытия этой потребности (финансирование). Это структурное финансовое равновесие, которое можно соблюдать с помощью правил финансирования. В краткосрочном периоде финансовое равновесие достигается через текущее согласование поступлений/доходов и расходов и тем самым гарантируется ситуативная ликвидность. С помощью финансового планирования можно также контролировать ситуацию с платежами (избыток или дефицит платежных средств) и обеспечивать необходимую величину ликвидных резервов.

Финансовое планирование должно охватывать все финансово-экономические и производственно-хозяйственные процессы, а следовательно, и все платежи внутри предприятия и связывающие его с внешней средой, а именно:

• планирование потока денежных средств, исходя из состояния платежных средств на начало периода;

• планирование инвестиций и дезинвестиций;

• планирование внешнего финансирования и дефинансирования;

• планирование резервов ликвидности для определения желаемого состояния платежных средств в конце периода.

Выполнить эффективно эту задачу можно только в рамках одновременного планирования, т.е. с учетом всех платежей, возникающих в ходе планирования производственной программы и потенциала предприятия. Чтобы связать все расчеты друг с другом, разрабатывают интегрированное общее планирование на предприятии, или систему планирования.

Иначе говоря, финансовое планирование представляет собой финансовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия и образует основу для принятия финансовых решений. Вот почему финансовое планирование является сердцевиной планирования на предприятии. Кроме того, взаимосвязь планирования финансовых процессов на предприятии вытекает из взаимосвязей инвестиций и финансирования. Поэтому и финансовое планирование пи предприятии должно быть общим, охватывающим все отделы и сферы его деятельности.

Финансовое планирование может быть как производным, так и первичным планированием. Как производное, финансовое планирование выводится из первичного планирования сбыта, производства, снабжения, персонала, инвестиций и мощностей предприятия. При первичном финансовом планировании речь идет о планировании всех платежей (поступлений и выплат) на предприятии в связи с производственным планированием.

Количественное формирование процессов на предприятии связано с финансовым хозяйством, задача которого — обеспечить определенный фонд капитала для реализации всех решений. Производственно-хозяйственные процессы и их изменения сопровождаются связыванием капитала и его высвобождением, т.е. процессами инвестирования и финансирования. Связанные с ними движения финансовых средств должны быть отражены в финансовом плане. Финансовое планирование выполняет функцию учета и переработки финансовых последствий всех принятых при планировании производства решений. Процесс финансового планирования начинается с получения информации из планов производства и данных аналитического учета. Затем эта информация анализируется и преобразуется в финансовую информацию. Наконец, с помощью прогнозирования поступлений и выплат через соответствующие мероприятия пытаются прийти к выравниванию платежей.

Финансовое планирование должно быть дополнено финансовым контролем, который представляет собой систематическое, регулярное и институционализированное сравнение запланированных и реализованных (фактических) платежей и запасов платежных средств. Только через финансовый контроль можно определить эффективность финансового планирования.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. Важным фактором является также контроль за соблюдением интересов акционеров и инвесторов.

Методы финансового планирования использу­ются для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов предприятия.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. На основании доступной отчетно-учетной информации оценивается финансовое положение предприятия, его внутренние и внешние отношения. Это позволяет охарактеризовывать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные решения.

Сущность нормативного метода в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйственного субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие. Существуют также нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. При этом большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию. Этот метод интересен тем, что дает возможность проанализировать деятельность предприятия в различных экономических ситуациях, а также проработать пути развития в всех вариантах.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

И только совокупность перечисленных методов позволит сделать разносторонние выводы.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом – анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и другие) показывает уменьшенные размеры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершением процесса финансового планирования является практическое внедрение планов и контроль за их исполнением.

Такое планирование должно носить долгосрочный характер и, по возможности, учитывать тенденции развития экономических процессов в стране, а также подразделяться на планы определенных отрезков времени для детализации деятельности предприятия.

Наши рекомендации