Валютного регулирования и валютного контроля

Для эффективного государственного регулирования валютных отношений в Республике Беларусь создана система соответствующих органов, определяемая Президентом Республики Беларусь.

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк, если иное не определено Президентом.

Ст. 21 Закона определяет полномочия Национального банка Республики Беларусь как органа валютного регулирования, который в пределах своей компетенции:

- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

- создает золотовалютные резервы и управляет ими;

- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

- устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

- устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

- устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

- устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

- устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;

- определяет в соответствии с Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

- привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

- выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательством;

- в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

- осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.

В соответствии со ст. 22 Закона Совет Министров, взаимодействуя с Национальным банком по вопросам валютного регулирования, в пределах своей компетенции:

- принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

- осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.

Организационно-правовое обеспечение валютного контроля в Республике Беларусь возлагается на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Система органов валютного контроля определена ст. 24 Закона, к которым в Республике Беларусь относятся:

1. Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2. Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством.

3. Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством. Комитет государственного контроля осуществляет координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций.

4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля вправе:

- проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

- осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

- приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;

- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Система агентов валютного контроля, а также их полномочия закреплены в ст. 26-29. К агентам валютного контроля в Республике Беларусь относятся:

1. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции:

- осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

- принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

- представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

- осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

2. Таможни, которые:

- производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

- контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

- осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

- осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

3. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

- осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

- получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

- приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;

- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

- если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

- если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено;

- если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь;

- в иных случаях, установленных законодательством.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля в порядке и сроки, определяемые Национальным банком Республики Беларусь.

Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями определен постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 июня 2006 г. № 89 «О выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля»

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

Наши рекомендации